Понятие и сущность менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:17, курс лекций

Краткое описание

В приведенном определении можно выделить следующие элементы:
1. Менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики.
2. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности, предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал предприятия в котором он работает. Труд менеджера это производительный труд.

Файлы: 1 файл

Лекц.1.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

ТЕМА 1. Понятие и сущность менеджмента.

 

1.Сущность менеджмента.

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных целей, путем рационального использования имеющихся материальных и трудовых ресурсов.

В приведенном определении можно  выделить следующие элементы:

1. Менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики.

2. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности, предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал предприятия в котором он работает. Труд менеджера это производительный труд.

3. Определение целей деятельности фирмы на ближайшую и дальнейшую перспективу – это главное в менеджменте (управлять путем постановки цели).

4.Рациональное использование  материальных и трудовых ресурсов  предполагает достижение целей  при минимуме затрат и максимуме  эффективности.

Слово менеджмент произошло от английского manage – управлять, организовывать.

Можно сказать, что менеджмент это  искусство ведения дел, управление тем или иным объектом, владение профессиональным мастерством с  помощью эффективных принципов  управления, чувство хозяина, сочетающееся как с бережным отношением к людям, так и с использованием приемов позволяющих исключить жесткое администрирование и позволяющее успешно выполнить поставленные цели.

 

  1. 2. Содержание понятия менеджмент

Содержание понятия  менеджмент можно рассматривать  как науку и практику управления, как организацию управления предприятием, и как процесс принятия решения.

1) менеджмент как наука и практика управления.

Под научными основами управления понимается система научных знаний, которые составляют теоретическую базу практики управления, а точнее, обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями.

Первым этапом методологии научного управления был анализ содержания работы и определение его основных компонентов. Затем была обоснована необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объема производства.

В науке управления на сегодняшний  день сложились четыре основные  концепции:

1)концепция научного управления;

2) концепция административного  управления;

3) концепция управления с позиции  психологии и человеческих отношений; 

4) концепция управление с позиции  науки об управлении.

    1. Концепция научного управления. Получила развитие в США в начале 20-го века. Ее основоположником был Ф.У.Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. Сущность этой концепции заключается в организации совместной деятельности управляющих (руководителей) и работников (исполнителей), основанных на общности интересов.
    2. Концепция административного управления. Эта концепция была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. Представителем этого направления является А. Файоль, который в 1923 году определил, что «управлять – это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать». А. Файоль выделил основные функции менеджмента, такие как планирование, организация, контроль.
    3. Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений. Эта концепция определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Исследования психолога А. Маслоу показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности. Эта концепция развилась в 50-е годы.  
    4. Концепция управление с позиции системного подхода к управлению. Эта современная теория получила развитие в 60-е годы. Ее основной смысл состоит в повышение эффективности работы организации на основе повышения эффективности использования ее человеческих ресурсов. Эта концепция предусматривает исследование различных аспектов социального взаимодействия между людьми, мотивации, авторитета, лидерства, характера власти, влияния и т. п.

2) Менеджмент как организация управления предприятием.

Содержание менеджмента в данном случае состоит в достижение фирмой определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности.

Цели всякой организации предполагают преобразование ресурсов для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов деятельности, т. е. функций.

В данном контексте различают:

а) менеджмент как орган  управления фирмой, его структура, функции и т. п.;

б) менеджмент как различные уровни аппарата управления – Top management (высшее руководство), Middle management (средний уровень управления), Lover management (низшее звено управления);

в) менеджмент как организация работы коллектива для достижения намеченных целей наиболее рациональным способом;

г) менеджмент как система управления, в которой предприятие или его подразделение выступает как управляемый объект.

3)Менеджмент как процесс принятия решений.

Любая ситуация, возникающая в процессе управления, требует от руководителя принятия решений и, в частности, в отношении изменения целей и программы действий. Управленческие решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение подлежит конкретизации для исполнителей и контролю за их выполнением. Анализ информации и принятие на её основе управленческих решений составляет технологию менеджмента.

 

3. Основные функции  и задачи менеджмента.

Содержание деятельности руководителя любого уровня можно рассматривать как процесс реализации основных функций управления, в состав которых входит:

а) постановка цели;

б) планирование;

в) организация;

г) мотивация;

д) контроль;

е) коммуникации и принятие решений.

