Теория и практика мотивации труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 06:28, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время управление персоналом представляет сложную систему теорий, правил и закономерностей. Изучение этих аспектов имеет огромное значение при выборе тактики и стратегии управления организацией. Персонал в любой организации является ее неотъемлемой частью, организация не может существовать без людей, а как следствие из этого – что-то производить, добиваться своей цели в деятельности. Управление персоналом, прежде всего, базируется на принципах заинтересованности сотрудников организации работать на нее, на достижение неких целей. Именно поэтому сегодня актуально изучение принципов и методов эффективной мотивации персонала. Мы имеем неограниченную свободу в выборе того или иного способа организации управления, но чтобы не повторять ошибки, известные из международного опыта, при выборе основы для создания структуры организации, нужно очень тщательно отнестись к анализу принципов мотивации в управлении.

Оглавление

Введение…………………………………………………….…………....3
Глава 1. Понятие «мотив» и «мотивация»…………………………….5
Глава 2. Основные содержательные теории мотивации…….………..9
2.1 Теории потребностей Маслоу……………………………………...9
2.2 Теория Альдерфера…………………………………………………12
2.3 Теория Макклелланда …………………………………….…………13
2.4 Теория Герцберга……………………………………………………15
2.5 Соотношение различных теорий мотивации……………….……..16
Глава 3. Процессуальные теории мотивации…………………………18
3.1 Теория ожидания…………………………………………….……..18
3.2 Теория справедливости……………………………………………20
3.3 Теория Портера – Лоулера………………………………………………………….21
Глава 4. Пути повышения эффективности мотивации труда…….…24
Заключение………………………………………………………….…..34
Список литературы ……………………………………………….……36

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 153.21 Кб (Скачать)

 

Один из очень простых  способов повысить принятие работником поставленных перед ним целей - объяснить  ему логику постановки целей. Во-первых, объяснить, как были поставлены цели (например, учитывая уже достигнутые в прошлом результаты), чтобы работники понимали, что они получают от этого какие-то выгоды или преимущества. Во-вторых, разъяснить, как достижение поставленных целей повлияет на оплату работников. Работникам надо четко показать, что они не потеряют в зарплате, если они не смогут достичь поставленных целей, и показать, какие финансовые выгоды будут для тех работников, которые смогут добиться высоких результатов. В-третьих, участие работников в постановке целей должно быть добровольным, и это также следует разъяснить им. Постановка целей не будет работать, если работники не принимают целей и подозревают руководителей в обмане.

 

Информирование  персонала

 

Плохая осведомленность  работников о том, что происходит в организации, о перспективе  решения важнейших проблем, затрагивающих  их интересы, не только ухудшает психологический  климат в организации, снижает уровень  их доверия к руководству, но и  самым негативным образом влияет на трудовую мотивацию персонала. Информирование работников по широкому кругу производственных и социальных вопросов, связанных  с работой в компании, является эффективным инструментом повышения  их удовлетворенности работой и  заинтересованности в конечных результатах, формирования у них чувства сопричастности делам организации. В работе по информированию персонала могут быть выделены следующие  задачи:

 

1.   Обеспечение работников  информацией, необходимой им для  успешного выполнения порученной  работы (соблюдение установленных  сроков, качества и объема предоставляемой  информации, формы изложения).

 

2. Доведение до работников  целей и задач организации,  целей и задач подразделений,  в которых они работают.

 

3. Повышение заинтересованности  работников в решении поставленных  перед ними задач.

 

4. Формирование у работников  чувства сопричастности к работе  организации, готовности разделять  стоящие перед ней цели, повышение  их готовности вносить свой  вклад в работу компании.

 

5. Улучшение психологического  климата в коллективе за счет  своевременного информирования  работников по основному кругу  важных для них вопросов.

 

6. Повышение готовности  к сотрудничеству работников  разных подразделений в процессе  решения общих задач.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация видов  нематериального стимулирования

1. Корпоративно-системные

  1. Организационные
  2. Творческие
  3. Стимулирование свободным временем
  4. Корпоративная культура
  5. Продвижение по службе
  6. Стимулирование обучением
  7. Делегирование полномочий
  8. Участие в акционерном капитале

2. Социально-психологические

  1. Признание:

а) личная похвала

б) общественное признание

  1. Подарки за высокие результаты работы и творческие достижения
  2. Стимулирование ответственностью
  3. Возможность напрямую обращаться к руководству
  4. Комфортное рабочее место
  5. Условия для релаксации
  6. Признание ошибок руководства
  7. Участие в делах муниципального образования и/или благотворительность

