Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:04, контрольная работа
Еще одно понятие – это мотивирование. Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотив – это внутренняя ценность выполняемой деятельности. В зависимости от задач, которые ставит перед собой мотивирование, можно выделить два типа мотивирования. Первый тип мотивирования заключается в том, чтобы путем внешнего воздействия на человека вызвать к действию определенные мотивы, которые бы побудили человека к действию, приводящему к желательному для мотивирующего субъекта результату.
Содержательные теории мотивации…..………………………………... 3
Социальная и профессиональная адаптация……………………………9
Менеджмент персонала..…………………………………………………12
Список использованных источников……………………………………... 17
Содержание
Список использованных источников……………………………………... 17
Содержательные теории мотивации
Ни одна компания не может успешно функционировать без настроя сотрудников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Успешный менеджер достигает целей, поставленных перед ним руководством организации благодаря умелому использованию своих подчиненных. При таком подходе функция мотивации работников становится крайне важной. Мотивация, в данном случае, понимается как процесс побуждения себя и других людей к достижению личных целей и целей организации.
Исследуя мотивацию необходимо дать определение, этому термину. Определений множество, но в каждом из них найдется то, что будет важным для исследования мотивации как одного из главных показателей эффективности работы коллектива или отдельно взятого работника. Мотивация – это некоторое эмоциональное состояние, побуждающее к действию. Мотивация - 1) объяснение, приведение доводов в пользу какого-либо решения, действия; 2) побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-- либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. Мотивации - психологические стимулы, которые дают действиям людей цели и направления. Эти стимулы происходят из нас самих. Но если мы говорим о руководителях, «мотивирующих» других, мы говорим о путях, которыми они фокусируют человеческие мотивации на достижение целей организации; процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения целей организации в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразно с планом. Одна из функций управления.
Еще одно понятие – это мотивирование. Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотив – это внутренняя ценность выполняемой деятельности. В зависимости от задач, которые ставит перед собой мотивирование, можно выделить два типа мотивирования. Первый тип мотивирования заключается в том, чтобы путем внешнего воздействия на человека вызвать к действию определенные мотивы, которые бы побудили человека к действию, приводящему к желательному для мотивирующего субъекта результату. Здесь главное знать: какие мотивы приведут к желательному действию и как их вызвать. Задача второго типа мотивации заключается в формировании определенной мотивационной структуры человека. Зачастую такой тип мотивации не связан с осуществлением каких-то определенных действий и задач, а носит воспитательный или образовательный характер. Этот тип требует очень больших усилий, но он гораздо эффективнее, чем первый. Мотивационный процесс начинается с физиологической или психологической потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение (мотив), направленное на достижение цели или вознаграждения.
Содержательные теории мотивации основаны на идентификации потребностей, заставляющих человека поступить так, а не иначе. Предпосылкой создания подобных теорий в менеджменте стало такое поведение подчиненных, которое не подчиняется обшей логике. Эти теории разработаны в трудах зарубежных авторов: А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга.
Модель иерархии потребностей по А. Маслоу.
А.Маслоу, американский психолог, один из лидеров так называемой гуманистической психологии, создал свою теорию в 40-е годы прошлого столетия. Основой теории служит выделение в побудительной системе человека первичных и вторичных потребностей. Эти потребности представлены в иерархической пирамиде, согласно приоритетам. Первичные потребности: физиологические и потребности в безопасности. Вторичные: в принадлежности, почитании и самовыражения (познавательные, эстетические и самоактуализация). Люди, испытывающие первичные потребности, всегда стремятся застраховать себя от неблагоприятных ситуаций и изменений. Это связано с получением образования, приобретением страхового полиса, желанием найти хорошую надежную работу с хорошими видами на пенсию. Чтобы эффективно управлять людьми данного типа, необходимо создать четкую и надежную систему социального страхования, оплачивать достойно их труд; не следует привлекать таких людей к выполнению рискованных заданий, приводящих к изменениям и нестабильности. Люди со вторичными потребностями, как правило, стремятся завоевать позиции лидера, авторитета. Управляя такими людьми, не следует забывать об использовании различных форм выражения признания их заслуг, потребности самовыражения и росте и развитии как личности. Люди, испытывающие такие потребности, очень креативны, поэтому руководству следует давать им оригинальные задания, требующие оригинальных подходов.
Методика применения модели для организации мотивации состоит в следующем: на базе изучения психологического портрета работника выявить его доминирующую потребность и поместить его на должность, где она будет удовлетворена с наибольшей пользой для организации. Потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Однако эта иерархическая структура не всегда является жесткой. Критика теории сводится к тому, что: автор не раскрыл природу тех или иных потребностей; потребности по-разному проявляются в зависимости от положения работника в организации, пола, возраста, содержания работы и т.п. Не обязательно потребности возрастают снизу вверх, как это представлено в «пирамиде»; в модели не учтены индивидуальные различия людей; не подтверждается идея об автоматическом переходе на следующий уровень потребностей при удовлетворении предыдущего.
Теория Мак-Клелланда (успех – власть – причастность) – один из ярких представителей мировой психологии ХХ века. Основа поведения человека – потребности высшего уровня. Теория предполагает наличие трех приобретенных потребностей: власти, успеха и причастности. Потребность власти выражается, как стремление оказывать влияние на людей. Потребность в успехе проявляется, как желание достичь поставленных целей, доведение работы до успешного завершения, чтобы ее результаты были поощрены. И, наконец, потребность в причастности выражается в установлении хороших отношений с окружающими, желание широких контактов, общения, установления коммуникаций. Методика применения модели: людей с потребностью во власти ставить на руководящие должности не ниже среднего ранга; на основе модели хорошо определяется предельный уровень власти, посильный для данного индивида; людям с потребностью в успехе ставить сложные задачи и делегировать достаточно полномочий для их решения, причем гарантировать им конкретное вознаграждение по результатам труда; эти люди наиболее целеустремлены и должны составлять костяк организации; людям с потребностью в причастности создавать условия для неформальной коммуникации; именно они проявляются наибольшую преданность фирме, готовы к успешной групповой работе и к тому, чтобы стать неформальным лидером.
Недостатки теории: модель не показывает механизм удовлетворения потребностей низшего уровня; при реализации модели возникают серьезные организационные трудности.
Двухфакторная (мотивационно - гигиеническая) теория Ф.Герцберга.
Низкая степень
Низкая степень
В 1959 году под руководством Ф.Герцберга
были проведены исследования по установлению
различий в факторах, которые ведут
к удовлетворенности или
Недостатки теории: один и тот же фактор может вызвать удовлетворение работой у одного человека и неудовлетворение у другого, и наоборот; факторы, мотивирующие человека в одной ситуации, могут не оказать на него никакого воздействия в другой ситуации; наличие в организации двух групп факторов одновременно не всегда возможно.
Общие недостатки содержательных теорий:
- сведение всего многообразия потребностей человека к конечному списку; игнорирование мотивационных особенностей в связи с ситуацией;
- попытка ограничить поведение людей жесткой иерархией или набором внутренних ценностей;
- недооценка индивидуальных особенностей деятельности каждого человека.
Социальная и профессиональная адаптация
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. Переход на новую должность и тем более новое место работы - сложный этап в жизни любого человека. Не совсем еще понятные обязанности, непривычная обстановка, необходимость контактировать с незнакомыми людьми - все это порождает тягостные чувства. Одиночество и неуверенность, страх и тревога - всем известные спутники процесса профессиональной адаптации, одолевающие сотрудника в первые недели работы на новом месте и вызывающие серьезный психологический дискомфорт. Как добиться того, чтобы процесс адаптации прошел как можно мягче, в наиболее короткий срок и оказался выгоден как для сотрудника, так и для компании, рассмотрим дальше.
Что же понимается под адаптацией? В самом общем смысле слово "адаптация" трактуется как приспособление организма к новым условиям окружающей среды. В жизни нам постоянно приходится к чему-то приспосабливаться, и чем быстрее и легче пройдет этот период, тем более результативной будет деятельность в новых условиях.
Профессиональная адаптация
не исключение. Психологический дискомфорт,
испытываемый новым сотрудником, отнимает
много душевных сил и энергии,
столь необходимых для
На деле же, к сожалению,
все бывает с точностью да наоборот.
Очень часто система адаптации
персонала в организации
Сам процесс адаптации имеет две стороны:
- профессиональная - овладение
знаниями, умениями и навыками, сформированность
профессионально важных
- социально-психологическая
- освоение социально-
Приступая к новой
работе, человек активно включается
в систему профессиональных и
социально-психологических
С другой стороны, компания
имеет сложившуюся
Двусторонний характер процесса адаптации диктует двусторонний характер ее целей. Целью адаптации персонала со стороны работодателя является максимально полное, быстрое и эффективное приспособление работника к организации и выполняемой работе. Цель адаптации со стороны работника - максимально полное, быстрое и эффективное приспособление к организации, создание в максимально короткие сроки имиджа профессионала, желание в течение длительного времени остаться сотрудником организации.
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника. Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.
Социально-психологическая адаптация – "включение" человека в организационную культуру компании, привыкание к психологическому климату в коллективе. Это одна из наиболее значимых составляющих. В каждой компании свой уникальный внутренний климат, корпоративная культура, которая оказывает влияние на работу персонала, его эмоции и настроение. Социально – психологическая адаптация направлена на то, чтобы человек не только осознавал идеалы организации и четко соблюдал принятые правила и нормы поведения, но и ощущал свою принадлежность к компании. В рамках социально – психологической адаптации рекомендуется проводить мероприятия по сплочению коллектива, например совместные поездки на природу, экскурсии, корпоративные праздники. Можно просто устроить чаепитие в отделе. Это позволит поближе познакомиться с новыми сотрудниками в неформальной обстановке, может быть, даже раскрыть их творческий потенциал.