Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:59, курсовая работа
Цель курсового проекта – систематизация и углубление теоретических знаний по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности», приобретение практических навыков разработки стратегии предприятия, формирование стратегического маркетингового мышления, понимания функционирования предприятия как сложной открытой рыночной системы.
Введение
1 Краткая характеристика предприятия
2 Стратегический анализ ситуации
2.1 Анализ макроокружения предприятия
2.2 Характеристика состояния и перспектив развития отрасли
2.3 Анализ конкурентной среды в отрасли
2.3.1. Оценка возможности появления новых конкурентов
2.3.2. Определение характера влияния потребителей продукции
на интенсивность конкуренции
2.3.3. Оценка угрозы со стороны товаров-заменителей
2.4 Анализ конкурентов и их возможных действий
2.5 Анализ использования потенциала предприятия, его сильные и слабые стороны
2.6 Совместное изучение внешней и внутренней среды предприятия
3. Формирование ориентиров движения
3.1 Видение предприятия
3.2 Миссия предприятия
3.3 Стратегические цели развития предприятия
4. Формирование иерархии стратегий предприятия
4.1 Разработка общей стратегии
4.1.1 Модель И. Ансоффа «Товар/рынок»
4.2 Разработка функциональных стратегий предприятия
Заключение
Список использованных источников
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Показатель рентабельности активов показывает, что эффективность использования имущества с каждым годом уменьшается.
Наиболее важным показателем представляется рентабельность продаж. Он показывает, сколько чистой прибыли получено на рубль реализации продукции. Надо отметить, что на протяжении всего анализируемого периода, данный показатель был положительным, и лишь в 2005 году произошло его резкое уменьшение до (14,24) коп.
Процесс стратегического планирования
на предприятии состоит из этапов (рисунок
2), соответствующих основным разделам
данной курсовой работы.
Рисунок
2 – Процесс стратегического планирования.
Схема проведения
Рисунок
3– Схема проведения стратегического
анализа рыночной ситуации.
2.1
Анализ макроокружения
предприятия
Макроокружение создает общие условия нахождения предприятия во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера применительно к отдельно взятому предприятию, хотя степень влияния состояния макроокружения на различные предприятия различна, что связано с различиями в сферах деятельности и внутренним потенциалом предприятия. Еще одной особенностью макроокружения является то, что предприятие не в состоянии переломить тенденции развития в нем, но может корректировать свою деятельность, используя положительные изменения факторов макроокружения в своих интересах, и стараться нивелировать его негативные воздействия.
Главная задача этого этапа стратегического
анализа ситуации – это выявление возможностей
и угроз для предприятия, обусловленных
основными тенденциями изменения факторов
макроокружения, и выработка мер использования
первых (возможностей) и преодоление вторых
(угроз), направленных на достижение целевых
ориентиров предприятия (рост, стабильность,
сокращение). Кроме того, необходимо в
целом оценить агрессивность макроокружения
для предприятия.
Таблица
5 – Анализ и оценка возможностей макроокружения
предприятия
Факторы макроокружения | Состояние фактора | Прогнозируемая тенденция развития | Характер влияния («+», «–») |
Бал льная оценка | Коэффициент относительной важности | Возможная реакция |
1. Экономические факторы | ||||||
1. Темпы роста ВВП, % | 5,9–6 | 5,8 | «–» уменьшение
объема продаж;
«–» уменьшение выпуска; |
-2 | 0,04 | Снижение себестоимости. |
2. Уровень инфляции,% | 11 | 8,5 | «+» снижение
роста отпускных цен на сырье;
«–» ухудшение уровня жизни работающих; |
+3 |
0,1 |
Дифференциация цен на продукцию. |
3. Цены на энергоресурсы, % | Рост цен 11,4 | Дальнейший рост | «–» увеличение
себестоимости продукции;
«–» уменьшение реальной прибыли; |
-3 | 0,1 | Внедрение энергосберегающих технологий. |
4. Налогообложение | ЕСН – 26%,
НДС – 18%, Налог на имущество до 2%, налог на прибыль – 24%. |
Такие же ставки налогов. | «–» не стимулирует производственную деятельность; | -1 | 0,01 | Активация службы сбыта. |
5. Местный
бюджет и его |
Доходы 10,1 млрд.
