Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:59, курсовая работа
Цель курсового проекта – систематизация и углубление теоретических знаний по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности», приобретение практических навыков разработки стратегии предприятия, формирование стратегического маркетингового мышления, понимания функционирования предприятия как сложной открытой рыночной системы.
Введение
1 Краткая характеристика предприятия
2 Стратегический анализ ситуации
2.1 Анализ макроокружения предприятия
2.2 Характеристика состояния и перспектив развития отрасли
2.3 Анализ конкурентной среды в отрасли
2.3.1. Оценка возможности появления новых конкурентов
2.3.2. Определение характера влияния потребителей продукции
на интенсивность конкуренции
2.3.3. Оценка угрозы со стороны товаров-заменителей
2.4 Анализ конкурентов и их возможных действий
2.5 Анализ использования потенциала предприятия, его сильные и слабые стороны
2.6 Совместное изучение внешней и внутренней среды предприятия
3. Формирование ориентиров движения
3.1 Видение предприятия
3.2 Миссия предприятия
3.3 Стратегические цели развития предприятия
4. Формирование иерархии стратегий предприятия
4.1 Разработка общей стратегии
4.1.1 Модель И. Ансоффа «Товар/рынок»
4.2 Разработка функциональных стратегий предприятия
Заключение
Список использованных источников
Как уже отмечалось выше, в отрасли действует множество предприятий. Cреди местных предприятий есть определенное территориальное разделение рынка и конкуренция здесь не носит жесткого характера. В этом случае можно говорить скорее о взаимной координации действий.
Сильными конкурентами являются пермский и омский мукомольный заводы, что связано с постоянными технологическим усовершенствованием и повышением производительности труда. Так пермский завод не только сохранил, но и укрепил свою позицию на рынке. Его преимеществом является :
Все это
позволяет занимать ему одно из лидирующих
мест в отрасли.
Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе охватывает следующие функциональные зоны (сферы деятельности): маркетинг, финансы, производство, технологию, персонал. Существуют разнообразные методики проведения такого анализа, суть которых сводится к следующему. В пределах каждой функциональной зоны выбирается ряд характеристик (показателей). По каждой из выбранных характеристик производится оценка позиций предприятия по отношению к имеющимся конкурентам или средним по отрасли показателям. Методики различаются перечнем оцениваемых показателей и вариантами оценки сравниваемых позиций (абсолютная и относительная оценочные шкалы).
Варианты бальных оценок, представленные в таблице, соответствуют следующим позициям предприятия:
2б. – предприятие является
лидером в отрасли, его
1б. – показатели предприятия хорошие и стабильные, выше среднеотраслевого уровня;
0б. – средний уровень, полное
соответствие отраслевым
-1б.
– уровень показателей ниже
среднеотраслевого, имеет
-2б. – показатели предприятия хуже, чем кого-либо из конкурентов, предприятие находится в кризисной ситуации.
В ходе оценки делается отметка по каждому параметру в соответствующей графе. Характеристики с отрицательными сторонами оценки отражают слабые стороны предприятия, с положительными – сильные. Полученная ломаная линия называется профиль конкурентных преимуществ деятельности предприятия.
Сильные стороны - это всё то, что предприятие
умеет делать лучше других, или то, обладание
чем обеспечивает предприятию преимущества
над конкурентами. Перечень сильных и
слабых сторон индивидуален для каждого
предприятия.
Таблица
6 – Определение относительных преимуществ
предприятия в конкуренции
Характеристики | Удельный вес, % | ОАО "ККХП" | Пермский завод | Омский завод | |||
Баллы 0-100 | Оценка | Баллы 0-100 | Оценка | Баллы 0-100 | Оценка | ||
1. Маркетинг | |||||||
1.1.
Доля рынка, контролируемая |
10 | 10 | 1 | 50 | 5 | 30 | 3 |
1.2. Цена продукции | 8 | 50 | 4 | 75 | 6 | 60 | 4,8 |
1.3. Организация сбыта | 6 | 40 | 2,4 | 60 | 3,6 | 50 | 3 |
1.4. Сервисное обслуживание | 3 | 50 | 1,5 | 60 | 1,8 | 50 | 1,5 |
1.5. Рекламная деятельность | 3 | 30 | 0,9 | 50 | 1,5 | 40 | 1,2 |
1.6 Деловые связи | 5 | 40 | 2 | 50 | 2,5 | 60 | 3 |
1.7 Имидж фирмы | 4 | 40 | 1,6 | 70 | 2,8 | 60 | 2,4 |
1.8. Номенклатура продукции | 8 | 60 | 4,8 | 90 | 7,2 | 70 | 5,6 |
2. Производство | |||||||
2.1.
Уровень использования |
7 | 50 | 3,5 | 60 | 4,2 | 70 | 4,9 |
2.2.
Возраст технологического |
5,5 | 20 | 1,1 | 50 | 2,8 | 40 | 2,2 |
2.3. Контроль качества | 6,5 | 80 | 5,2 | 90 | 5,9 | 70 | 4,6 |
2.4. Численность работников | 2 | 50 | 1 | 70 | 1,4 | 60 | 1,2 |
2.5.
