Понятие лидерства в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:24, контрольная работа

Краткое описание

Стиль руководства – совокупность всех методов и приемов, которые использует руководитель в своей деятельности.
Высший стиль руководства – лидерство, инструмент повышения эффективности управления.
Главная цель контрольной работы посвящена раскрытию вопроса о лидерстве в менеджменте. Из цели вытекает ряд задач:
1) Раскрыть понятие лидерства в менеджменте;
2) Рассмотреть принципы построения организационных структур управления;
3) Раскрыть понятие нормы управляемости;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..
1. Понятие лидерства в менеджменте…………………………………………...
2. 2.1Принципы построения организационных структур управления………
2.2Понятие нормы управляемости…………………………………………….
3. Задача…………………………………………………………………………..
4. Тест………………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

менеджмент ГОТОВ.docx

— 33.96 Кб (Скачать)

                                                   Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..

1. Понятие лидерства в менеджменте…………………………………………...

2. 2.1Принципы построения организационных структур управления………

     2.2Понятие нормы управляемости…………………………………………….

3.  Задача…………………………………………………………………………..

4. Тест………………………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Введение

   Актуальность темы в том, что  в системе управления руководитель  занимает ключевое положение.  Определяющая роль руководителя  проистекает из того, что это  –  «лицо, которое руководит  кем-либо, чем-либо», лицо, наделенное  полномочиями принимать решение;  кто решает что делать, как  делать, и несет за это ответственность.  Руководитель всегда имеет дело  с людьми, сотрудниками организации  и членами других организаций,  стремится оказать на них воздействие,  влияние, с тем, чтобы побудить  их к определенным поступкам  для достижения организационных  целей, т.е. он осуществляет  руководство.

   Руководство – поведение, при котором один человек реально влияет на деятельность других.

   Влияние, которое имеет руководитель, принято называть авторитетом.  Авторитет – влияние, общепризнанное  значение, одна из форм проявления, реализации, осуществления власти. Авторитет рождается не только  от характера общения, но и  в большей степени зависит  от  стиля руководства (деловых  качеств руководителя, результатов  деятельности).

   Стиль руководства – совокупность всех методов и приемов, которые использует руководитель в своей деятельности.

   Высший стиль руководства – лидерство, инструмент повышения эффективности управления.

     Главная цель контрольной работы  посвящена раскрытию вопроса  о лидерстве в менеджменте.  Из цели вытекает ряд задач:

  1. Раскрыть понятие лидерства в менеджменте;
  2. Рассмотреть принципы построения организационных структур управления;
  3. Раскрыть понятие нормы управляемости;

 

 

 

                  1.  Понятие лидерства в менеджменте

   В менеджменте лидерство является  ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.

   Лидерство (от англ. Leader) – способность влиять на других таким образом, чтобы они работали на достижение целей организации, для эффективного управления. Лидерство нельзя делегировать только сверху, оно делегируется и снизу вверх от групп,  коллективов «ведомых».

   Природа  лидерства может быть боле  понятна, если его сравнивать  с руководством. Лидер также является  руководителем, но характер его  действий не такой, как у  обычного менеджера-администратора. Он не управляет, не командует,  а увлекает, ведет за собой  остальных. Те же выступают  по отношению к нему не подчиненными, а последователями.

   Выделяют три основных подхода к лидерству: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.

    Роль лидера в менеджменте уникальна. Идея лидерства пронизывает всю систему менеджмента: от планирования до контроля. Сотрудники оценивают деловые качества менеджера, прежде всего о его способности быть лидером. Только настоящий лидер может эффективно управлять людьми, сплачивать коллектив, направлять его на решение стоящих задач. Деятельность менеджера предусматривает ряд требований к лидеру: концептуальность (способность представлять деятельность предприятия в целом, уметь адаптировать ее к меняющимся условиям, обладать навыками стратегического планирования); оперативность (наличие квалификации на уровне принимаемого решения); аналитичность (умение эффективно применять научные методы анализа);коммуникационность (умение передавать свои разработки как в устной, так и в письменной форме); коммуникабельность (умение строить свои отношения в общении с коллегами  как в пределах фирмы, так и за ее пределами); обладание определенным уровнем технических знаний, необходимых для принятия управленческих решений. 

   Лидерство бывает формальное и неформальное. Формальное лидерство - влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности – должностные, функциональные отношения. Процесс влияния на подчиненных через личные способности, умения и другие подобные ресурсы называется неформальным лидерством  –  психологические, эмоциональные. Как формальный, так и неформальный лидер имеют влияние на группу.

   Идеальным для лидерства  является сочетание двух основ  власти: личностной и организационной.

   Подход с позиции личных качеств сделал попытку определить соотношение между наличием конкретных личных качеств - таких как ум, логика, смелость, гибкость, интуитивность, энергичность и т. д., и эффективностью лидерства. Данный подход так и не смог создать завершенной теории лидерства.

Поведенческий подход дал классификацию стилей лидерства, то есть манеры поведения руководителя с подчиненными. В рамках данного подхода существуют исследования Лайкерта, Блейка и Мутона, а также концепция трех лидерских стилей (считающаяся наиболее распространенной): авторитарного, демократического и либерального (пассивного, «попустительского»).

