Разработка плана предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

В современных экономических условиях выживание предприятий, в значительной степени зависит от уровня стратегического планирования. Только при ясном представлении о целях деятельности предприятия, их своевременной корректировке в соответствии с изменениями внешней среды четкое распределение материальных и людских ресурсов может обеспечить успех предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 614.00 Кб (Скачать)


21

 

В современных экономических условиях выживание предприятий, в значительной степени зависит от уровня стратегического планирования. Только при ясном представлении о целях деятельности предприятия, их своевременной корректировке в соответствии с изменениями внешней среды четкое распределение материальных и людских ресурсов может обеспечить успех предпринимательской деятельности. Любое предприятие, независимо от своих масштабов и сферы деятельности, должно в новых условиях заниматься планированием. План это проект желаемого будущего и путей его эффективного достижения ». Он направляет на достижение конечной цели и указывает, как должно развертываться выполнение запланированного во времени и пространстве. В более широком толковании: планирование – это определение целей предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

План должен корректироваться с учетом ситуации на рынке. Работа цехов и участков оценивается не по проценту выполнения или тем более перевыполнения планов, а по реализации графиков поставок, качеству продукции ,использования производственной мощности, и прибыли

 

В процессе разработки долгосрочных планов для выбора правильного решения необходимо обладать информацией:

· о предполагаемых затратах на производство продукции (работ, услуг);
· об уровне затрат в целом в отдельные периоды;
· о потребности в инвестициях.

На основании этой информации принимается решение:

· какие товары продавать на том или ином рынке;
· по каким ценам;
· как осуществлять финансирование;
· где лучше размещать производство.

Предварительный расчет затрат, планирование доходов и контроль за затратами начинаются на стадии конструирования и разработки технологии. Уровень затрат закладывается именно на этих стадиях. На этапе предварительной оценки затрат необходимо исходить из четко определенных объемов производства; учитывать технологию, возможные заменители материалов; осуществлять разбивку затрат и качественных показателей на составляющие части для сравнения их преимуществ и недостатков с аналогичными показателями у конкурентов. Эта оценка должна предусматривать необходимость дальнейшей модернизации изделия.

Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.

План - это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.

План содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль.

Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управление производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п.

Основные экономические, организационные, управленческие и социальные функции предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.

Рыночное планирование на предприятии должно служить основой организации и управления производством, являться нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития предприятия.

Планирование на предприятии - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

В современном отечественном производстве функции планирования на предприятиях определяют не только основной предмет планово-экономической деятельности, но и главным образом объект этого планирования.

Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов.

Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана.

Установление таких целей является наиболее легкой задачей. Решив ее, необходимо определить пути достижения этих целей. Для этого необходимо выработать стратегию и составить планы, которые формируют ядро бизнес-плана. Хорошо составленный бизнес-план, как правило, является существенным фактором длительного выживания предприятия и его прибыльности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бизнес-план.

Бизнес-план помогает решить вопросы финансирования, то есть он может стать средством привлечения капитала, необходимого для осуществления проекта (развития предприятия). При составлении бизнес-плана необходимо представить, какие препятствия могут возникнуть на пути к успеху. Может случиться так, что эти препятствия слишком серьезны и на предлагаемой идее нужно ставить крест. Разумеется, это не самый приятный вывод, но лучше его сделать, пока проект на бумаге, а не тогда, когда на его создание уже потрачены деньги и время.

Бизнес-план нужен для организации деятельности предприятия, а не только для получения инвестиций , кредита, ссуды и т. Основная цель бизнес-плана – достижение разумного и выполнимого

компромисса между тем, что фирма хочет, и что может достичь. Бизнес-план

должен показать, как эффективно перейти из настоящего состояния в желаемое,

отразить как текущие задачи, так и задачи на средне- и долгосрочный период.

Первый раздел представляет собой краткое изложение плана с подчеркиванием его привлекательности для потенциальных инвесторов. Здесь указываются факторы, которые обеспечат успех фирмы на конкурентном рынке. В данном разделе рассматриваются следующие аспекты:

основные направления бизнеса (потребности; которые будут удовлетворены; предлагаемые товары/услуги);

описание рынка (местный/национальный/международный; промышленный/потребительский), его характеристики и предполагаемые размеры;

потенциальные возможности бизнеса за период от одного до пяти лет.

Стратегия их реализации;

- конкурентные преимущества фирмы. Что делает ваш бизнес непохожим на

бизнес конкурентов;

- прогноз продаж и прибыли.

 

Второй раздел: Компания и отрасль, в которой она занята

Цель раздела – показать тенденции развития отрасли и место компании в ней.

В данном разделе указывается:

- основные направления и цели деятельности фирмы. Потребности рынка, которые предполагается удовлетворить;

- расположение компании, в каких географических пределах планируется развитие бизнеса (регион, страна, мировой рынок);

- история, прошлые успехи компании. Важно отметить, на какой стадии развития находится фирма;

- характеристика отрасли, к которой относится описываемый бизнес. Динамика продаж товара за последние годы по России, мировая. Прогнозы развития;

- доля отрасли в продукции отрасли;

- отличие фирмы от других предприятий отрасли, конкурентные преимущества (персонал, географическое положение, эффективная система сбыта, учет потребностей покупателей);

- законы, налоги и другие факторы внешней среды, влияющие на данную отрасль в целом и конкретно в частности.

Третий раздел: Продукция/услуги.

Приводится описание продукции с точки зрения потребителей, избегая специфических технических подробностей. Делается акцент на уникальных качествах продукции, ее способности удовлетворять конкурентные потребности рынка.

Четвертый раздел: Рынок и маркетинг

В этом разделе следует определить и оценить рыночные возможности бизнеса. Оценить существующие и потенциальные потребности продукции или услугах. Дается точная и реалистическая оценка состояния конкуренции, сильных и слабых сторон фирмы по сравнению с другими предприятиями. Характер используемого материала и методы его подачи существенно зависят от специфики рынка, продукции и предприятия.

Пятый раздел: Стратегия маркетинга

В этом разделе описываются основные составляющие маркетинга: ценообразование, сбыт, система продвижения товара на рынке. Цель – описать стратегию маркетинга, которая позволит выйти на уровень продаж и прибыли, которые указываются в финансовом плане.

Шестой раздел: Производственная деятельность

В этом разделе следует указать потребность в помещении, оборудовании и трудовых ресурсах, необходимых для достижения целей, описать систему снабжения. Демонстрируется высокий уровень продуманности технологического процесса и механизм контроля качества продукции.

Отражается следующее:

- расположение помещений, потребность в ремонте;

- схема производственного процесса;

- состав необходимого оборудования, его поставщики, условия поставок, стоимость;

- сырье и материалы – поставщики, ориентировочные цены, норма запаса;

- наличие альтернативных источников снабжения сырьем и материалами;

- экологичность и техническая безопасность производства. Контроль качества;

- требования в отношении трудовых ресурсов;

- возможности снижения прямых и накладных расходов;

- система обслуживания и сервиса.

 

Седьмой раздел: Управление и право собственности

Данный раздел представляет особый интерес, так как средства обычно вкладываются в людей, а не в идеи. Следует показать, что менеджеры и персонал предприятия отличаются компетентностью и могут успешно заниматься бизнесом.

В этом разделе указывается:

организационно-правовая форма бизнеса. По товариществам указываются условия создания и партнерства, по акционерным обществам – основные пайщики и принадлежащие им доли, количество привилегированных и обыкновенных акций. Указывается доля государственной собственности в уставном фонде;

для акционерных обществ: состав совета директоров, краткие биографические справки, телефоны, степень вовлеченности в деятельность предприятия;

для открытых акционерных обществ: сколько акций уже выпущено, возможность дополнительной эмиссии;

организационная структура управления предприятием, команда управляющих, распределение обязанностей между ними, формы и условия оплаты труда;

предполагаемые изменения в структуре управления в соответствии с требованиями проекта, в том числе планируемое пополнение команды менеджеров;

заинтересованность местной администрации в проекте;

консультанты, аудитора фирмы.

Восьмой раздел: Стратегия финансирования

Данный раздел содержит финансовые показатели, подкрепляющие всю информацию, содержащуюся в других разделах, т.е. по сути, приводится обоснование всего бизнес-плана. Этот раздел является ключевым с точки зрения эффективности проекта и сроков возврата заемных средств. Четко показываются перспективы для инвестора и «пути выхода», т.е. меры, позволяющие инвесторам вернуть свои деньги.

Даются ответы на следующие вопросы:

потребность в финансовых средствах. Метод расчета потребности. Возможные источники получения средств;

использование финансовых средств (капитальные вложения, пополнение оборотных средств, выплата долга, приобретение других фирм);

долговременные финансовые стратегии (возможности изменения организационных форм бизнеса, изменение позиций учредителей, схемы погашения кредита);

финансовые данные на перспективу;

финансовые данные за прошедшие периоды (при необходимости документы могут быть представлены в приложении);

данные об аудиторской фирме, с которой сотрудничает предприятие.

Девятый раздел: Риски и их учет

В бизнес-плане нужно обязательно отметить их наличие (риски), проблемы и сложности, но не акцентировать на них все внимание. Демонстрируется уверенность в успехе бизнеса, но вместе с тем упоминаются и сложности.

В этом разделе описываются:

- условия, угрожающие деятельности предприятия. Необходимо показать

инвесторам, что риски оценены всесторонне и объективно;

- пути преодоления рисков.

Планирование производственной программы начинается с анализа техно-экономических показателей работы предприятия в отчетном году, определения объема заказов на плановый год, выявления резервов роста производства и определения путей эффективного использования материальных и трудовых ресурсов. Обоснование плана производства продукции предусматривает расчет производственной мощности, определяет необходимый ввод дополнительных мощностей для обеспечения выполнения задач по производству продукции в соответствии с заключенными договорами, а также уменьшение пролизводственной мощности в связи с выбытием устаревшей техники.

Особое место при обосновании производственной программы отводится разработке мероприятий, обеспечивающих высокое качество продукции, способное поддерживать конкурентоспособность на рынке сбыта товаропроизводителей.

Исходными данными для разработки производственной программы предприятия служат:

        перспективный план экономического и социального развития трудового коллектива;

Информация о работе Разработка плана предприятия