Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:17, курс лекций
В приведенном определении можно выделить следующие элементы:
1. Менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики.
2. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности, предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал предприятия в котором он работает. Труд менеджера это производительный труд.
ТЕМА 1. Понятие и сущность менеджмента.
1.Сущность менеджмента.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных целей, путем рационального использования имеющихся материальных и трудовых ресурсов.
В приведенном определении можно выделить следующие элементы:
1. Менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики.
2. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности, предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал предприятия в котором он работает. Труд менеджера это производительный труд.
3. Определение целей деятельности фирмы на ближайшую и дальнейшую перспективу – это главное в менеджменте (управлять путем постановки цели).
4.Рациональное использование
материальных и трудовых
Слово менеджмент произошло от английского manage – управлять, организовывать.
Можно сказать, что менеджмент это искусство ведения дел, управление тем или иным объектом, владение профессиональным мастерством с помощью эффективных принципов управления, чувство хозяина, сочетающееся как с бережным отношением к людям, так и с использованием приемов позволяющих исключить жесткое администрирование и позволяющее успешно выполнить поставленные цели.
1) менеджмент как наука и практика управления.
Под научными основами управления понимается система научных знаний, которые составляют теоретическую базу практики управления, а точнее, обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями.
Первым этапом методологии научного управления был анализ содержания работы и определение его основных компонентов. Затем была обоснована необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объема производства.
В науке управления на сегодняшний день сложились четыре основные концепции:
1)концепция научного
2) концепция административного управления;
3) концепция управления с
4) концепция управление с
2) Менеджмент как организация управления предприятием.
Содержание менеджмента в данном случае состоит в достижение фирмой определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности.
Цели всякой организации предполагают преобразование ресурсов для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов деятельности, т. е. функций.
В данном контексте различают:
а) менеджмент как орган управления фирмой, его структура, функции и т. п.;
б) менеджмент как различные уровни аппарата управления – Top management (высшее руководство), Middle management (средний уровень управления), Lover management (низшее звено управления);
в) менеджмент как организация работы коллектива для достижения намеченных целей наиболее рациональным способом;
г) менеджмент как система управления, в которой предприятие или его подразделение выступает как управляемый объект.
3)Менеджмент как процесс принятия решений.
Любая ситуация, возникающая в процессе управления, требует от руководителя принятия решений и, в частности, в отношении изменения целей и программы действий. Управленческие решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение подлежит конкретизации для исполнителей и контролю за их выполнением. Анализ информации и принятие на её основе управленческих решений составляет технологию менеджмента.
3. Основные функции и задачи менеджмента.
Содержание деятельности руководителя любого уровня можно рассматривать как процесс реализации основных функций управления, в состав которых входит:
а) постановка цели;
б) планирование;
в) организация;
г) мотивация;
д) контроль;
е) коммуникации и принятие решений.
а) Руководители различных уровней выявляют цели и задачи предприятия, определяют действия подчиненных по достижению этих целей.
б) Посредством планирования руководство стремится установить основные направления действий, обеспечивающих единство цели для всех работников. Процесс планирования должен осуществляться непрерывно, согласовываясь с реальностью.
в) Функция организации предполагает создание структуры предприятия и его подразделений, определение их функциональных обязанностей, конкретных заданий и распределение их между звеньями внутри предприятия, наделение полномочиями для их выполнения, координацию, согласование, взаимоувязку действий различных людей и подразделений.
г) Функция мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом. Руководитель должен создать систему стимулов, при которой действия работников были бы направлены на достижение поставленных перед предприятием целей.
д) Контроль – это гарантия того, что организация достигнет своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля: 1) установление стандартов, т.е. точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенное время; 2) измерение достигнутого за определенный период и его сравнения с ожидаемыми результатами; 3) определение допустимости отклонений от первоначального плана.
е) Коммуникация и принятие решений часто называют связующим процессом, т.к. они обеспечивают взаимосвязь всех управленческих функций.
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности в деятельности предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством, а также эффективность использования кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности каждого работника.
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов, обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
В связи с этим в задачи менеджмента входит:
Выполнение задач менеджмента получает оценку на рынке. Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства.
4. Менеджер и его функции
Понятие менеджер в современном понимании – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности предприятия.
Специфика управленческого труда, сложность и многообразие функций обуславливают особые требования, предъявляемые к руководителям.
Современный руководитель должен уметь:
1. Планировать и организовывать
производство и реализацию
2. Принимать правильные
3. Руководить коллективом на уровне современных требований, быть лидером;
4. Эффективно общаться, контактировать с людьми;
5. Побуждать работников к
6.Находить оптимальный выход из конфликтных ситуаций;
7.Быть предельно объективным независимо от своих симпатий;
8.Подбирать и обучать
9.Уметь подчиняться и
10.Вести деловые переговоры и
выступать перед различной
1.Природа процесса принятия решений.
Решение – это всегда выбор альтернативы, т.е. одного варианта из нескольких. Человек в течение своей жизни постоянно сталкивается с необходимостью принятия решений. В управлении организацией принятие решений более систематизированный процесс. Ставки зачастую намного выше. Руководитель выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и других работников, поэтому управленческие решения оказывают большое влияние на жизнь многих людей. Ответственность за принятие важных управленческих решений – тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления.
Принятие решений отражается на
всех аспектах управления. Принятием
решений – это часть
Управленческие решения – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязательства, обусловленные занимаемой должностью. Целью управленческого решения является обеспечение движения к поставленным перед организацией целям. Поэтому наиболее эффективным решением является выбор, который будет на самом деле реализован и который внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
Управленческие решения
Запрограммированные решения – это результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, которые принимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных вариантов ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направления действий, заданных организации.
Пример: расписание учебных занятий.
Незапрограммированные решения – это решения, которые принимаются в ситуациях отличающихся новизной или сопряженных с действием неизвестных факторов. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения.
Пример: определение целей организации, как улучшить качество продукции, как усилить мотивацию подчиненных.