3. Социально-бытовые

  1. Социальные льготы, не предусмотренные ТК РФ

а) жильё

б) медицинское обслуживание

в) организация питания

г) организация обучения и воспитания детей

д) льготное пенсионное обеспечение

е) транспортная доступность

ж) предоставление бытовых  услуг

  1. Подарки на праздники и к дням рождения и юбилеям
  2. Гибкие социальные выплаты (большие или непредусмотренные законодательством)
  3. «Золотые парашюты 

Заключение

Подведем итоги работы. Итак, мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Материальные потребности – совокупность материальных благ, имеющая вещественную форму и вступающая в качестве главного побудительного мотива трудовой деятельности человека. Содержательные теории мотивации изучают потребности человека и предлагают их иерархическую классификацию, позволяющую делать выводы о механизме мотивации человека. Согласно теории Маслоу, пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, признания и уважения, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминанта определяет поведение человека. В теории Альдерфера предусмотрены три группы потребностей: роста, связи и существования, которые коррелируют с пирамидой Маслоу. Маккеланд дополнил классификацию потребностей Маслоу, введя понятия потребностей достижения, властвования и соучастия. Эти группы потребностей могут находиться на разных уровнях удовлетворения и зависят от личности человека. Герцберг пришел к заключению, что факторы, действующие в процессе работы, влияют на удовлетворение потребностей. Для достижения целей необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов – таких, как ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей. Процессуальные теории мотивации анализируют, как человек соизмеряет потребности и распределяет усилия для достижения различных целей и каким образом он выбирает конкретный вид поведения. Теория ожиданий Врума основывается на предположении, что наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению ценного вознаграждения. Мотивация ослабевает, если вероятность успеха или ценность вознаграждения оцениваются людьми невысоко. Теория справедливости Адамса предполагает, что люди подвергают субъективной оценке отношение вознаграждения к затраченным усилиям и соотносят его с вознаграждением других работников за аналогичную работу. Несправедливое вознаграждение приводит к возникновению психологического напряжения. При этом работник будет уменьшать затрачиваемые усилия. Если же он считает свой труд переоцененным, то он оставит объем затрачиваемых усилий на прежнем уровне или даже увеличит его. Теория Портера-Лоулера основывается на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Результативность труда работника зависит от приложенных им усилий, его характерных особенностей и возможностей, а также оценки им своей роли. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в том, что оно будет получено. Результативность труда порождает удовлетворенность.

Мотивация выступает важнейшим  элементом в системе управления персоналом. В современном менеджменте  все большее значение приобретает  гуманистическая концепция, в соответствии с которой человек рассматривается  как главный субъект управления, а всестороннее развитие личности человека – как глобальная цель предприятия. Эффективная мотивация персонала  – это эффективное управление и, как результат, эффективная работа организации.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Генкин Б. М. , Экономика и социология труда: Учебник. – 7-е изд. издательство НОРМА Москва, 2007
  2. Райгородский Д. Я., Психология и психоанализ рекламы: Издательский дом Бахрах-М, 2001
  3. Иванова Н. Л., Общая психология: Психология личности,: Учебное издание. 2007
  4. Шабанова А.,  Материальная мотивация сотрудников, 13.07.2005
  5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента, 1997
  6. Виханский О.С., Стратегическое управление,: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1998
  7. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент,: Учебник - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006
  8. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995
  9. Маслоу А., Теория человеческой мотивиции http://flogiston.ru/library/maslow
  10. Антипова В., Виды нематериального стимулирования,: Статья http://www.classs.ru/stati/menejment1/vidu_stimula.html
  11. Блинов А.А., Мотивация персонала корпоративных структур, Статья http://www.zarplata.ru/a-id-42.html
  12. Шапиро С., Мотивация и стимулирование персонала. http://www.syntone.ru/library/books/content/4263.html?current_book_page=1
  13. Герцберг Ф. И., перевод Костина М., MOTIVATION-HYGIENE THEORY (MHT),: Словарь-справочник (по материалам "International Encyclopedia of Public Politic and Administration") - ООО "Издательство "Петрополис"", 2000
  14. Дагаева А., Зарплаты недостаточно, 2006 http://magazine.hrm.ru/db/hrm/B4F60793F5847D82C32571560047372B/category.html
  15. Дафт Р. Л. Менеджмент: Учебник. - СПб.: Питер, 2001

 


Информация о работе Теория и практика мотивации труда