Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:59, курсовая работа
Цель курсового проекта – систематизация и углубление теоретических знаний по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности», приобретение практических навыков разработки стратегии предприятия, формирование стратегического маркетингового мышления, понимания функционирования предприятия как сложной открытой рыночной системы.
Введение
1 Краткая характеристика предприятия
2 Стратегический анализ ситуации
2.1 Анализ макроокружения предприятия
2.2 Характеристика состояния и перспектив развития отрасли
2.3 Анализ конкурентной среды в отрасли
2.3.1. Оценка возможности появления новых конкурентов
2.3.2. Определение характера влияния потребителей продукции
на интенсивность конкуренции
2.3.3. Оценка угрозы со стороны товаров-заменителей
2.4 Анализ конкурентов и их возможных действий
2.5 Анализ использования потенциала предприятия, его сильные и слабые стороны
2.6 Совместное изучение внешней и внутренней среды предприятия
3. Формирование ориентиров движения
3.1 Видение предприятия
3.2 Миссия предприятия
3.3 Стратегические цели развития предприятия
4. Формирование иерархии стратегий предприятия
4.1 Разработка общей стратегии
4.1.1 Модель И. Ансоффа «Товар/рынок»
4.2 Разработка функциональных стратегий предприятия
Заключение
Список использованных источников
-патентно-лицензионная политика;
-социальная защита потребителей.
Для рассматриваемой отрасли имеют значение государственная стандартизация (продукции; технологий; условий безопасности и экологичности производства), патентно-лицензионная политика (законодательно закрепляет исключительные права на открытия, изобретения, рационализаторские предложения и другую интеллектуальную собственность) и социальная защита потребителей, реализующаяся с помощью законодательно закрепленных прав потребителей, организации союзов потребителей и другие средства создания равных условий хозяйствования.
Появление новых конкурентов на рынке приводит к перераспределению (уменьшению) долей рынка, принадлежавших ранее предприятиям, работающим в отрасли. Ввод новых производственных мощностей влечет за собой обострение конкуренции и, как следствие, – уменьшение цен и снижение рентабельности. Реальность такой угрозы зависит от уровня «входного барьера» в отрасль и реакции действующих предприятий на появление новых конкурентов.
Наибольшее значение имеет, как правило, конкуренция между существующими предприятиями. Как уже отмечалось выше, в отрасли действует множество предприятий. Это ОАО “ Пермский мукомольный завод”, “ Омский мукомольный завод ”, в Курганской области: Звериноголовское ХПП, Юргамышское ХПП, Каргапольское ХПП, Мишкинское ХПП, ООО ” Хлеб Зауралья”, Хлебокомбинат Курганского ОРС Челябинского ДЦРС “ РЖД ”, Кетовский Хлебокомбинат, ОАО “ Курганхлебпром”.
Интенсивность конкуренции в отрасли высока, особенно между средними предприятиями. Это определяется не только их близостью в своих конкурентных позициях, но и относительно медленным ростом отрасли, высоким уровнем постоянных издержек, высоким уровнем как входных, так и выходных барьеров. Барьеры выхода определяются сложностью переориентации на другое производство из-за уникальности технологий и оборудования. Барьером выхода является высокая остаточная стоимость активов. Уходу из отрасли могут препятствовать заключенные договора.
Препятствием на пути конкурентов, уже закрепившихся в курганской области, являются, в первую очередь, ключевые факторы успеха ОАО «ККХП». Остановимся на них подробнее.
3. Маркетинг
4. Прочие
Исходя из выше изложенного, ОАО «ККХП»
обладает значительными конкурентными
преимуществами, может эффективно бороться
с существующими конкурентами. Возможность
появления новых конкурентов невелика,
этому препятствуют входные барьеры –
совокупность экономических, технологических,
организационных условий для создания
нового предприятия.
Потребители сталкивают интересы конкурирующих предприятий с помощью специальных средств воздействия на рынок, что приводит к снижению цен, повышению качества продукции, увеличению количества и качества потребляемых услуг.
