Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:40, курсовая работа
Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 60-е годы в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой.
Введение 3
1. Теоретические системы 6
1.1 Стратегический анализ 6
1.2 Анализ внешней среды 14
1.3 Анализ внутренней среды 16
1.4 S.W.O.T. анализ 18
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Вятич» 25
2.1 Организационная характеристика 25
2.2 Анализ основных показателей 32
2.3 Анализ финансового состояния 45
3. Разработка производственной стратегии на ОАО «Вятич». 49
3.1 S.W.O.T. анализ 49
3.2 Разработка производственной стратегии на предприятии ОАО «Вятич» 61
3.3 Оценка эффективности мероприятия 65
Заключение 67
Список литературы: 68
Приложения 70
Возрастной состав персонала организации не имеет значительных перекосов, но основную часть работников составляют от 30 до 40 лет – 30,3% и от 40 до 50 лет – 27,2%. Также молодых кадров на предприятии 24,6%.
Таблица 15 – Гендерный состав работников организации
Пол |
01.01.08 |
01.01.09 |
01.01.10 |
|||
Чел |
% |
чел |
% |
чел |
% | |
Мужчины |
219 |
70,3 |
209 |
69,3 |
226 |
68,2 |
Женщины |
93 |
29,7 |
93 |
30,7 |
106 |
31,8 |
Всего |
312 |
100 |
302 |
100 |
332 |
100 |
На предприятии работников мужского пола в три раза больше, чем женского, это связано и с технической специализацией работы в цехах и в подсобных отделах, и с тяжестью работы на складах и центральной экспедиции. Женщины в основном входят непроизводственный персонал.
Таблица 16 – Уровень образования персонала
Уровень образования |
Численность, чел |
Удельный вес, % |
Высшее |
70 |
20,3 |
Среднее специальное |
86 |
26 |
Начальное профессиональное |
103 |
31,3 |
Среднее полное |
64 |
19,5 |
Среднее неполное |
9 |
2,8 |
Всего работников |
332 |
100 |
На предприятии преобладают
работники с начальным
Управленческий персонал и персонал лаборатории имеет возможность повысить свою квалификацию, но только по собственной инициативе, после обучения работник должен будет отработать на предприятии определенный срок.
На
ОАО «Вятич» активно
К
социально-психологическим
Остальные методы управления, экономические и мотивационные, на предприятии представлены слабо. К наградам и грамотам прилагается премия. Но ее размер символический в пределах от 50 до 500 рублей.
Проведём анализ организации управления на предприятии ОАО «Вятич».
Организационная
структура представлена в Приложении
1, она имеет трехступенчатый вид.
Управленческая структура представлена
в Приложении 2, она пятиступенчатая.
Блоки четвертой ступени
Для данного характера предприятия, как завод, линейно-функциональный тип является оптимальным выбором, который обусловлен такими положительными моментами, как:
Конечно, у данного типа имеются и отрицательные стороны, такие как: недостаточно точная ответственность (например, за выполнением стратегических планов не стоит руководителя), длительность процедур принятия решений, чрезмерна развитая система взаимодействий по вертикали.
По уровню взаимодействия с внешней средой организационную структуру можно определить, как механистическую, так как структура характеризуется:
Управление на предприятии отличается высокой степенью централизации и широким масштабом управляемости (т.е. максимальное количество подчиненных и минимальное количество уровней). На степень централизации влияют такие факторы, как: средний размер организации, вид деятельности организации – производство; высокая степень разделения труда; отсутствие стремления частей организации к самостоятельности; процесс принятия управленческих решений.
Деятельность
любого руководителя в ОАО «Вятич»
связана с выполнением
Также
присутствует демократический стиль
принятия управленческих решений в
ОАО «Вятич». Решения принимаются
руководителем совместно с
Можно выделить следующие проблемы в модели принятия управленческих решений на предприятии:
Проведем анализ внешней среды предприятия ОАО «Вятич».
Рассмотрим внешнюю среду предприятия как микро и макроокружения. К микроокружению относятся: потребители, конкуренты и поставщики. К макроокружению относятся: экономические, политико-правовые, социокультурные и технологические факторы.
Микроокружение.
