Разработка производственной стратегии на ОАО «Вятич»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 60-е годы в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические системы 6
1.1 Стратегический анализ 6
1.2 Анализ внешней среды 14
1.3 Анализ внутренней среды 16
1.4 S.W.O.T. анализ 18
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Вятич» 25
2.1 Организационная характеристика 25
2.2 Анализ основных показателей 32
2.3 Анализ финансового состояния 45
3. Разработка производственной стратегии на ОАО «Вятич». 49
3.1 S.W.O.T. анализ 49
3.2 Разработка производственной стратегии на предприятии ОАО «Вятич» 61
3.3 Оценка эффективности мероприятия 65
Заключение 67
Список литературы: 68
Приложения 70

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 323.43 Кб (Скачать)

 

Возрастной состав персонала организации  не имеет значительных перекосов, но основную часть работников составляют от 30 до 40 лет – 30,3% и от 40 до 50 лет  – 27,2%. Также молодых кадров на предприятии 24,6%.

Таблица 15 – Гендерный состав работников организации

Пол

01.01.08

 

01.01.09

 

01.01.10

 
 

Чел

%

чел

%

чел

%

Мужчины

219

70,3

209

69,3

226

68,2

Женщины

93

29,7

93

30,7

106

31,8

Всего

312

100

302

100

332

100


На предприятии работников мужского пола в три раза больше, чем женского, это связано и с технической  специализацией работы в цехах и  в подсобных отделах, и с тяжестью работы на складах и центральной  экспедиции. Женщины в основном входят  непроизводственный персонал.

Таблица 16 – Уровень образования персонала

Уровень образования

Численность, чел

Удельный вес, %

Высшее

70

20,3

Среднее специальное

86

26

Начальное профессиональное

103

31,3

Среднее полное

64

19,5

Среднее неполное

9

2,8

Всего работников

332

100


На предприятии преобладают  работники с начальным профессиональным образованием (работают в цехах и  техническом отделе), их доля 31,3%, и  с высшим образованием (работают в  управленческих структурах и лаборатории), их доля 20,3%.

Управленческий персонал и персонал лаборатории имеет возможность  повысить свою квалификацию, но только по собственной инициативе, после  обучения работник должен будет отработать на предприятии определенный срок.

На  ОАО «Вятич» активно используются организационно-распорядительные и  социально-психологические методы управления. Организационные методы  представлены в виде организационного планирования, регламентирования, нормирования (т.е. устанавливаются правила, обязательные для выполнения и определяющие содержание и порядок организационной деятельности, например, устав ОАО «Вятич», внутриорганизационные стандарты качества производимой продукции, должностные инструкции и т.д.). Распорядительные методы реализуются в форме: приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, рекомендации (например, «Приказ о назначении Л.Н. Носковой на должность главного бухгалтера»; постановление о проведении курсов по повышению квалификации для техников в обязательном порядке и т.п.)

К социально-психологическим методам, применяемым на предприятии, относятся: моральное поощрение (устная похвала, грамота, награда),  социальное планирование,  убеждение. Внушение, личный пример, регулирование  межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе (проведение корпоративных вечеров и т.п.).

Остальные методы управления, экономические и  мотивационные, на предприятии представлены слабо. К наградам и грамотам прилагается  премия. Но ее размер символический  в пределах от 50 до 500 рублей.

Проведём  анализ организации управления на предприятии ОАО «Вятич».

Организационная структура представлена в Приложении 1, она имеет трехступенчатый вид. Управленческая структура представлена в Приложении 2, она пятиступенчатая. Блоки четвертой ступени управленческой структуры выполняют специализированные функции, на пятой ступени специализация  усиливается.   Таким образом, тип организационной структуры предприятия является линейно-функциональным.

Для данного характера предприятия, как завод, линейно-функциональный тип является оптимальным выбором,  который обусловлен такими положительными моментами, как:

    • отсутствие дублирования должностных обязанностей
    • освобождение главного менеджмента от глубокого решения проблем
    • возможность привлечения консультантов и экспертов (например, ОАО «Вятич» пользуется услугами сторонней маркетинговой компании)
    • более глубокая подготовка решений и планов

Конечно, у данного типа имеются и отрицательные  стороны, такие как: недостаточно точная ответственность (например, за выполнением  стратегических планов не стоит руководителя), длительность процедур принятия решений, чрезмерна развитая система взаимодействий по вертикали.

По  уровню взаимодействия с внешней  средой организационную структуру  можно определить, как механистическую, так как структура характеризуется:

    • большой сложностью и большим числом подразделений по горизонтали
    • высокой степенью формализации
    • ограниченной информационной сетью
    • организация, действует в условиях, которые меняются довольно медленно (например, новые технологии производства и т.п.)

Управление  на предприятии отличается высокой степенью централизации и широким масштабом управляемости (т.е. максимальное количество подчиненных и минимальное количество уровней). На степень централизации влияют такие факторы, как: средний размер организации, вид деятельности организации – производство; высокая степень разделения труда; отсутствие стремления частей организации к самостоятельности; процесс принятия управленческих решений.

Деятельность  любого руководителя в ОАО «Вятич»  связана с выполнением управленческих функций, в том числе по планированию, организации, координации и контролю каких-либо процессов. Эта деятельность реализуется в форме распоряжения, деловой беседы, инструкции и др. Принятием стратегических важных решений (разработка стратегии развития предприятия, политики в области качества продукции, решение о наиболее важных и крупных заказах и т.п.) характеризуется авторитарным стилем. Решение принимает руководитель (генеральный директор) единолично (в некоторых случаях совместно с Советом директоров). Он действует по отношению к подчиненным властно, жестко, закрепляя роли участников, осуществляя детальный контроль, сосредотачивая в своих руках все основные функции управления. Авторитарный лидер принимает подход «идемте за мной»: он задает общую цель, но дает людям выбирать свои собственные средства ее достижения.

Также присутствует демократический стиль  принятия управленческих решений в  ОАО «Вятич». Решения принимаются  руководителем совместно с подчиненными (начальниками отделов, главным инженером  и т.д.). При таком стиле лидер  стремится управлять группой  совместно с подчиненными, предоставляя им свободу действий, организуя обсуждение своих решений, поддерживая инициативу. Данный стиль применяется в ситуациях, когда результат от принятого  управленческого решения не может  привести к кардинальным изменениям в деятельности предприятия (подготовка различных форм отчетности, по вопросам выпуска продукции, распределении  нормативов выработки, выбор нового оборудования и т.п.). Давая сотрудникам  голос в принятии решения, генеральный  директор увеличивает организационную  гибкость и ответственность, и помогают генерировать свежие идеи. Но иногда цена этого – бесконечные собрания и запутавшиеся сотрудники.

Можно выделить следующие проблемы в модели принятия управленческих решений на предприятии:

    1. Отсутствие точной и своевременной информации (в том числе из-за отсутствия налаженных каналов ее распространения). Данный фактор влияет на то, что руководители из-за недостатка информации запаздывают с решением проблем организации (по сути, им приходится решать уже имеющиеся, довольно серьезные проблемы, в то время как могли их спрогнозировать). Кроме того, сотрудники, не зная конечной цели, выполняют работу без инициативы, механически.
    2. Финансовая необеспеченность. Данный фактор влияет на то, что некоторые проекты и мероприятия, запланированные к проведению в организации недофинансируются либо не финансируются совсем.

 

    Проведем анализ внешней среды предприятия ОАО «Вятич».

Рассмотрим  внешнюю среду предприятия как  микро и макроокружения. К микроокружению относятся: потребители, конкуренты и  поставщики. К макроокружению относятся: экономические, политико-правовые, социокультурные и технологические факторы.

Микроокружение.

Главными  потребителями продукции ОАО  «Вятич» являются молодые люди от 18 до 30 лет. На них приходится 72% всей пивной продукции. На потребителей в  возрасте от 31 до 40 лет приходится 20%, а оставшиеся 8% - на потребителей в  возрасте от 41 и более.

Продукция ОАО «Вятич» охватывает все ценовые  диапазоны и имеет высокое  качество, следовательно, образ «Вятича» у потребителей основан на понятиях качества и доступности.

Основным  конкурентом ОАО «Вятич» на рынке  пива является ООО «Балтика», также  на рынке присутствуют: группа «Сан Инбиев», ПК «Эфес», ПК «Хайникен», ПК «Саб Миллер», ПК «Пивоваренная компания». ОАО «Вятич» имеет лучшие позиции на рынке Кировской области, так как его продукция отвечает стандартам качества и цены, основными качествами же продукции  ООО «Балтика» являются низкая цена и большой ассортимент. Учитывая это ОАО «Вятич» своевременно обновляет свой ассортимент продукции и также закрепляет позиции на рынке предлагая пиво на разлив и открывая спорт-бары, пивные рестораны и пивные со своей продукцией.

Макроокружение.

Для анализа макроокружения воспользуемся  P.E.S.T. анализом.

Политико-правовые факторы. Так как предприятие  работает с пищевыми продуктами на его работа жестко регламентируется санитарным законодательством и  ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Любые изменения  в нем существенно влияют на работу предприятия.

В 2011 году Президентом России был подписан законопроект, приравнивающий пиво к  остальным алкогольным напиткам и распространяющий на него те же ограничения, в том числе и запрет на рекламу  с 2012 года. От запрета на рекламу, которое  в большей степени распространяется на ТВ рекламу, предприятие не пострадало, так как не занималось ТВ рекламой. Но из-за приравнивания пива к алкогольным  напиткам в 2011 году продажи незначительно  снизились, в основном из-за запрета  продажи алкоголя после 23:00.

В декабре 2011 года в Государственную  Думу был внесен законопроект запрещающий  продавать пиво в ПЭТ-бутылках, принятие подобного закона ввело бы предприятие  в кризис, так как осенью 2011 года было закуплен и смонтирован комплекс для розлива пива в ПЭТ бутылки  емкостью 1,5л.

Экономические факторы. Самыми важными факторами  для ОАО «Вятич» являются цены на сырье. «Вятич» закупает солод российский у компании ООО «ТК «Русский солод» и солод импортный у компании ООО «Евромолт», находящихся в городе Москва и хмель у компании ООО «С.Т.С.», располагающейся в Санкт-петербурге. Как следствие, высокие логистические затраты. На предприятии не производится учета затрат энергоресурсы, поэтому невозможно оценить степень их важности.

Технологические факторы.  ОАО «Вятич» постоянно  совершенствует технологии производства и розлива пивной продукции. В  производстве используется оборудование чешского и немецкого производства. Таким образом, в технологическом  плане ОАО «Вятич» не уступает ведущим пивоваренным заводам мира. Лишь половина солода, поставляемого ОАО «Вятич» является высококачественным продуктом.

Социокультурные факторы. К основным социокультурным  факторам, оказывающим влияние на ОАО «Вятич» относятся такие, как количество потребителей продукции и стиль жизни.

SWOT анализ предприятия ОАО «Вятич»

Таблица 17 – SWOT анализ предприятия ОАО «Вятич»

Сильные стороны 

Слабые стороны

Наличие квалифицированного персонала

Трудности с доставкой продукции (при большом объеме заказов экспедиторы  не успевает развозить пиво по торговым точкам)

Большой опыт работы на рынке

Большие логистические затраты

Хорошие деловые связи с клиентами

Негибкая политика работы с клиентами (сложная процедура предоставления кредитов и т.д.)

Высокое качество продукции, соответствующее  европейскому уровню

Неполный ассортимент пивной продукции  представлен в других регионах РФ

Активная маркетинговая политика, качественная работа с брендом компании

Небольшой объем оптовых продаж в  других регионах

   

Внешние благоприятные возможности

Внешние угрозы предприятию

Рост рынка пивной продукции имеет  устойчивую тенденцию к увеличению

Мировой финансово-экономический кризис

Положительная тенденция роста спроса на пиво

Задержка роста инвестиционной активности

Сложившийся имидж ОАО «Вятич»  у потребителей продукции

Запрет на рекламу пивной продукции 

Небольшое количество сильных конкурентов  ОАО «Вятич »в регионе.

Пропаганда по СМИ вреда от употребления пива

 

Принятие закона о запрете продажи  пива в ПЭТ бутылках

Информация о работе Разработка производственной стратегии на ОАО «Вятич»