Давление потребителей отрасли определяется следующими факторами:
Поставщики воздействуют на
Что касается воздействия на ОАО «ККХП»
поставщиков, то в основном опасаться
следует нестабильности поставок и их
низкого качества. Давление поставщиков
в отрасли определяется величиной компаний-поставщиков,
отсутствием заменителей поставляемых
товаров. В остальном давление поставщиков
не велико. В общем у ОАО «ККХП» достаточно
поставщиков по всем видам приобретаемой
продукции. Недоброкачественность
поступающих товаров случается, но
относительно редко.
Изделия способные в той или иной степени заменить реализуемые товары, представляют собой важный фактор, влияющий на интенсивность конкуренции. В отношении подобных товаров-заменителей на рынке действует правило ценовой привлекательности: если цена на один из товаров возрастает, увеличивается спрос на другой, являющийся его заменителем. В результате происходит переориентация покупателей на производителей, предлагающих решение потребительских проблем более дешевым способом. Угроза товаров-заменителей тем реальнее, чем больше:
-количество
эффективных заменителей
-объем
производства товаров-
-разница в ценах между изделием-оригиналом и товарами-заменителями в пользу последних.
Кроме того, помимо легального
производства товаров-
На практике для оценки взаимозаменяемости товаров применяют экспертные оценки, интервью с покупателями и специалистами той или иной отрасли.
Критериями взаимозаменяемости являются:
В условиях дефицитности рынка
границы взаимозаменяемости
В рассматриваемой отрасли
Итак, анализ конкуренции в отрасли показал, что опасность проникновения новых конкурентов невелика, ОАО «ККХП» имеет значительные возможности для противостояния уже существующим конкурентам благодаря ключевым факторам успеха. Поставщики и покупатели обладают давлением среднего уровня.
Наибольшее значение имеет
С целью анализа конкурентов в отрасли необходимо выделить так называемые стратегические группы конкурентов. Стратегическую группу конкурентов образуют предприятия с близкими позициями на рынке и схожими конкурентными возможностями. Для выявления стратегических групп конкурентов необходимо составить карту стратегических групп конкурентов по следующему алгоритму:
1.
Выбор характеристики
2.
Построение карты с двумя
3. Позиционирование (размещение) предприятий отрасли на построенной в пункте 2 двухкоординатной карте с учетом значений выбранной пары характеристик.
4.
Объединение предприятий,
5. Начертание вокруг каждой из стратегических групп окружности, диаметр которой для наглядности определяется пропорционально доли стратегической группы в общем объеме продаж.
Наиболее сильна конкуренция
между предприятиями одной
Согласно приведенной схеме построим несколько карт (рисунок 5).
Анализ карт стратегических групп позволяет установить состав стратегических групп и их позиции, состав предприятий в группе и их позиции, основных конкурентов, оценить уровень конкуренции в отрасли.
В качестве
характеристик выбраны цена и
ассортимент продукции, а также
качество и упаковка продукции.
Рисунок 5 – Карта стратегических групп конкурентов ОАО « ККХП» по цене и ассортименту
На основе рисунка можно отметить,
что наиболее сильными конкурентами являются
«Пермский мукомольный завод» и «Омский
мукомольный завод ». Оба предприятия
занимают значительную долю на рынке,
а так же имеют достаточно широкую номенклатуру
продукции. Однако преимуществом «Пермского
мукомольного завода» является относительно
невысокая цена продукции, подобное преимущество
есть и у ОАО « ККХП».
Рисунок 5 – Карта
стратегических групп конкурентов
ОАО «ККХП» по качеству и разнообразию
упаковки
В соответствии с полученным рисунком можно сказать, что наиболее ближайшими конкурентами в данной группе остались «Пермский
мукомольный завод» и «Омский мукомольный завод». Примерно на том же уровне по качеству продукции находиться ОАО «ККХП».
Таким образом, в результате проведения группировки конкурентов ОАО «ККХП» в стратегические группы мы получили возможность выявить основных конкурентов, их позиции.
После выявления ближайших (
Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия