Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 16:21, контрольная работа
Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов управления персоналом.
В этих условиях перед менеджерами предприятий встает ряд вопросов:
какой должна быть стратегия и тактика современного предприятия;
как рационально организовать финансовую деятельность предприятия;
как максимально повысить эффективность управления трудовыми ресурсами и др.
Введение
1. Теория мотивации
2. Содержательные теории мотивации
2.1 Иерархия (пирамида) потребностей по А. Маслоу
2.2 Теория потребностей по Д. Мак-Клелланду
2.3 Теория подкрепления Скиннера
Двухфакторная теория Герцберга
3. Процессуальные теории мотивации
3.1 Теория справедливости
3.2 Система мотивации организации
Заключение
Список использованной литературы
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Сызранский филиал
заочный факультет
г.Сызрань, ул.Людиновская 23, тел.37-12-88, 99-35-66
Федорова Светлана Александровна
Курс 3
Специальность менеджмент организации
Курсовая работа №
По дисциплине: Основы менеджмента
На тему: «Содержательные и процессуальные теории мотивации»
Дата получения работы деканом
Дата получения работы на кафедру
Дата рецензирования работы
Дата возвращения работы кафедрой в деканат
Дата отправки работы студенту
Контрольная (курсовая) работа предоставляется экзаменатору при сдаче экзамена
Содержание:
Введение
1. Теория мотивации
2. Содержательные теории мотивации
2.1 Иерархия (пирамида) потребностей по А. Маслоу
2.2 Теория потребностей по Д. Мак-Клелланду
2.3 Теория подкрепления Скиннера
3. Процессуальные теории мотивации
3.1 Теория справедливости
3.2 Система мотивации организации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов управления персоналом.
В этих условиях перед менеджерами предприятий встает ряд вопросов:
какой должна быть стратегия и тактика современного предприятия;
как рационально организовать финансовую деятельность предприятия;
как максимально повысить эффективность управления трудовыми ресурсами и др.
Эти задачи не могут быть эффективно реализованы без создания действенных стимулов к труду и предприимчивости в сочетании с высокой организованностью и дисциплиной.
Основными задачами мотивации являются:
формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
Для решения этих задач необходим анализ:
процесса мотивации в организациях, индивидуальной и групповой мотивации, если таковая имеется в зависимости между ними изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям.
Для решения указанных задач применяются различные методы мотивации.
Самым первым и наиболее распространенным методом был метод наказания и поощрения, так называемая политика «кнута и пряника». Этот метод использовался для достижения желаемых результатов и просуществовал довольно долго в условиях административно-командной системы. Постепенно он трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов. Такой метод был эффективен при повторяющихся рутинных операциях, незначительной содержательной части работы, невозможности поменять место работы (по разным причинам), а также в условиях бригадных и коллективных подрядов, где действовали регламентированные надбавки и удержания. С повышением роли человеческого фактора появились психологические методы мотивации. В основе этих методов лежит утверждение, что основным модифицирующим фактором являются не только материальные стимулы, но и нематериальные мотивы, такие, как самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость своей фирмой. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека, т. е. осознанного ощущения недостатка в чем-либо. Ощущение недостатка в чем-либо имеет вполне определенную цель, которая и служит средством удовлетворения потребностей. Изучение потребностей человека привело к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной теории и процессуальной.
Функция мотивации охватывает разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности.
Мотивация – это процесс целенаправленного изменения структуры ценностей, взглядов и принципов работника для воспитания в нем осознанного желания трудиться.
Мотивация – это готовность приложения максимальных усилий для достижения организационных целей, которая обусловлена способностью этих усилий удовлетворять определённую индивидуальную потребность.
Мотивация – это процесс побуждения, стимулирования себя и других к целенаправленному поведению или выполнению определённых действий, направленных на достижение собственной цели или цели организации
Для эффективного выполнения функции мотивации в современных условиях менеджеру (руководителю) необходимо учитывать и использовать в управленческой деятельности объективно существующую взаимосвязь таких понятий, как мотив и стимул.
Если мотив — это внутреннее желание человека удовлетворять свои потребности, то стимул — это возможность получения средств удовлетворения своих потребностей (в качестве награды) за выполнение определенных действий.
Таким образом, мотивация – это динамика, так как она связана с ростом и воспитанием человека, а стимулирование – статика, так как представляет собой простое побуждение к труду с использованием основных желаний и стремлений работника.
