Разработка производственной стратегии на ОАО «Вятич»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 60-е годы в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические системы 6
1.1 Стратегический анализ 6
1.2 Анализ внешней среды 14
1.3 Анализ внутренней среды 16
1.4 S.W.O.T. анализ 18
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Вятич» 25
2.1 Организационная характеристика 25
2.2 Анализ основных показателей 32
2.3 Анализ финансового состояния 45
3. Разработка производственной стратегии на ОАО «Вятич». 49
3.1 S.W.O.T. анализ 49
3.2 Разработка производственной стратегии на предприятии ОАО «Вятич» 61
3.3 Оценка эффективности мероприятия 65
Заключение 67
Список литературы: 68
Приложения 70

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 323.43 Кб (Скачать)

Таблица 5. Показатели, необходимые для проведения SWOT анализа.

Показатели внешней среды

Показатели непосредственного окружения

Показатели внутренней среды компании

Экономические факторы - величины ВНП, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п. 
Политические факторы - ясное представление о намерении органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику 
Рыночные факторы - многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации 
Технологические факторы - возможности, которые наука открывает для производства новой продукции 
Международные факторы - угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей (например, ОПЕК), изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков 
Правовые факторы - изучение законов и других нормативных актов, действенность правовой системы 
Социальные факторы - отношение людей к работе и качеству жизни, обычаи и верования, демографическая структура, разделение ценностей, рост населения, уровень образования и т.д.

Покупатели - географическое положение, демографические характеристики, социально-психологические  характеристики, отношение покупателей  к продукту 
Поставщики - стоимость поставляемого товара, гарантия качества, временной график поставок, пунктуальность и обязательность выполнения условий поставщиком 
Конкуренты - выявление слабых и сильных сторон 
Рынок рабочей силы

Кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы 
Организация управления 
Производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки 
Финансы фирмы 
Маркетинг 
Организационная культура


Для каждого из рассматриваемых рынков или сегментов нужно перечислить  наиболее важные (имеющие наибольшее отношение/влияющие на бизнес) элементы по всем четырем категориям: силы, слабости, возможности и угрозы. В каждой из них формулировки должны быть упорядочены  по значимости: сначала идет угроза номер один и так далее. SWOT должен быть как можно более сфокусированным: например, если нужно, то для каждого  нового рынка или группы покупателей  строится отдельная таблица. Нет  смысла перечислять все возможное  и невозможное.  
На практике SWOT-анализ часто составляется для каждого ведущего конкурента и для отдельных рынков. Это раскрывает относительные силы и слабости компании, ее способности по борьбе с угрозами и использованию возможностей.

В настоящее время можно выделить следующие основные направления  развития SWOT анализа:

  • отображение в модели динамических изменений фирмы и ее конкурентной среды.
  • учет результатов анализа фирмы и ее конкурентной среды с использованием классический моделей стратегического планирования.
  • разработка SWOT моделей с учетом различных сценариев развития ситуаций на рынке.

SWOT-анализ  применяется для:

  • анализа факторов конкурентного окружения. В настоящее время в рамках технологий стратегического планирования SWOT анализ рассматривается как отдельный этап оценки и структурирования информации, собранной в соответствии с классическими моделями PEST, моделями Портера, и т.д.
  • планирования реализации стратегий. Для планирования реализации стратегий, разработанных на основе SWOT моделей проф. Weihrich, используют матрицы balanced scorecard. Этот инструмент позволяет определить наиболее важные направления стратегического развития и наиболее важных исполнителей стратегий.
  • конкурентной разведки. По данным обзора (Survey of SCIP membership conducted by The Pine Ridge Group, Inc. and the T.W. Powell Company, 1998.) SWOT-анализ широко используется в конкрурентной разведке. В 55,2% случаев выполнения конкурентной разведки был использован SWOT анализ для изучения разведывательной информации о конкурентах.

 

 

2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Вятич»

2.1 Организационная характеристика

1903, весна — в Вятку прибывает  известный немецкий пивовар-технолог, саксен-мейнингенский подданный Карл-Август Отто Шнейдер, держатель марки «Пиво Баварское». 28 марта, зарегистрировав по реестру № 1170 у нотариуса Витта «Товарищество Вятского пивоваренного завода К.О.Шнейдер и Г.Н. Шмелева», он получает право на продажу пивных и медоваренных напитков на всей территории Российской империи и герцогства Саксен-Мейнингенского. С этого года и по 1950 год главным пивоваром был Викингейзер Эмиль Иосифович.

С 1912 г. являющийся поставщиком Дворов Его Императорского Величества Императора Всероссийского и Его Высочества Герцога Саксен-Мейнингенского поставлял пиво в Нижний Новгород, Москву, Санкт-Петербург, Мейнинген и Берлин. Ассортимент выпуска основной продукции к 1914 г. также был чрезвычайно разнообразен: всего пивной завод выпускал 16 сортов пива - "Баварское", "Вятская Бавария", "Ячменное", "Золотое ячменное", "Бавария", "Вятский портер", "Мартовское", "Ячменный колос", "Кристалл" и другие. Причём "Баварское" получило свой статус с разрешения баварских пивоваров.

К тому времени склады и заводы по производству пива "Товариществом  Вятского пивоваренного завода К.О. Шнейдер и К" были открыты в  городах Слободском, Орлове, Котельниче, Уржуме, Нолинске, Глазове, на станциях Зуевка и Нижний Полом, в городе Вознесенске-на-Вохме  и станции Шарья. Причём, "живое  пиво" развозилось заказчикам на расстояние не более 200 км. Дрожжи завозились в Царство Польское, Германию, Данию и Францию. Цена бутылки пива составляла от 4 до 8,5 копеек, что по тем временам было невысокой ценой (при высоком качестве) по всей стране.

В марте 1918 года завод был национализирован, в 1921 предприятие восстанавливают  как государственный пивной завод  с акционерным капиталом.

В 1943 запустили цех безалкогольных напитков, в 1980 была освоена новая  продукция - минеральная вода «Нижне-Ивкинская-2К».

В настоящее время заводом «Вятич»  разработано и выпускается 8 сортов пива «Вятич»: светлые — «Янтарное», «Классическое», «Элитное», «Жигулевское», «Крепкое», «Шнейдер LAGER» и «Шнейдер PREMIUM»; темные — «Особое»; нефильтрованное - «Вятич» и более 15 наименований газированных напитков: «Леспи», «Крем-сода», «Дюшес», «Буратино», «Груша».

ОАО «Вятич» располагается по адресу 610027, г. Киров, ул. Блюхера 63.

Продукция ОАО «Вятич» - это неизменно высокое  качество, она получила признание  не только у жителей Кировской  и соседних с ней областей, но и у профессионалов, о чем свидетельствуют  многочисленные награды привезенные  «Вятичем» с самых престижных Российских и Международных выставок.

"Вятич"  является открытым акционерным  обществом. Акционеры могут приобретать  и отчуждать акции Общества  без согласия других акционеров  Общества. Общество вправе проводить  открытую подписку на выпускаемые  им акции с учетом требований  ФЗ "Об акционерных обществах"  и других правовых актов. 

Основной  целью деятельности Общества является извлечение прибыли, а также расширение рынка товаров и услуг.

В соответствии с данными целями Общество осуществляет следующие виды деятельности:

  • Осуществление коммерческой деятельности, торгово-закупочных операций, в том числе оптово-розничной и комиссионной торговли с юридическими и физическими лицами;
  • Изготовление и розлив пива, безалкогольной продукции, минеральной и природной питьевой воды;
  • Розлив вин и крепких спиртных напитков;
  • Выпуск товаров народного потребления;
  • Осуществление строительных, строительно-монтажных, электромонтажных, пусконаладочных, ремонтных и художественно-оформительских работ зданий, сооружений, жилых помещений и т.д.
  • Оказание транспортно-экспедиционных услуг;
  • Предоставление коммунальных услуг;
  • Общественное питание;
  • Внешнеэкономическая деятельность.

Общество  может иметь гражданские права  и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления  любых видов деятельности, не запрещенных  законодательством РФ.

Общество  вправе иметь дочерние и зависимые  общества с правами юридического лица, дочерние организации не отвечают по долгам Обществом, такой дочерней организацией является ООО «Вятич». ООО «Вятич» непосредственно  занимается реализацией и продвижением готовой продукции.

Уставный  капитал Общества определяет минимальный  размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет 22 438 руб. (двадцать две тысячи четыреста  тридцать восемь) рублей.

Имущество Общества состоит из уставного капитала, а также фондов, образуемых из доходов  от реализации продукции, работ, услуг; кредитов банков; безвозмездных или благотворительных взносов, пожертвований Российских и иностранных организаций, предприятий, граждан; иных, не запрещенных законом поступлений.

Структура органов управления Общества состоит  из акционеров, Совета директоров и  генерального директора.

Акционер  имеет право принимать участие  в управлении Обществом, избирать и  быть избранным на выборные должности  в Обществе, принимать участие  в распределении прибыли и  т.п.

Собрание  акционеров является Высшим органом  управления Общества. Один раз в  год Общество проводит годовое общее  собрание акционеров.

Совет директоров Общества осуществляет общее  руководство деятельностью Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных ФЗ «Об акционерных обществах» и Уставом Общества к исключительной компетенции Общего собрания акционеров.

Совет директоров Общества состоит из 7 (семи) членов. Выборы членов Совета директоров Общества осуществляются кумулятивным голосованием.

К исключительной компетенции Совета директоров Общества относятся следующие  вопросы: определение приоритетных направлений деятельности Общества, решение вопросов об использовании  резервного и иных фондов Общества, утверждение внутренних документов Общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых  отнесено согласно Уставу Общества или  ФЗ «Об акционерных обществах» к  компетенции Общего собрания акционеров, одобрение крупных сделок в случаях, предусмотренных главой X ФЗ «Об  акционерных обществах».

Исполнительным  органом общества является Генеральный  директор. Он избирается Общим собранием  акционеров общества сроком на 4 (четыре) года. Генеральный директор может  быть избран из числа акционеров, либо Генеральным директором может быть избрано любое другое лицо, обладающее необходимыми деловыми и профессиональными  качествами и опытом.

Генеральный директор решает все вопросы текущей  деятельности Общества, за исключением  вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Общего собрания акционеров и Совета директоров Общества.

Генеральный директор без доверенности действует  от имени Общества, представляет его  интересы, совершает сделки от имени  Общества, утверждает штаты, издает приказы  и дает указания, обязательные для  исполнения всеми работниками Общества.

Генеральный директор назначает заместителей, которые  возглавляют направления работы в соответствии с распределением обязанностей, утверждаемым Генеральным  директором. Заместитель (заместители) Генерального директора в пределах своей компетенции без доверенности действуют от имени Общества. При  отсутствии Генерального директора  его функции исполняет один из заместителей, назначаемый приказом по предприятию.

Организационная структура представлена в Приложении 1, она трехступенчатая. Управленческая структура представлена в Приложении 2, она пятиступенчатая. Блоки четвертой  ступени управленческой структуры  выполняют специализированные функции, на пятой ступени специализация  усиливается.   Таким образом, тип организационной структуры предприятия является линейно-функциональным.

Для данного характера предприятия, как завод, линейно-функциональный тип является оптимальным выбором,  который обусловлен такими положительными моментами, как:

  • отсутствие дублирования должностных обязанностей
  • освобождение главного менеджмента от глубокого решения проблем
  • возможность привлечения консультантов и экспертов (например, маркетинговых компаний)
  • более глубокая подготовка решений и планов

Конечно, у данного типа имеются и отрицательные  стороны, такие как: недостаточно точная ответственность, длительность процедур принятия решений, чрезмерна развитая система взаимодействий по вертикали.

По  уровню взаимодействия с внешней  средой организационную структуру  можно определить, как механистическую, так как структура характеризуется:

  • большой сложностью, большим числом подразделений по горизонтали
  • высокой степенью формализации
  • ограниченной информационной сетью
  • организация, действует в условиях, которые меняются довольно медленно (например, новые технологии производства и т.п.)

Управление  на предприятии отличается высокой степенью централизации и широким масштабом управляемости (т.е. максимальное количество подчиненных и минимальное количество уровней). На степень централизации влияют такие факторы, как: средний размер организации, вид деятельности организации – производство; высокая степень разделения труда; отсутствие стремления частей организации к самостоятельности; процесс принятия управленческих решений.

Информация о работе Разработка производственной стратегии на ОАО «Вятич»