Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:32, курсовая работа
В современных экономических условиях выживание предприятий, в значительной степени зависит от уровня стратегического планирования. Только при ясном представлении о целях деятельности предприятия, их своевременной корректировке в соответствии с изменениями внешней среды четкое распределение материальных и людских ресурсов может обеспечить успех предпринимательской деятельности.
система действующих норм и нормативов осуществления производственного процесса;
свод действующих законодательных актов об ответственности предприятий за своевременное и качественное выполнение заказов, использование трудовых ресурсов, а также обязательств перед государством по уплате налогов;
отчетные данные о выполнении плана производства и сбыта продукции за предыдущий плановый период и об остатках незавершенного производства на начало года;
данные технико-экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
маркетинговые исследования об изменениях ситуации на рынках сбыта продукции, повышении требований к потребительским свойствам продукции, увеличении требований к качеству, дизайну, упаковке, послепродажному обслуживанию продукции;
разработанные предложения соответствующих отделов предприятия об обновлении продукции, замене морально устаревшего и изношенного оборудования, внедрении более совершенных технологий изготовления продукции.
Составление производственной программы всегда сопряжено с рассмотрением различных вариантов структуры планируемой продукции путем сопоставления ее со спросом, а трудоемкости работ – с производственной мощностью и наличием трудовых ресурсов, с возможностью материально-технического обеспечения. Из нескольких вариантов выбирается наиболее оптимальный.
Производственная программа является основным этапом формирования плана производства и сбыта продукции, который является одним из ведущих разделов. Его задача - обеспечить выполнение всех заказов и удовлетворить все потребности заказчиков по ассортименту, качеству, срокам поставки. На основе плана производства и сбыта продукции разрабатываются все другие разделы - план по труду; по материально-техническому обеспечению; по себестоимости, прибыли и финансовый план.
План производства и сбыта продукции разрабатывается в натуральных и стоимостных показателях. В натуральных показателях составляется производственная программа. Показатели номенклатуры продукции отражают перечень всего ассортимента выпускаемых изданий. В годовых и месячных планах планируется полный объем производимой продукции и устанавливаются условия ее сбыта.
При планировании производственной программы в натуральных единицах измерения устанавливаются показатели качества и пути достижения высокого качества продукции по всей номенклатуре.
Стабилизационные цели предполагают сохранение достигнутого уровня производства, потребления, использование ресурсов либо сохранение определенного состояния производственной системы.
Цели развития направлены на достижения новых, более совершенных состояний системы либо на создание дополнительных ресурсов, которыми данная система не обладает и которые ведут к достижению желаемого состояния системы.
Различные варианты производственной деятельности отличаются друг от друга тем, что они по-разному обеспечены материально-сырьевыми ресурсами. Следовательно, при разработке вариантов достижения целей предприятия необходимо этот аспект проанализировать и составить задачи, приводящие к благополучному разрешению данной проблемы. В любом случае решение выбора варианта во многом определяется его результативностью. Результативность напрямую зависит от прогрессивности используемой технологии, что, конечно же, связано с новыми повышенными издержками по его реализации. Поэтому необходимо оценить выгоды использования новых технологий в сопоставлении с затратами различных видов ресурсов, которые потребуются для их внедрения.
Разработка целей (с учетом влияния на них указанных факторов), путей решения обозначенных целей (с конкретизацией задач) позволяет сформировать конкретную модель развития предприятия. Действенность выбранной модели развития определяется ее результативностью. В качестве конечных результатов используются категории прибыли, дохода, выполнения хозяйственных договоров, ассортимента. Однако, поскольку конечный результат – это степень достижения цели, то обобщающая оценка хозяйственной деятельности сводится к достижению этой цели минимальными затратами.
Раздел I.
Основные показатели деятельности предприятия и их оценка.
Таблица 1.
Основные показатели деятельности предприятия.
На III квартал 2011 года запланированы следующие показатели сбыта и производства продукции: количество продаж в натуральном выражении по изделиям (в шт.)
- машина 01-13 – 977
- машина 01-14 – 1317
- машина 01-15 – 657
- машина 01-16 – 1485
№ п/п |
Наименование показателей
|
Единица измерения |
План на III квартал 2011г |
1 | 2 | 3 | 4 |
1
2
3
4 5 | СБЫТ И ПРОИЗВОДСТВО Количество продаж в натуральном выражении - машина 01-13 - машина 01-14 - машина 01-15 - машина 01-16 Объем сбыта (реализации) – всего в оптовых ценах предприятия в т.ч. - машина 01-13 - машина 01-14 - машина 01-15 - машина 01-16 Налог на добавленную стоимость Объем сбыта (реализации) – всего в свободных отпускных ценах Объем производства – всего в оптовых ценах предприятия (товарная продукция) |
шт. шт. шт. шт.
тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб. |
977 1317 657 1485
486952,99 108872,97 175764,19 84246,45 118069,38 87651,53
574604,52 486952,98 |
6
7
8
9 | ТРУД И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА Производительность труда (выработка продукции на одного работающего в оптовых ценах предприятия) Численность работающих – всего в т.ч. промышленно-производственного персонала из них рабочих Фонд оплаты труда в т.ч. промышленно-производственного персонала Средняя заработная плата промышленно- производственного персонала |
тыс. руб./чел.
чел. чел. чел. тыс. руб.
тыс. руб.
руб. |
208,54
12385 2335 2221 241405,32 241405,32
38655,31 |
10
11 | СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ПРЫБЫЛЬ ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Себестоимость товарной продукции Прибыль от реализации(работ,услуг) |
тыс. руб.
тыс. руб. |
375896,29
198708,33 |
12 13 14
15
16
17
18
19
20
21 | ФИНАНСЫ И КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО Общая сумма прибыли Платежи в бюджет (налог на прибыль) Прибыль, остающаяся предприятию (чистая прибыль) в т.ч. а) на материальное вознаграждение ППП и оплату труда НПГ б) на развитие производства в) на социальное развитие г) в резервный фонд д) на прочие расходы Рентабельность товарной продукции Вложения в основные фонды и оборотные средства Рентабельность вложений
Средняя производственная мощность
Использование производственных мощностей
Фонд потребления
Фонд накопления |
тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб.
тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. % тыс. руб. % %
тыс.руб
%
тыс.руб.
тыс.руб. |
208,54 39736,7
198683,51 49670,88 99341,75 29802,53 9934,17 9934,17 52,86
180000
110,38
504997,13
385,64
390417,95
104996,75 |
Расчет таблицы № 1
Ст. 1 = данные по заданию
Ст. 2 = таб. 2 гр. 4 (итого)
Ст. 2.1 – ст. 2.4 = таб. 2 гр. 4
Ст. 3 = таб. 2 гр. 6 (итого)
Ст. 4 = таб. 2 гр. 7 (итого)
Ст. 5 = таб. 3 гр. 7 (итого)
Ст. 6 = таб. 13 ст. 10
Ст. 7 = таб. 7 (всего)
Ст. 8 = таб. 13 ст. 2
Ст. 9 = таб. 13 ст. 11
Ст. 10 = таб. 19 ст. 11
Ст. 11 = таб. 19 ст. 13
Ст. 12 = таб. 22 ст. 1
Ст. 13 = таб. 22 ст. 2
Ст. 14 = таб. 22 ст. 3
Ст. 15 = таб. 21 ст. 9
Ст. 16 = таб. 4 гр. 7 (итого)
Ст. 17 = таб.4 гр.3(итого) / таб.4 гр.7 (итого) * 100 = 96,2 %
Вывод: из представленных предприятием изделий наиболее высоким спросом обладает машина 01-16, так как она по сравнению с остальными имеет большее количество продаж, но наиболее выгодным для выпуска изделием для предприятия будет машина 01-14, так как она принесет больше прибыли и повлияет на финансовые результаты предприятия.
Планирование сбыта включает: изучение внешних и внутренних условий; определение целей; разработку прогнозов конъюнктуры и спроса; подготовку прогнозов реализации товаров; составление планов поставок готовой продукции; планирование оптимальных хозяйственных связей; выбор каналов распределения товара; планирование дополнительных услуг, внешнеторговых операции, рекламной деятельности; составление сметы расходов на управление сбытом и распределением, планирование доходности.
Организация сбыта включает: организацию сбора информации о спросе; заключение с потребителями хозяйственных договоров на поставку продукции; выбор форм и методов реализации продукции, способов доставки ее потребителю; подготовку продукции к отправке потребителю; технологию товародвижения; организацию информационно-диспетчерской службы, отчетности; организацию торговой коммуникации, правовой и претензионной работы; организацию стимулирования спроса и рекламной деятельности.
Разработка прогнозов спроса и конъюнктуры — основа для подготовки прогнозов реализации продукции, которые составляют базу для проведения всех коммерческих операций в течение прогнозного периода и составления текущих планов реализации и доходов.
После определения проблем и конкретных целей намечаются пути, этапы и последовательность действий для их достижения, т.е. разрабатывается план (программа) деятельности службы сбыта. Включение конкретных разделов в план обусловливается поставленными целями.
Прерогатива в решении данных вопросов принадлежит самому предприятию, которое может использовать как формализованную, так и гибкую систему планирования.
Формализованная система планирования основана на четком разделении степеней и разделов планирования с жестко обусловленными плановыми периодами при четком соблюдении последовательности плановых операций.
При гибкой системе планирования нет жесткой привязки времени принятия решения к плановому периоду, появляется возможность отдельным подразделениям службы сбыта более оперативно управлять сбытовой деятельностью.
Гибкость планирования сбыта находится в зависимости от статуса предприятия на рынке и сферы его деятельности.
Предприятия, действующие на рынках с установившимся кругом потребителей, структурой спроса и конкуренции, т.е. на так называемых "зрелых" рынках, как правило, используют относительно формализованные плановые системы с жестко обусловленными плановыми периодами, распределением функций планирования и системой разработки плана.
Предприятия, специфика сфер деятельности которых заключается в наличии нескольких независимых рыночных сегментов с неопределенными колебаниями объема и структуры спроса, высокой степени риска при проведении операций, агрессивных и динамично растущих конкурентов, чаще ориентируются на гибкое управление сбытом с использованием "целевых" планов и сценариев, разрабатываемых по мере возникновения потенциально опасных ситуаций или появления новых перспектив сбыта.
Плановая функция сбытовой деятельности включает разработку планов поставки готовой продукции.
Организация сбыта должна осуществляться в соответствии со всем комплексом рыночных и производственных факторов деятельности предприятия. Без выполнения этого учета система сбыта вступает в конфликт с установками маркетинговой стратегии.
Именно в системе сбыта концентрируется результат всей маркетинговой деятельности. Поэтому даже хорошо разработанная и правильно рассчитанная стратегия маркетинга может провалиться, если система сбыта не соответствует поставленным задачам.
В условиях рыночных отношений при организации сбыта исключительное значение придается индивидуальному подходу к предприятиям-потребителям, важности личных контактов с потребителями, специализации персонала сбытовой деятельности на продаже отдельных видов продукции (особенно технически сложных).
Сбыт средств производства отличается от сбыта потребительских товаров и характеризуется относительно небольшим числом осведомленных потребителей, тесными отношениями предприятий-производителей и потребителей, непосредственной формой сделки и ценообразованием с фиксированной нормой прибыли. В этом случае нельзя рассчитывать на завоевание соответствующей доли рынка без посещения постоянных потребителей, которые обычно обладают большими знаниями о продукции и ее использовании.
В процессе планирования работы оборудования необходимо добиваться такого положения, при котором коэффициент использования производственных мощностей цехов и предприятия постоянно повышался бы. В планируемом периоде, как правило, он должен быть выше коэффициента использования производственных мощностей в предшествующем (отчетном) периоде. Это обеспечивает постоянное, непрерывное повышение использования основных фондов предприятия и производительности труда.
Производственная программа на предприятиях должна быть построена так, чтобы она способствовала ликвидации неравномерности и штурмовщины в работе и систематическому возрастанию выпуска продукции только высокого качества. Основой для построения календарного плана деятельности предприятия и базой для построения производственной программы его цехов является задание по выпуску продукции в планируемом году и его кварталах. Ведущим при этом является балансовый принцип. Основная балансовая формула процесса производства имеет следующий вид
Планирование сбыта включает: изучение внешних и внутренних условий; определение целей; разработку прогнозов конъюнктуры и спроса; подготовку прогнозов реализации товаров; составление планов поставок готовой продукции; планирование оптимальных хозяйственных связей; выбор каналов распределения товара; планирование дополнительных услуг, внешнеторговых операции, рекламной деятельности; составление сметы расходов на управление сбытом и распределением, планирование доходности.
Организация сбыта включает: организацию сбора информации о спросе; заключение с потребителями хозяйственных договоров на поставку продукции; выбор форм и методов реализации продукции, способов доставки ее потребителю; подготовку продукции к отправке потребителю; технологию товародвижения; организацию информационно-диспетчерской службы, отчетности; организацию торговой коммуникации, правовой и претензионной работы; организацию стимулирования спроса и рекламной деятельности.
Контроль и координация работы персонала службы сбыта предполагает: оценку соответствия реализации сбытовых функций программе маркетинговых исследований; анализ действия сбытовой службы, а также разработанных мероприятий по координации сбытовой деятельности и повышению ее эффективности; контроль и оценку эффективности стимулирования сбыта и рекламных мероприятий; тактический контроль; контроль за поставками продукции, осуществлением внешнеторговых операций, соблюдением договорных обязательств, своевременностью оплаты счетов; корректировку производственной программы в соответствии с поступившими заказами; предъявление потребителям претензий за нарушение договорных обязательств и несвоевременную оплату счетов.
Начальным этапом планирования сбыта (как и других в системе маркетинговой деятельности предприятия) является изучение внешних и внутренних условий функционирования предприятия. В зависимости от изменений внешних условий возникает необходимость корректировки внутренних.
Выявляются имеющиеся проблемы, связанные со сбытом продукции, устанавливаются цели, достижение которых будет способствовать их решению. Такими целями могут быть: достижение определенных размера дохода, объема продажи, доли рынка сбыта и оптового товарооборота в ассортиментном разрезе; установление оптимальных хозяйственных связей; повышение эффективности работы сбытового персонала; оптимизация запасов готовой продукции; эффективность дополнительных услуг, предоставляемых потребителю; рационализация товародвижения; повышение действенности претензионной работы; выбор оптимальных каналов реализации продукции; минимизация затрат на транспортировку; оптимизация всех видов затрат по сбыту; повышение доходности внешнеторговых сделок предприятия; усиление действенности рекламной политики предприятия; стимулирование спроса покупателей.
Перечень целей может быть различным как на разных предприятиях, так и в разные периоды на одном и том же предприятии.
Значимость перечисленных проблем и целей сбытовой деятельности, а, следовательно, и глубина исследования будут зависеть от того, в каких условиях функционирует предприятие - рынка производителя или рынка потребителя. Причем в обоих случаях могут появиться новые проблемы, решение которых потребует формирования новых целей. Таким образом, перечень проблем и целей может быть расширен в зависимости от конкретного состояния внутренней и внешней среды предприятия.
В связи с этим в практике как коммерческой, так и всей хозяйственной деятельности предприятия особенно важной проблемой являются разработка и использование прогнозов спроса и конъюнктуры. Главное, чтобы эти прогнозы стали основой выработки стратегических коммерческих решений предприятия. А для этого необходимо не только предвидеть количественные и структурно-качественные изменения спроса и конъюнктуры в перспективе, но и предупреждать их, формируя потребности, прилагая маркетинговые усилия к предотвращению проблемных ситуаций на рынке.
Разработка прогнозов спроса и конъюнктуры - основа для подготовки прогнозов реализации продукции, которые составляют базу для проведения всех коммерческих операций в течение прогнозного периода и составления текущих планов реализации и доходов.
После определения проблем и конкретных целей намечаются пути, этапы и последовательность действий для их достижения, т.е. разрабатывается план (программа) деятельности службы сбыта. Включение конкретных разделов в план обусловливается поставленными целями.
Прерогатива в решении данных вопросов принадлежит самому предприятию, которое может использовать как формализованную, так и гибкую систему планирования.
Формализованная система планирования основана на четком разделении степеней и разделов планирования с жестко обусловленными плановыми периодами при четком соблюдении последовательности плановых операций.
При гибкой системе планирования нет жесткой привязки времени принятия решения к плановому периоду, появляется возможность отдельным подразделениям службы сбыта более оперативно управлять сбытовой деятельностью.
Гибкость планирования сбыта находится в зависимости от статуса предприятия на рынке и сферы его деятельности.
Предприятия, действующие на рынках с установившимся кругом потребителей, структурой спроса и конкуренции, т.е. на так называемых "зрелых" рынках, как правило, используют относительно формализованные плановые системы с жестко обусловленными плановыми периодами, распределением функций планирования и системой разработки плана.
Предприятия, специфика сфер деятельности которых заключается в наличии нескольких независимых рыночных сегментов с неопределенными колебаниями объема и структуры спроса, высокой степени риска при проведении операций, агрессивных и динамично растущих конкурентов, чаще ориентируются на гибкое управление сбытом с использованием "целевых" планов и сценариев, разрабатываемых по мере возникновения потенциально опасных ситуаций или появления новых перспектив сбыта.
Плановая функция сбытовой деятельности включает разработку планов поставки готовой продукции.
В процессе разработки планов сбыта продукции определяется общий объем поставок готовой продукции в целом по предприятию и каждому потребителю в плановом году и поквартально с распределением по месяцам