руб.;
Расходы 9,6 руб. |
Доходы 12399019
млрд. руб.;
Расходы 2531547 руб. |
«+» поддержка малого
бизнеса;
«+» снижение аренды; «–» появление конкурентов. |
+1 | 0,06 | Расширение ассортимента. |
2. Политические факторы | ||||||
1. Политическая ситуация в стране | Стабильная | Стабильная | «+» возможность предсказания политической ситуации; | +0.5 | 0,01 | Возможность увеличения инвестиций. |
2. Таможенная политика | Высокие экспортные пошлины | Введение квотирования на экспорт | «–» затрудняется сбыт продукции за рубеж; | -0.5 | 0,05 | Поиск новых потребителей на внутреннем рынке |
3. Социальные факторы | ||||||
1. Демографическая ситуация | Высокий уровень миграции | Повышение уровня миграции | «–» отток квалифицированного
персонала;
«–» уменьшение предложения рынка труда; |
-2 | 0,06 | Переподготовка кадров, стимулирование труда. |
4. Рыночные факторы | ||||||
1. Падение реальных доходов предприятий,потребителей, % | 5% | Дальнейшее снижение на 8-10% | «–» затруднение сбыта, проблемы просроченных платежей; | -3 | 0,1 | Уменьшение
объемов производства, поиск новых
рынков, маркетинговые исследования. |
2. Уровень конкурен- ции | Повышается
за счет ускоренного развития НТП и
маркетинговой системы |
Дальнейшее усиление | «–» уменьшение
прибыли, потеря клиентов;
«+» возможное сокращение издержек путем совершенствования техники и технологий; |
-1 | 0,08 | Повышение конкурентоспособности по всем возможным направлениям. |
5. Научно-технические факторы | ||||||
1. Технология производства | Наличие патентов, лицензий | Дальнейшее совершенствование процесса производства | «+» снижение
издержек,
улучшение деловой репутации, появление новых покупателей и потребителей; |
+3 | 0,14 | Увеличение объемов производства, сокращение численности персонала, снижение цены для выхода на новые сегменты рынка. |
2.
Уровень автоматизации |
Повсеместная применяемость | Сохранение тенденции | «+» совершенствование
документооборота
«+» уменьшение обслуживающего персонала; «+» уменьшение себестоимости продукции; |
+2 | 0,1 | Приобретение новых автоматизированных линий. |
3. Средства связи и ЭВМ | Повсеместная применяемость | Компьютеризация, упрощение доступа | «+» увеличение
скорости обмена информации;
«+» доступность информации (Internet); |
+1 | 0,04 | Приобретение оргтехники. |
4. Совершенствование продукта | Научные исследования | Новые разработки | «+» изготовление принципиально нового продукта, отвечающего требованиям потребителей; | +1 | 0,1 | Переход на производство более совершенных продуктов. |
6. Международные факторы | ||||||
1. Валютный курс | 27,8 руб. | 27,7 руб. | «–» незначительное снижение экспортно-импортной прибыли; | -0.5 | 0,01 | Ориентация исключительно на поставщиков внутри страны. |
Итого: | 1 |
Интегральная оценка влияния факторов макроокружения может быть получена следующим образом:
где Бi – балльная оценка влияния фактора i;
γi – коэффициент значимости фактора i ( );
n – количество рассматриваемых факторов.
Интегральная оценка влияния факторов макроокружения на ОАО «Курганский комбинат хлебопродуктов » равна 0,205. Полученный результат свидетельствует о том, что новые возможности перекрывают новые угрозы. Однако абсолютное значение интегральной оценки не велико, поэтому нельзя говорить о наличии больших возможностей для бизнеса.
В результате анализа определен состав наиболее важных влияющих факторов. Прежде всего, это факторы экономические и технологические. Тенденции их развития, характер влияния на деятельность предприятия, возможные ответные действия представлены в таблице 5.
Состояние рыночной среды в отрасли может быть представлено значениями технических и экономических характеристик, важнейшими из которых являются:
-товары (работы, услуги);
-размер рынка (количество и стоимость проданных товаров);
-темпы роста рынка;
-фаза развития спроса;
-уровень удовлетворения спроса;
-количество и структура конкурентов;
-количество и структура покупателей;
-величина входных барьеров;
-характер вертикальной интеграции;
-степень дифференциации продукции;
-суммарные производственные мощности;
-уровень заработной платы по отрасли;
-размер инвестиций, в том числе государственных;
-уровень отраслевой себестоимости, цены, рентабельности и др. показатели.
Определение возможных
-продуктовые инновации;
-технологические инновации;
-маркетинговые (управленческие) инновации;
-вход в отрасль или выход из нее крупных конкурентов;
-долговременное изменение спроса;
-изменения в государственной политике в отношении отрасли;
-изменения в уроне отраслевых издержек и эффективности.
Изучение этих характеристик, выявление тенденций их развития дает важную информацию для определения возможных направлений развития отрасли.
Отрасль характеризуется высокой интенсивностью конкуренции: в мукомольно-крупяной промышленности Российской Федерации в настоящее время насчитывается более 10 тыс. предприятий. Их количество увеличивается, что связано в основном с дроблением крупных предприятий на более мелкие акционерные общества, а также созданием большого числа новых предприятий. Продукция потребляется покупателями, находящимися как в Курганской области, так в разных регионах России.
Размер рынка можно определить количеством выработанной продукции, а именно около 92976 тонн. Доля рынка ОАО «ККХП» 0, 9%.
В отношении направлений технологических изменений можно отметить следующее: усложнение оборудования, совершенствование технологий производства и самого продукта. Средний уровень загрузки производственных мощностей около 75%.
Имеются значительные барьеры входа и выхода. Координирующий организацией является “ Зерновой союз ”, объединяющий на добровольной основе значительную часть предприятий данной отрасли и призванный защищать их интересы.
Итак, привлекательность отрасли высокая. Отрасль немонополизированная, растущая. Для участия в ней необходим опыт работы в данной отрасли и выжить здесь может только то предприятие, которое имеет собственные разработки (технологические, маркетинговые, продуктовые).
Анализ состояния рыночной среды в отрасли
позволил выявить главные движущие силы
и оценить их влияние. В качестве движущих
сил отрасли выступают технологические,
продуктовые и маркетинговые инновации,
а также изменение издержек. Это связано
со специфичностью продукции, необходимостью
в первую очередь удовлетворить потребности
рынка. Наиболее существенное влияние
оказывает обновление продукта в соответствии
с пожеланиями покупателей на основе новых
технологий.
Для анализа конкурентной среды в отрасли может быть использована модель М. Портера (рисунок 4).
Рисунок
4 – Структура конкурентной среды предприятия
(модель пяти конкурентных сил М. Портера)
Изменения каждой из пяти сил и предопределяют, в конечном счете, прибыльность предприятий и отраслей. В тех областях, где действия этих сил оказываются благоприятными, возможно достижение высокой рентабельности вложенного капитала. В тех же отраслях, где действия нескольких или одной сил неблагоприятны, предприятиям очень нелегко долгое время сохранять высокие прибыли.
Пять сил конкуренции определяют не только
цены продукта (товара), но и расходы, которые
им приходится нести, а также размеры инвестиций,
необходимые для поддержания своей конкурентоспособности.
При оценке государственной
-антимонопольная политика;
-финансовая политика;
-регулирование экспорта и импорта продукции;
-участие государства в производстве и реализации продукции отрасли;
-государственная стандартизация;
Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия