К структуре управления предъявляется
множество требований, отражающих
ее ключевое для менеджмента
значение. Они учитываются в принципах формирования организационной
структуры управления, в разработке которых
было посвящено немало работ отечественных
авторов в дореформенный период.
Можно сформулировать следующие
принципы проектирования системы
организационного управления:
- Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления
Важную роль играет соотношение
централизации и децентрализации
принятия решений, способствующее
разделению стратегических и
текущих задач в управлении.
Проектирование организационной
структуры управления необходимо
доводить до такой степени,
при которой обеспечиваются единоначалие
и персональная ответственность
за ведение дел.
- Принцип системного подхода
При проектировании структуры
управления требует формирования
полной совокупности управленческих
решений, реализующих все цели
функционирования организации.
Одному руководителю должны подчиняться
4-7 человек, выполняющие разные функции;
8-20 человек – со схожими функциями; 21-40
человек – с одинаковыми функциями
Фиксирование соотношения руководителя
и числа подчиненных ему работников.
При формировании методического
аппарата проектирования структуры
управления необходимо стремиться
к оптимальности такого соотношения.
Важным здесь также является
распределение управленческих решений
по уровням, которое должно
предусматривать рациональную степень
загрузки руководителя, принимающего
решение. Если загрузка руководителя
намного превышает допустимые
нормы, резко снижаются эффективность
и оперативность управления. Осуществление
на практике такого принципа
затруднено из-за отсутствия научно
обоснованных норм управляемости.
- Принцип соответствия субъекта и объекта управления
Структура
управления формируется, прежде всего,
исходя из особенностей объекта управления.
Состав подразделений организации,
характер взаимосвязи между ними
определяются спецификой функционирования,
как отдельных структурных звеньев,
так и системы в целом. Это
говорит о том, что структура
управления не только координирует и
определяет направление деятельности,
но и сама обусловлена характером
производственных процессов. Следовательно,
эффект функционирования управляющей
системы не достигнет должного уровня
без тщательного изучения объекта
управления, особенности, состояние
и тенденции развития которого необходимо
рассматривать как базу совершенствования
организационных структур.
- Принцип профессиональной регламентации
Принцип профессиональной регламентации
предполагает группировку функциональных
звеньев на каждом организационном
уровне таким образом, чтобы
каждое звено работало на достижение
конкретной цели и несло полную
ответственность за качество
выполнения своих функций. Решающее
приобретает дифференциация работ между
специалистами, чтобы каждый из них принимал
решения на основе своей компетенции.
Принятие решения руководителем, уровень
знаний которого выше либо ниже требуемого,
ведет к снижению экономической эффективности
данного подразделения и системы в целом.
Учет этого принципа означает, что проектировать
структуру управления необходимо не абстрактно,
а с учетом деловых качеств предполагаемых
руководителей и исполнителей разных
уровней.
Организационная
система управления должна быть достаточно
гибкой и реагировать на внешние и внутренние
изменения; должна быть адекватна социально-культурной
среде организации.
- принцип целеполагания — Организационная система управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству товаров или услуг;
- Принцип единоначалия
Двойное подчинение приводит к демотивации
и конфликтам. Но необходимо помнить про
исключения: у рядового сотрудника компании
может быть линейное подчинение своему
непосредственному руководителю, а так
же функциональное — руководителю другой
организационной единицы, с которой он
связан каким-либо бизнес-процессом.
В идеальном случае минимальное
количество оргединиц должно выполнять
максимальное количество функций над
конкретной единицей продукции. Изначально
последовательность производственных
операций определяется технологией производства.
Однако в отдельных случаях можно найти
способы уменьшения производственных
разрывов либо путем корректировки производственной
технологии, либо путем увеличения числа
функций, выполняемых отдельной организационной
единицей.
2.2 Понятие нормы управляемости.
Норма управляемости — количество работников,
непосредственно подчиненных одному
руководителю.
Технически,
руководитель высшего звена организации
вместо создания цепи команд
может принять решение о том,
чтобы каждый сотрудник отчитывался
непосредственно перед ним. Несомненно,
поскольку высшее руководство,
в конечном итоге, отвечает
за успешное выполнение всех
задач независимо от того, сколько
имеется нижестоящих руководителей,
у него существует сильный
стимул сохранить возможно больший
контроль. Однако на практике неумение
удержать норму управляемости на достаточно
малом уровне делает координацию почти
невозможной.
Уровни управления:
верхний уровень управления – 3-5 человек,
средний – 10-12 человек, низший – 25-30 человек.
Считается, что наиболее оптимальное число
в норме управляемости – 7.
Оптимальная норма управляемости может варьироваться
в широких пределах и зависит от различных
факторов: размер организаций, технология,
специализация, уровни управления, установившаяся
деятельность и др. С уменьшением нормы
управляемости увеличиваемся количество
руководящих должностей, число иерархических
уровней и структура расширяется по вертикали.
Увеличение же нормы управляемости, наоборот,
ведет к расширению структуры по горизонтали
и уменьшению числа уровней. При этом у
руководителя мало возможностей уделять
внимание подчиненным персонально. Введение
дополнительных уровней снижает норму
управляемости, однако при этом возникают
отрицательные явления: происходит замедление
информации в обоих направлениях, повышается
вероятность ее искажения и требуются
дополнительные затраты на управление.
Однако, поскольку иерархические уровни
в организационных структурах неизбежны,
необходимо бороться с этими отрицательными
последствиями. Теория и практика предлагают
следующие меры:
- Повторение сообщения в различных
формах, по разным каналам или
во времени.
- Если сообщение предвзятое, руководитель
может получить его повторную
оценку, основанную на противоположной
точке зрения, с тем, чтобы устранить
различия.
- Устранение посредников в потоках
информации с помощью:
- уменьшения числа уровней управления;
- непосредственного инспектирования высшим руководством состояния дел на производственном уровне;
- использования параллельного прямого канала информации в обход управленческих уровней.
Отсюда вытекает один
из основных принципов построения
организационно-управленческих структур:
минимально возможное количество
уровней управления при сохранении
достаточно высокой, но приемлемой
нормы управляемости.
- Задача
Укажите, какие из перечисленных
принципов управления отвечают современному
представлению о роли и возможностях человека
в организации.
Содержание принципа |
Отвечает |
Не отвечает |
1. Работа с людьми, направленная
на их х удовлетворенность |
+ |
|
2. Разделение труда |
+ |
|
3. Стабильность персонала |
+ |
|
4. Централизация управления |
|
+ |
5. Честность и доверие к людям |
+ |
|
6. Долевое участие каждого работающего
в в общих результатах работы организации |
+ |
|
Современному представлению о
роли человека в организации
отвечают следующие принципы
управления:
- работа с людьми, направленная на их удовлетворенность (подготовка рабочих, их развитие, выплаты, поощрения, правильный психологический климат среди коллег);
- разделение труда (Разделение труда — это обособление различных видов трудовой деятельности и деление трудового процесса на части, каждую из которых выполняет определенная группа работников, объединенных по общим функциональным, профессиональным или квалификационным признакам);
- стабильность персонала (текучесть кадров ослабляет результаты деятельности, являясь знаком неэффективности менеджмента);
- честность и доверие к людям (Доверие в контексте корпоративных отношений также можно понимать, как готовность быть зависимым от других людей в ситуации неопределенности и в ожидании определенной выгоды от этого);
- долевое участие каждого работающего в общих результатах работы организации (является способом предоставления сотрудникам права участия в управлении предприятием).
Ответ: 1, 2, 3, 5, 6.
- Тест
К признакам использования авторитарного
стиля управления относят:
а) формальную
дисциплину;
б) подробные
инструкции на осуществление работ;
в) инициативность
работников;
г) удовлетворение
потребности работников в уважении
К признакам использования
авторитарного стиля управления относят
подробные инструкции на осуществление
работ. Для лидера авторитарного стиля
характерна властность, стремление единолично
принимать решение, навязывать их другим
людям, оказывая при этом психологическое
давление, сосредоточенность исключительно
на деловых отношениях в группе.
Ответ: б
Заключение
Актуальной задачей современного
этапа адаптации хозяйствующих
субъектов к рыночной экономике
является научно обоснованное
формирование организационных структур
управления В новых условиях необходимо
широко использовать принципы и методы
проектирования организации управления
на основе системного подхода.
Без развития методов
проектирования структур управления
затруднено дальнейшее совершенствование
управления и повышение эффективности
производства. Причинами затруднений
заключаются в следующем:
- в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;
- в сферу хозяйственности управления техническими системами. Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.
- создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
- проектирование сложнейшего механизма - механизма управления - должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.
Список
литературы
- Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2011
- Герчикова И.Н. Менеджмент.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010
- Дорофеев В.Д. Менеджмент. Учебное пособие. - М. : ИНФРА-М , 2010
- Загородников С.В. Финансовый менеджмент.Краткий курс/Учебное пособие. – М.: Окей-книга, 2010
- Клыков М. С. Менеджмент. – М.: Кнорус , 2009
- Лигинчук Г. Г. Менеджмент. Учебное пособие. – М.: МИЭМП, 2010
- Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент.
Учебник.- М.: Эксмо , 2010
8. Михалева
Е.П. Менеджмент. Учебное пособие.
– М.: Юрайт , 2010
9. Менеджмент:
Учебно – практическое пособие / Игнатьева
А. В., Максимцов М. М., Вдовина И. В., Доценко
Е. В., Горностаева А. И. – М.: Вузовский
учебник; ИНФРА-М, 2010
10. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент. – М.: Кнорус,
2011
11. http://repository.vzfei.ru
Данная работа
скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы:
34399