   Авторитарный  лидер навязывает свою волю подчиненным путем принуждения или вознаграждения, используя командные методы. Для такого лидера характерна властность, стремление единолично принимать решение, навязывать их другим людям, оказывая при этом психологическое давление, сосредоточенность исключительно на деловых отношениях в группе.               Демократичный лидер позволяет подчиненным участвовать в принятии решений и предпочитает оказывать влияние с помощью убеждения или харизмы. Он избегает навязывать свою волю подчиненным. Демократический лидер является противоположностью авторитарного. Типичными чертами демократического лидера являются: уважение людей, признание за ними права поступать по своему, общение с подчиненными на равных, обращения с просьбами и советами, а не с приказами.

Либеральный лидер дает подчиненным практически полную свободу, отстраняясь от управления подчиненными. Этот стиль лидерства называют еще и попустительским.

   Американский психолог Р.  Лайкерт выделил 4 стиля лидерства:

  • Эксплуататорско – авторитарный стиль

   Менеджеры навязывают свои  решения подчиненным, мотивация  осуществляется посредствам угроз.  Такому стилю характерна недостаточная  коммуникабельность. Менеджеры, использующие этот стиль, исходят из теории «Х» МакГрегора: персонал разделяется на две категории «Х» - пассивные, «У» - активные личности.

  • Благожелательно – авторитарный стиль

   Отношение к подчиненным  снисходительное, мотивацией является  вознаграждение. На управленческом  персонале лежит определенная  ответственность. Характеризуется  стиль малой коммуникабельностью.

  • Консультативно – демократический стиль

   Менеджера советуются с  подчиненными, мотивация за счет  вознаграждения и некоторого  подключения к управлению. Коммуникации  осуществляются как сверху вниз, так и снизу вверх. 

  • Демократический стиль, или система группового управления

   Полное доверие к подчиненным,  мотивация экономическим вознаграждением  (основанным на целях организации), Ответственность персонала на  всех уровнях, множество коммуникативных  связей. Менеджера этого стиля  исходят из категории «У» МакГрегора.

   Помимо стиля руководства,  балансирующего между демократией  и автократией, выделяют и стили,  ориентированные на результаты  работы, либо на благоприятный  климат в коллективе.

                                      Менеджмент и лидерство

   Менеджмент является социальным  по своей сущности феноменом,  а лидерство – психологическим.  Однако, оба явления  - средства  координации, организации отношений  членов социальной группы, средством  управления ими; реализуют процессы  социального влияния в группе, также обоим феноменам присуща  субординация отношений.  Лидерство  – важный ресурс менеджмента.  Лидерство способно переходить  в руководство, а руководитель  – становиться лидером. В современном  обществе хороший руководитель  организации – человек, который  одновременно является и лидером,  и эффективно управляет подчиненными.

   Работа менеджера сводится  к тому, чтобы заставлять других  делать что-то и так, как  он этого хочет. Поэтому первостепенное  значение здесь имеет эффективное  использование лидерства, власти  и влияния. 

   Власть – право, которым обладает человек вследствие служебного положения.

   Влияние – поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого.

 

  1. Принципы построения организационных структур управления. Понятие нормы управляемости

 

    1. Принципы построения организационных структур управления

   

   Управление предприятием должно  осуществляться на базе определенной  организационной структуры. Структура  предприятия и его подразделений  определяется предприятием самостоятельно.

  Структура  управления - упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия.                Элементами организации структур управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято какое-то количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

   В структуре управления  организацией различаются линейные, функциональные и линейно - функциональные  связи. Первые суть отношения  по поводу принятия и реализации  управленческих решений и движения  информации между так называемыми  линейными руководителями, то есть  лицами, полностью отвечающими за  деятельность организации или  ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента.

   Для того, чтобы раскрыть динамику раскрытия организационных структур и сущность многочисленных проблем, стоящих на пути их совершенствования, необходимо рассмотреть методологические принципы проектирования системы организационного управления. Важность детального рассмотрения принципов управления обусловлена ещё тем, что они непосредственно влияют на структуру аппарата управления, внося в неё определенные коррективы.

   Научно обоснованное формирование  организационных структур управления - актуальная задача современной  адаптации хозяйствующих субъектов  к рыночной экономике. Необходимо  широко использовать принципы  и методы проектирования организации  управления на основе системного  подхода. Без развития методов  проектирования структур управления  затруднено дальнейшее совершенствование  управления и повышение эффективности  производства, так как: в новых  условиях в целом ряде случаев  нельзя оперировать старыми организационными  формами, которые не удовлетворяют  требованиям рыночных отношений,  создают опасность деформации  самих задач управления; в сферу  хозяйственности управления техническими  системами. Комплексный подход  к совершенствованию организационного  механизма ранее во многом  был подменён работой по внедрению  и использованию автоматизированных  систем управления. Также создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования; проектирование механизма управления - должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.

   Организационная структура управления – целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления. Отражает строение системы управления, содержанием которого является функция управления – вертикальное и горизонтальное соотношение уровней управления, а также количество и взаимосвязь структурных подразделений в пределах каждого уровня. В зависимости от соотношения уровне и структурных подразделений различают линейную, функциональную, линейно – функциональную, матричную и матрично – штабную типы организационных структур.  

Информация о работе Понятие лидерства в менеджменте