Содержательные и процессуальные теории мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 16:21, контрольная работа

Краткое описание

Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов управления персоналом.
В этих условиях перед менеджерами предприятий встает ряд вопросов:
какой должна быть стратегия и тактика современного предприятия;
как рационально организовать финансовую деятельность предприятия;
как максимально повысить эффективность управления трудовыми ресурсами и др.

Оглавление

Введение
1. Теория мотивации
2. Содержательные теории мотивации
2.1 Иерархия (пирамида) потребностей по А. Маслоу
2.2 Теория потребностей по Д. Мак-Клелланду
2.3 Теория подкрепления Скиннера
Двухфакторная теория Герцберга
3. Процессуальные теории мотивации
3.1 Теория справедливости
3.2 Система мотивации организации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

основы менеджмента. курсовик 20 листов docx.docx

— 105.51 Кб (Скачать)

 

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Сызранский филиал

заочный факультет

г.Сызрань, ул.Людиновская 23, тел.37-12-88, 99-35-66

 

Федорова Светлана Александровна

 

 

Курс      3                                                               группа              МОЗ 306

Специальность   менеджмент организации

Курсовая работа   №                                       вариант

По дисциплине: Основы менеджмента

На тему: «Содержательные и процессуальные теории мотивации»

 

 

 

 

                                          Дата получения работы деканом

                                          Дата получения работы на кафедру

                                          Дата рецензирования работы

                                         Дата возвращения работы кафедрой в деканат

                                          Дата отправки работы студенту

 

 

Контрольная (курсовая) работа предоставляется экзаменатору при сдаче экзамена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение

1. Теория мотивации

2. Содержательные теории  мотивации

    2.1 Иерархия (пирамида) потребностей по А. Маслоу

    2.2 Теория потребностей по Д. Мак-Клелланду

    2.3 Теория подкрепления Скиннера

    1. Двухфакторная теория Герцберга

3.  Процессуальные теории мотивации

    3.1 Теория справедливости

    3.2 Система мотивации организации

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов управления персоналом.

В этих условиях перед менеджерами предприятий встает ряд вопросов:

какой должна быть стратегия и тактика современного предприятия;

как рационально организовать финансовую деятельность предприятия;

как максимально повысить эффективность управления трудовыми ресурсами и др.

Эти задачи не могут быть эффективно реализованы без создания действенных стимулов к труду и предприимчивости в сочетании с высокой организованностью и дисциплиной.

Основными задачами мотивации являются:

формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;

обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;

формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Для решения этих задач необходим анализ:

процесса мотивации в организациях, индивидуальной и групповой мотивации, если таковая имеется в зависимости между ними изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям.

Для решения указанных задач применяются различные методы мотивации.

Самым первым и наиболее распространенным методом был метод наказания и поощрения, так называемая политика «кнута и пряника». Этот метод использовался для достижения желаемых результатов и просуществовал довольно долго в условиях административно-командной системы. Постепенно он трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов. Такой метод был эффективен при повторяющихся рутинных операциях, незначительной содержательной части работы, невозможности поменять место работы (по разным причинам), а также в условиях бригадных и коллективных подрядов, где действовали регламентированные надбавки и удержания. С повышением роли человеческого фактора появились психологические методы мотивации. В основе этих методов лежит утверждение, что основным модифицирующим фактором являются не только материальные стимулы, но и нематериальные мотивы, такие, как самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость своей фирмой. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека, т. е. осознанного ощущения недостатка в чем-либо. Ощущение недостатка в чем-либо имеет вполне определенную цель, которая и служит средством удовлетворения потребностей. Изучение потребностей человека привело к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной теории и процессуальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория мотивации

 

Функция мотивации охватывает разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности.

Мотивация – это процесс целенаправленного изменения структуры ценностей, взглядов и принципов работника для воспитания в нем осознанного желания трудиться.

Мотивация – это готовность приложения максимальных усилий для достижения организационных целей, которая обусловлена способностью этих усилий удовлетворять определённую индивидуальную потребность.

Мотивация – это процесс побуждения, стимулирования себя и других к целенаправленному поведению или выполнению определённых действий, направленных на достижение собственной цели или цели организации

Для эффективного выполнения функции мотивации в современных условиях менеджеру (руководителю) необходимо учитывать и использовать в управленческой деятельности объективно существующую взаимосвязь таких понятий, как мотив и стимул.

Если мотив — это внутреннее желание человека удовлетворять свои потребности, то стимул — это возможность получения средств удовлетворения своих потребностей (в качестве награды) за выполнение определенных действий.

Таким образом, мотивация – это динамика, так как она связана с ростом и воспитанием человека, а стимулирование – статика, так как представляет собой простое побуждение к труду с использованием основных желаний и стремлений работника.

Мотивация и стимулирование, дополняя друг друга, находятся в диалектической взаимосвязи и зависят не от объективных причин и результатов анализа, а от стиля управления, присущего руководителю и модели менеджмента, используемой в организации.

И мотивация, и стимулирование используют такие понятия как нужда, интерес, потребность, мотив, стимул, поведение.

Нужда – ощущение недостачи, нехватки чего-либо. Нужда – подсознательное чувство, которое лежит в основе всех действий любого человека и наиболее фундаментальное понятие в теории мотивации. Различают нужды первичные и вторичные. Первичные нужды – активные, те, которые тревожат человека в текущий момент и вызывают его на какие-либо действия. Вторичные – пассивные, неактивные в настоящий момент времени.

Интерес – законное желание человека удовлетворить нужду. Интерес служит основой для проявления мотивов и стимулов.

Потребность – осознанное желание человека благодаря тем или иным действия реализовать свои интересы.

Мотив – побудительная причина, повод к какому-либо действию, довод в пользу чего-либо.

Стимул – побуждение к действию, побудительная причина.

Поведение – действия человека, направленные на реализацию его интересов (удовлетворение потребностей и нужд) с учетом последствий и затрат.

В организации человек выбирает такой способ поведения, который принесет ему наибольшее соотношение удовлетворения и затрат на его достижение с учетом всех предвидимых последствий.

Часто работники выдвигают к создаваемой в организации системе мотивации и стимулирования следующие требования:

  • справедливая оплата труда ;
  • хорошее рабочее окружение;
  • уверенность в завтрашнем дне;
  • хорошее руководство и участие в управлении;
  • признание достоинств и возможность продвижения по службе.

Для выполнения этих требований и создается система мотивации, которая действует на основе понимания и использования механизма (рис. 1).

      Потребности                                        Ожидания                                    Мотивы


 

                                                                                                  Действия и получение

                                                                                                         результатов

 

             Возможная                                Оценка степени

           корректировка                            удовлетворенности                   Вознаграждение

       ожиданий  и (или)                             ожиданий и пот-

          потребностей                                    ребностей

 

Механизм мотивации (рис.1)

То, что на людей можно оказывать влияние для реализации замыслов известно давно. Так называемый метод «кнута и пряника», т.е. вознаграждения за успешную продуктивную работу и применение штрафных санкций и наказаний за причинение препятствий или неудовлетворительную работу был наиболее распрротстранённым и надёжным на протяжении многих столетий.

Со временем в управлении начали учитывать психологические аспекты. С появлением «теории подсознательного» Зигмунда Фрейда, приобрёл широкое распространение тезис о том, что люди не всегда действую рационально, а после проведения Хоторнских экспериментов Элтона Мэйо, получили развитие современные концепции мотивации.

Теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований распределяются на две категории: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации связаны с идентификацией внутренних побуждений (нужд), что заставляет человека действовать так, а не иначе, определяют структуру нужд человека и обнаруживают среди них те, что имеют приоритетные значения.

Более современные − процессуальные мотивационные теории основываются на поведении человека и учитывают её восприятие и приобретённый опыт. Сама мотивация рассматривается с точки зрения того, что заставляет человека направлять усилие на достижение желаемых результатов.

 

 

  1. Содержательные теории мотивации

 

2.1 Иерархия (пирамида) потребностей по А. Маслоу (1940-е г.г. ХХ ст)

 

 

А. Маслоу установил, что человек испытывает одновременно потребности различных уровней, но всегда потребности какого-то одного уровня будут доминировать. Кроме того, человек будет испытывать потребности более высокого уровня только после того, как в основном удовлетворит свои потребности более низких уровней.

Менеджер должен определить доминирующую потребность каждого работника и мотивировать эффективность его работы, удовлетворяя эту потребность.

 

2.2 Теория потребностей по Д. Мак-Клелланду (1950-е г.г. ХХ ст.)

 

Д. Мак-Клелланд установил связь между результативностью работы людей и потребностями причастности, власти, успеха.

Развитие этих потребностей и их удовлетворение он считал главным фактором высокой продуктивности людей, экономического роста фирм и даже общества в целом.

 

Связь между теориями А. Маслоу и Д. Мак-Клелланда

                                     Потребности, мотивирующие людей

По А. Маслоу

По Д. Мак-Клелланду

Самовыражения

Успеха

Признания, уважения

Власти

В общении, принадлежности

Причастности

Безопасности (подчиненности)

 

Физиологические (материальные)

 

 

2.3 Теория подкрепления Скиннера

 

Закон результата, предложенный американским психологом Скиннером в его теории подкрепления, формулируется так: "степень удовлетворения, полученная при достижении цели, влияет на поведение человека в сходных ситуациях в будущем".

Следовательно, если работника поощрить за выполнение поставленной задачи каким-либо образом, то в дальнейшем он будет стараться выполнять эту работу так же; если же наказать – он постарается избегать подобного способа действий во всех ситуациях, которые покажутся ему аналогичными или сходными.

Информация о работе Содержательные и процессуальные теории мотивации