Наличие производственных |
2 | 40 | 0,8 | 60 | 1,2 | 50 | 1 |
3. Технология | |||||||
3.1. Расходы на НИОКР | 3 | 30 | 0,6 | 40 | 0,8 | 50 | 1 |
3.2. Позиции в области получения патентов | 4,5 | 50 | 2,3 | 70 | 3,2 | 60 | 2,7 |
3.3. Применяемые стандарты | 6 | 60 | 3,6 | 90 | 5,4 | 70 | 4,2 |
3.4. Новые изделия | 4 | 20 | 0,8 | 50 | 1 | 30 | 0,6 |
4. Персонал | |||||||
4.1. Структура персонала | 3 | 20 | 0,6 | 40 | 0,8 | 30 | 0,9 |
4.2. Система вознаграждения | 2,5 | 10 | 0,3 | 20 | 0,5 | 10 | 0,3 |
4.3
Расходы на подготовку и |
2 | 15 | 0,3 | 40 | 0,8 | 20 | 0,4 |
4.4. Текучесть кадров | 5 | 20 | 1 | 10 | 0,5 | 10 | 0,5 |
Итого | 100 | 39,3 | 58,9 | 49 |
Суммарная бальная оценка ОАО «ККХП» получилась на 19,6 балла меньше, чем у ОАО «Пермский мукомольный завод». Это говорит о преимуществе пермского завода в конкурентной борьбе по отношению к ОАО «ККХП». Это обусловлено с недостаточным опытом работы и отсутствием квалифицированного персонала.
Таблица 7 – Профиль конкурентных преимуществ предприятия
Характеристики | Удельный вес, % | Хуже | Лучше | Итоговая оценка | |||
-2 | -1 | 0 | 1 | 2 | |||
1.1.
Доля рынка, контролируемая |
10 | -20 | |||||
1.2. Цена продукции | 8 | * | 0 | ||||
1.3. Организация сбыта | 6 | -6 | |||||
1.4. Сервисное обслуживание | 3 | 3 | |||||
1.5. Рекламная деятельность | 3 | -3 | |||||
1.6 Деловые связи | 5 | 5 | |||||
1.7 Имидж фирмы | 4 | 0 | |||||
1.8. Номенклатура продукции | 8 | 8 | |||||
2.1. Уровень использования производственных мощностей | 7 | 7 | |||||
2.2.
Возраст технологического |
5,5 | -5,5 | |||||
2.3. Контроль качества | 6,5 | 6,5 | |||||
2.4. Численность работников | 2 | 2 | |||||
2.5.
Наличие производственных |
2 | 0 | |||||
3.1. Расходы на НИОКР | 3 | 3 | |||||
3.2. Позиции в области получения патентов | 4,5 | 0 | |||||
3.3. Применяемые стандарты | 6 | 6 | |||||
3.4. Новые изделия | 4 | 0 | |||||
4.1. Структура персонала | 3 | -3 | |||||
4.2. Система вознаграждения | 2,5 | 5 | |||||
4.3 Расходы на подготовку и переподготовку кадров | 2 | -2 | |||||
4.4. Текучесть кадров | 5 | -5 | |||||
Итого | 100 | 1 |
Итоговая оценка 1, т. е. сильные стороны
ОАО «ККХП» перекрывают его слабые стороны.
Показатели предприятия по некоторым
параметрам выше среднеотраслевого уровня.
Предприятие имеет конкурентные преимущества.
Оценить возможные сочетания характеристик рыночной ситуации с сильными и слабыми сторонами предприятия позволяет SWOT– анализ (SWOT по начальным буквам английских слов «сила», «слабость», «возможности», «угрозы»), который является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды предприятия. Применяя данный метод, удается установить цепочки связи между силой и слабостью, которые присущи предприятию, и внешними угрозами и возможностями, которые могут быть использованы для формирования стратегий предприятия. Технология проведения SWOT– анализа предусматривает заполнение матрицы, которая представлена на рисунке 7.
В соответствующие ячейки
– сильные стороны предприятия – то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая ему дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т. п.;
– слабые стороны предприятия – это отсутствие какого-то важного для функционирования предприятия фактора или то, что пока ен удается осуществить по сравнению с конкурентами, ставящее предприятие в неблагоприятное положение (слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохая репутация предприятия на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса т. п.);
– рыночные угрозы – события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, увеличение налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.;
– рыночные
возможности – благоприятные
обстоятельства, которые предприятие
может использовать для получения
преимущства.
Матрица «SWOT» |
ВОЗМОЖНОСТИ
1.Выход на новые внутренние и внешние рынки. 2.Углубление
дифференциации в запросах 3. Увеличение объемов производства. 4.Совершенствование технологий |
УГРОЗЫ
1.Рост силы конкурентов. 2.Ухудшение уровня подготовки технических специалистов. 3.Снижение платежеспособности |
СИЛЬНЫЕ
СТОРОНЫ
1.Соответствие продукции стандартам. 2.Приобретение нового оборудования. 3.Большой опыт работы в отрасли. 4.Наличие лицензий. |
Развитие и рост. При выходе на новые рынки предприятие в состоянии предложить высококачественную, соответствующую стандартам продукцию при невысокой цене. Рост рынка позволит выйти на новые сегменты и завоевать новых покупателей |
При проведении эффективной политики по снижению издержек производства предприятие сможет снизить цену на предлагаемую продукцию. Высокое качество продукции позволит сохранить покупателей. |
СЛАБЫЕ
СТОРОНЫ
1.Недостаток средств, инвестиций. 2.Текучесть кадров. 3.Низкая скорость реакции управления на изменения во внешней среде. 4.Недостаточно развитый маркетинг. 5.Высокая дебиторская задолженность. |
Выход на новые рынки, расширение ассортимента позволит получить дополнительные финансовые средства для обновления оборудования и совершенствования структуры управления. Сохранение объема производства способно уменьшить текучесть кадров. | Поиск новых рынков сбыта для уже имеющихся и вновь разрабатываемых |
Рисунок
7 – Матрица стратегического SWOT–анализа
Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия