Понятие экскурсионного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 10:52, реферат

Краткое описание

Экскурсионный менеджмент – это система управления деятельностью туристско-экскурсионной организации в условиях рынка. Направленность деятельности туристско-экскурсионной организации определяется характером туризма: международная или внутренняя, активная (прием и обслуживание) или пассивная (отправка туристов на обслуживание в другие туристско-экскурсионные организации).

Файлы: 1 файл

Понятие экскурсионного менеджмента.docx

— 100.21 Кб (Скачать)

У экскурсовода под воздействием практической деятельности формируются специальные способности. Способности определяют как индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными  условиями успешного осуществления  определенного рода деятельности. Они  обнаруживаются в быстроте, глубине  и прочности овладения способами  и приемами какой – либо деятельности.

Способности человека делятся на две группы: общие и  специальные. Общие способности, необходимые  для овладения всеми видами деятельности (умственная активность, трудолюбие, наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, сосредоточенное  внимание). Специальные способности  являются основой для овладения  навыками и умениями конкретной профессии, обеспечивают достижение высоких результатов  в какой – либо определенной области  деятельности. Это особенности –  музыкальные, литературные, художественные и другие.

Все это положительно характеризует экскурсовода, прежде всего основано на его способностях выполнять порученную работу. О чем  бы не шла речь – о разработке новой темы, подготовке реферата, чтении лекции на курсах, прослушивании экскурсии  на маршруте, подборе методических приемов – методист и руководитель методической секции исходят из того, сумеет ли данный экскурсовод качественно  выполнить эту работу, т. е. Принимают  во внимание наличие у него определенных способностей, которые для этого  необходимы. Важный участок работы экскурсовода – подготовка и проведение очередной экскурсии.

Подготовка экскурсии  делиться на три части:

1. Повторение  индивидуального текста.

2. Припоминание  требований методической разработки.

3. Восстановление  в памяти маршрута.

Заканчивается подготовка самопроверкой, в ходе которой  экскурсовод задает себе несколько  контрольных вопросов.

Независимо от того, насколько экскурсовод усвоил тему, он к ней готовиться каждый раз. Успех подготовки зависит от способностей экскурсовода, т. е. Индивидуальных способностей личности. В понятие "подготовка" входит и психологическая подготовка – укрепление уверенности в своих  силах, в том, что очередная экскурсия  будет проведена на достаточно высоком  уровне, что экскурсанты останутся  довольны увиденным и услышанным.

Для экскурсовода характерны четыре вида особенностей: конструктивные: организаторские, коммуникативные  и аналитические.

Конструктивные  особенности находят свое выражение  в умении отобрать и правильно  оформить экскурсионный материал, понятно  и убедительно преподнести его, а в случае необходимости перестроить  план проведения экскурсии, схему использования  методического приема. Данный вид способностей служит основой мыслительной деятельности экскурсовода.

Организаторские способности выражаются в умении осуществлять руководство экскурсионной  группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты, а также  в умении обеспечить выполнение программы  туристов и экскурсантов, прибывших  из другого города.

Коммуникативные способности выражаются в умении установить деловые отношения с  группой, сохранить их навесь период общения с экскурсантами, правильно  построить взаимоотношения с  водителем автобуса на маршруте, работниками  музея, выставки, которые посещают экскурсанты, с методистами бюро, руководителем  методической секции, другими экскурсоводами, руководителями туристских групп, организаторами путешествий и экскурсий.

Аналитические способности служат основанием для  самокритичного анализа своей работы, объективной оценки качества проведенной  экскурсии, эффективности использования  методических приемов. Не все экскурсоводы в равной мере владеют названными особенностями.

Важную роль в развитии способностей экскурсовода. Играют учеба на курсах, работа методических секциях, самостоятельные занятия  около объектов, глубокое усвоение методики и техники проведения экскурсии.

Свойства личности являются главным регулятором психической  деятельности человека. Свойства личности и психические процессы группируются по одинаковым признакам: интеллектуальные; эмоциональные; волевые. Все эти  свойства определенным образом сочетаются и на их основе формируется характер человека.

Экскурсовод не должен быть снисходительным к самому себе, своей работе, взаимоотношениям с людьми, своему и их поведению.

На курсах подготовки и повышения квалификации, в методических секциях и повседневной работе экскурсовода необходимо прививать им навыки самоконтроля, т. е. умение организовывать самостоятельное  регулирование своего поведения, его  мотивов и побуждений.

Самоконтроль, будучи внутренней стороной деятельности личности, объединяет такие ступени в ее действиях, как самоанализ, самокритика  и самоограничение в поведении. Уровень самоконтроля, постоянство  и результативность его действия зависят от развития таких качеств  личности, как мировоззрение, идейная  убежденность, сознательность, культура.

Самооценка экскурсоводом  достигнутых результатов представляет собой сопоставление своей деятельности и самого трудового процесса с  определенными нормами, которые  установлены инструкциями, положениями, методическими разработками и другими  директивными документами.

В основу самооценки экскурсоводом своей деятельности должно быть положено сравнение достигнутых  им результатов с результатами других опытных работников. При этом важно  избегать завышенной оценки результатов  своей деятельности, так как такая  оценка к высокому самомнению, нетерпимому  отношению к критике своих  недостатков. У каждого экскурсовода необходимо укрепить чувство заинтересованности в выявлении своих недостатков в процессе подготовки и проведения экскурсии и мероприятия, включенных в индивидуальный план. Он должен не только видеть имеющиеся недостатки и ошибки в своей повседневной работе, но и выявлять и устранять их причины, способствовать тем самым совершенствованию своего индивидуального мастерства.

Становление личности экскурсовода. Формирование личности экскурсовода происходит на всем протяжении становлении профессии экскурсовода. Процесс становления личности начинается задолго до поступления экскурсовода на работу в туристскую фирму. Формирование всесторонне и гармонически развитой личности происходит на протяжении всей жизни человека.

Авторитет экскурсовода – этот вопрос имеет прямое отношение  к проблеме личности. Авторитет экскурсовода основан на его знаниях, умениях, навыках, нравственных достоинствах, практическом опыте. Авторитет представляет собой  совокупность нескольких сторон: авторитет  положения, который определяется тем, что экскурсовод является руководителем  экскурсии, возглавляет группу экскурсантов и руководит их деятельностью; авторитет  его знаний; авторитет умения. Его  создает опыт экскурсовода в проведении экскурсий; одна из важных основ авторитета экскурсовода – культура речи и  внеречевые средства воздействия; взаимоотношения  с экскурсантами, умение создать  нужный микроклимат в группе. Основа авторитета экскурсовода в этом плане  – высокая культура поведения  и речи. 

2.6           Экскурсоводческое мастерство 

Экскурсия представляет собой процесс познания предметов  и явлений мира, в котором мы живем. Руководителем этого процесса является квалифицированный специалист – экскурсовод, владеющий профессиональным мастерством. Экскурсоводы отличаются друг от друга как специалисты  определенных отраслей знаний и в  то же время все они одинаковы  в таких вопросах, как знание методики ведения экскурсии, умение руководить группой в процессе познания.

Экскурсоводческое мастерство – это вид мастерства, который, помимо своей специфической  профессиональной основы, включает в  себя элементы других видов мастерства. Это мастерство находит выражение  в уровне исполнения тех методических рекомендаций, которые обеспечивают высокое качество преподнесения  экскурсионного материала.

Мастерство экскурсовода неотъемлемо от владения основными  положениями экскурсионной теории и методики и их постоянного использования.

Профессиональное  мастерство экскурсовода – это особый вид искусства, который построен на : активном использовании и умелом сочетании показа и рассказа; участии  в процессе восприятия взаимодействия таких компонентов, как экскурсовод, экскурсант и экскурсионные объекты; применении методических приемов ведения  экскурсий; владении специфическими умениями и навыками, присущими данной профессии. Этому мастерству учатся у более  опытных специалистов, у самих  себя в ходе практической деятельности.

Слагаемые профессионального  мастерства экскурсовода можно условно  разделить на две группы – знания и умения.

Знания: общие  знания и знания по специальности, знание экскурсионной теории, методики ведения  экскурсии, основ ораторского искусства.

Умение: сформулировать знания, изложить свои мысли до проведения экскурсии, рассказом и культуре речи расширить кругозор людей, при  проведении экскурсии использовать методические приемы, донести знания до аудитории и управлять ею, передавать свою убежденность и вести сея  в коллективе. 

2.7 Пути повышения  экскурсоводческого  мастерства 

Важным участком любого экскурсионного учреждения является постоянное совершенствование профессионального  мастерства экскурсоводов. Для достижения этой цели могут быть рекомендованы  различные пути:

-) улучшение  организации методической работы  всех ее звеньев: методиста,  менеджеров, методических секций  экскурсоводов, кабинета и совета;

-) подготовка  качественной методической документации, своевременное внесение необходимых  дополнений и изменений в контрольный  текст экскурсии, корректирование  экскурсионного маршрута;

-) разработка  технологии методических приемов  рассказа и показа с учетом  особенностей экскурсионных тем;

-) отработка  техники ведения экскурсии и  организационных вопросов;

-) установление  и сохранение контактов между  экскурсоводом и экскурсантами  на всем протяжении экскурсии,  что определяется владением основами  психологии, педагогики и логики.

Вся работа по повышению  профессионального мастерства носит  плановый характер. Большую помощь экскурсоводам может оказать  специальная методическая литература, а также повышение квалификации на специализированных курсах. 

3. Разработка экскурсий

Разработка экскурсий  состоит из следующих этапов:

1)                Предварительная работа – подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т.е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим проходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

2)                Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуального текста.

3)                Заключительная ступень – прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

В простейшем виде схема всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения, одинакова: вступление, основная часть, заключение.

Вступление, как  правило, состоит из двух частей:

1)                организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);

2)                информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).

Основная часть  строится на конкретных экскурсионных  объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем. Которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При  этом важным для создания экскурсии  является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые  помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке  по времени и в зависимости  от значимости той или иной подтемы  в данной экскурсии.

Информация о работе Понятие экскурсионного менеджмента