Главными потребителями продукции ОАО «Вятич» являются молодые люди от 18 до 30 лет. На них приходится 72% всей пивной продукции. На потребителей в возрасте от 31 до 40 лет приходится 20%, а оставшиеся 8% - на потребителей в возрасте от 41 и более.
Продукция ОАО «Вятич» охватывает все ценовые диапазоны и имеет высокое качество, следовательно, образ «Вятича» у потребителей основан на понятиях качества и доступности.
Основным конкурентом ОАО «Вятич» на рынке пива является ООО «Балтика», также на рынке присутствуют: группа «Сан Инбиев», ПК «Эфес», ПК «Хайникен», ПК «Саб Миллер», ПК «Пивоваренная компания». ОАО «Вятич» имеет лучшие позиции на рынке Кировской области, так как его продукция отвечает стандартам качества и цены, основными качествами же продукции ООО «Балтика» являются низкая цена и большой ассортимент. Учитывая это ОАО «Вятич» своевременно обновляет свой ассортимент продукции и также закрепляет позиции на рынке предлагая пиво на разлив и открывая спорт-бары, пивные рестораны и пивные со своей продукцией.
Макроокружение.
Для анализа макроокружения воспользуемся P.E.S.T. анализом.
Политико-правовые факторы. Так как предприятие работает с пищевыми продуктами на его работа жестко регламентируется санитарным законодательством и ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Любые изменения в нем существенно влияют на работу предприятия.
В
2011 году Президентом России был подписан
законопроект, приравнивающий пиво к
остальным алкогольным напиткам
и распространяющий на него те же ограничения,
в том числе и запрет на рекламу
с 2012 года. От запрета на рекламу, которое
в большей степени
В декабре 2011 года в Государственную Думу был внесен законопроект запрещающий продавать пиво в ПЭТ-бутылках, принятие подобного закона ввело бы предприятие в кризис, так как осенью 2011 года было закуплен и смонтирован комплекс для розлива пива в ПЭТ бутылки емкостью 1,5л.
Экономические факторы. Самыми важными факторами для ОАО «Вятич» являются цены на сырье. «Вятич» закупает солод российский у компании ООО «ТК «Русский солод» и солод импортный у компании ООО «Евромолт», находящихся в городе Москва и хмель у компании ООО «С.Т.С.», располагающейся в Санкт-петербурге. Как следствие, высокие логистические затраты. На предприятии не производится учета затрат энергоресурсы, поэтому невозможно оценить степень их важности.
Технологические факторы. ОАО «Вятич» постоянно совершенствует технологии производства и розлива пивной продукции. В производстве используется оборудование чешского и немецкого производства. Таким образом, в технологическом плане ОАО «Вятич» не уступает ведущим пивоваренным заводам мира. Лишь половина солода, поставляемого ОАО «Вятич» является высококачественным продуктом.
Социокультурные факторы. К основным социокультурным факторам, оказывающим влияние на ОАО «Вятич» относятся такие, как количество потребителей продукции и стиль жизни.
SWOT анализ предприятия ОАО «Вятич»
Таблица 17 – SWOT анализ предприятия ОАО «Вятич»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Наличие квалифицированного персонала |
Трудности с доставкой продукции (при большом объеме заказов экспедиторы не успевает развозить пиво по торговым точкам) |
Большой опыт работы на рынке |
Большие логистические затраты |
Хорошие деловые связи с клиентами |
Негибкая политика работы с клиентами
(сложная процедура |
Высокое качество продукции, соответствующее европейскому уровню |
Неполный ассортимент пивной продукции представлен в других регионах РФ |
Активная маркетинговая |
Небольшой объем оптовых продаж в других регионах |
Внешние благоприятные возможности |
Внешние угрозы предприятию |
Рост рынка пивной продукции имеет устойчивую тенденцию к увеличению |
Мировой финансово-экономический кризис |
Положительная тенденция роста спроса на пиво |
Задержка роста инвестиционной активности |
Сложившийся имидж ОАО «Вятич» у потребителей продукции |
Запрет на рекламу пивной продукции |
Небольшое количество сильных конкурентов ОАО «Вятич »в регионе. |
Пропаганда по СМИ вреда от употребления пива |
Принятие закона о запрете продажи пива в ПЭТ бутылках |
Информация о работе Разработка производственной стратегии на ОАО «Вятич»