Мотивация и стимулирование, дополняя друг друга, находятся в диалектической взаимосвязи и зависят не от объективных причин и результатов анализа, а от стиля управления, присущего руководителю и модели менеджмента, используемой в организации.
И мотивация, и стимулирование используют такие понятия как нужда, интерес, потребность, мотив, стимул, поведение.
Нужда – ощущение недостачи, нехватки чего-либо. Нужда – подсознательное чувство, которое лежит в основе всех действий любого человека и наиболее фундаментальное понятие в теории мотивации. Различают нужды первичные и вторичные. Первичные нужды – активные, те, которые тревожат человека в текущий момент и вызывают его на какие-либо действия. Вторичные – пассивные, неактивные в настоящий момент времени.
Интерес – законное желание человека удовлетворить нужду. Интерес служит основой для проявления мотивов и стимулов.
Потребность – осознанное желание человека благодаря тем или иным действия реализовать свои интересы.
Мотив – побудительная причина, повод к какому-либо действию, довод в пользу чего-либо.
Стимул – побуждение к действию, побудительная причина.
Поведение – действия человека, направленные на реализацию его интересов (удовлетворение потребностей и нужд) с учетом последствий и затрат.
В организации человек выбирает такой способ поведения, который принесет ему наибольшее соотношение удовлетворения и затрат на его достижение с учетом всех предвидимых последствий.
Часто работники выдвигают к создаваемой в организации системе мотивации и стимулирования следующие требования:
Для выполнения этих требований и создается система мотивации, которая действует на основе понимания и использования механизма (рис. 1).
Потребности
Возможная
корректировка
ожиданий
и (или)
потребностей
Механизм мотивации (рис.1)
То, что на людей можно оказывать влияние для реализации замыслов известно давно. Так называемый метод «кнута и пряника», т.е. вознаграждения за успешную продуктивную работу и применение штрафных санкций и наказаний за причинение препятствий или неудовлетворительную работу был наиболее распрротстранённым и надёжным на протяжении многих столетий.
Со временем в управлении начали учитывать психологические аспекты. С появлением «теории подсознательного» Зигмунда Фрейда, приобрёл широкое распространение тезис о том, что люди не всегда действую рационально, а после проведения Хоторнских экспериментов Элтона Мэйо, получили развитие современные концепции мотивации.
Теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований распределяются на две категории: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации связаны с идентификацией внутренних побуждений (нужд), что заставляет человека действовать так, а не иначе, определяют структуру нужд человека и обнаруживают среди них те, что имеют приоритетные значения.
Более современные − процессуальные мотивационные теории основываются на поведении человека и учитывают её восприятие и приобретённый опыт. Сама мотивация рассматривается с точки зрения того, что заставляет человека направлять усилие на достижение желаемых результатов.
2.1 Иерархия (пирамида) потребностей по А. Маслоу (1940-е г.г. ХХ ст)
А. Маслоу установил, что человек испытывает одновременно потребности различных уровней, но всегда потребности какого-то одного уровня будут доминировать. Кроме того, человек будет испытывать потребности более высокого уровня только после того, как в основном удовлетворит свои потребности более низких уровней.
Менеджер должен определить доминирующую потребность каждого работника и мотивировать эффективность его работы, удовлетворяя эту потребность.
2.2 Теория потребностей по Д. Мак-Клелланду (1950-е г.г. ХХ ст.)
Д. Мак-Клелланд установил связь между результативностью работы людей и потребностями причастности, власти, успеха.
Развитие этих потребностей и их удовлетворение он считал главным фактором высокой продуктивности людей, экономического роста фирм и даже общества в целом.
Связь между теориями А. Маслоу и Д. Мак-Клелланда
| |
По А. Маслоу |
По Д. Мак-Клелланду |
Самовыражения |
Успеха |
Признания, уважения |
Власти |
В общении, принадлежности |
Причастности |
Безопасности (подчиненности) |
|
Физиологические (материальные) |
2.3 Теория подкрепления Скиннера
Закон результата, предложенный американским психологом Скиннером в его теории подкрепления, формулируется так: "степень удовлетворения, полученная при достижении цели, влияет на поведение человека в сходных ситуациях в будущем".
Следовательно, если работника поощрить за выполнение поставленной задачи каким-либо образом, то в дальнейшем он будет стараться выполнять эту работу так же; если же наказать – он постарается избегать подобного способа действий во всех ситуациях, которые покажутся ему аналогичными или сходными.
Информация о работе Содержательные и процессуальные теории мотивации