а) Руководители различных  уровней выявляют цели и задачи предприятия, определяют действия подчиненных по достижению этих целей.

б) Посредством планирования руководство стремится установить основные направления действий, обеспечивающих единство цели для всех работников. Процесс планирования должен осуществляться непрерывно, согласовываясь с реальностью.

в) Функция организации  предполагает создание структуры предприятия и его подразделений, определение их функциональных обязанностей, конкретных заданий и распределение их между звеньями внутри предприятия, наделение полномочиями для их выполнения, координацию, согласование, взаимоувязку действий различных людей и подразделений.

г) Функция мотивации  заключается в том, чтобы члены  организации выполняли работу в  соответствии с делегированными  им обязанностями и планом. Руководитель должен создать систему стимулов, при которой действия работников были бы направлены на достижение поставленных перед предприятием целей.

д) Контроль – это гарантия того, что организация достигнет  своих целей. Существуют три аспекта  управленческого контроля: 1) установление стандартов, т.е.  точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенное время; 2) измерение достигнутого  за определенный период и его сравнения с ожидаемыми результатами; 3) определение допустимости отклонений от первоначального плана.

е) Коммуникация и принятие решений часто называют связующим процессом, т.к. они обеспечивают взаимосвязь всех управленческих функций.

Конечной целью менеджмента  является обеспечение прибыльности в деятельности предприятия путем  рациональной организации производственного  процесса, включая управление производством, а также эффективность использования кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности каждого работника.

Важнейшей задачей менеджмента  является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов, обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи с этим в задачи менеджмента  входит:

    • определение конкретных целей развития предприятия;
    • выявление приоритетных целей, их очерёдности и последовательности решения;
    • разработка стратегии развития предприятия, хозяйственных задач и путей их решения;
    • выработка системы мероприятий для решения выявленных проблем;
    • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
    • установление контроля за выполнением поставленных задач.

Выполнение задач менеджмента  получает оценку на рынке. Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста  масштабов  производства.

 

4. Менеджер и его функции

Понятие менеджер в современном понимании – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности предприятия.

Специфика управленческого труда, сложность и многообразие функций  обуславливают особые требования, предъявляемые к руководителям.

Современный руководитель должен уметь:

1. Планировать и организовывать  производство и реализацию продукции;

2. Принимать правильные нестандартные  управленческие решения;

3. Руководить коллективом на уровне современных требований, быть лидером;

4. Эффективно общаться, контактировать с людьми;

5. Побуждать работников к результативной  деятельности отмечать и оценивать  каждое достижение подчиненных;

6.Находить оптимальный выход  из конфликтных ситуаций;

7.Быть предельно объективным  независимо от своих симпатий;

8.Подбирать и обучать работников;

9.Уметь подчиняться и соблюдать  субординацию;

10.Вести деловые переговоры и  выступать перед различной аудиторией.

Тема 2: Технология принятия управленческих решений

 

1.Природа процесса  принятия решений.

 

Решение – это всегда выбор альтернативы, т.е. одного варианта из нескольких. Человек в течение своей жизни постоянно сталкивается с необходимостью принятия решений. В управлении организацией принятие решений более систематизированный процесс. Ставки зачастую намного выше. Руководитель выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и других работников, поэтому управленческие решения оказывают большое влияние на жизнь многих людей. Ответственность за принятие важных управленческих решений – тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления.

Принятие решений отражается на всех аспектах управления. Принятием  решений – это часть каждодневной работы руководителя. Решение - это по сути дела ответ на ряд вопросов. В сегодняшнем быстро меняющемся мире руководители имеют много различных вариантов действий, и чтобы сформулировать цель перед группой людей и добиться их достижения, необходимо дать ответы на многочисленные вопросы. Каждая управленческая функция связана с несколькими общими жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь.

Управленческие  решения – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязательства, обусловленные занимаемой должностью. Целью управленческого решения является обеспечение движения к поставленным перед организацией целям. Поэтому наиболее эффективным решением является выбор, который будет на самом деле реализован и который внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.

Управленческие решения делятся  на запрограммированные и незапрограммированные.

Запрограммированные решения – это результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, которые принимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных вариантов ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направления действий, заданных организации.

Пример: расписание учебных занятий.

Незапрограммированные решения – это решения, которые принимаются в ситуациях отличающихся новизной или сопряженных с действием неизвестных факторов. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения.

Пример: определение целей организации, как улучшить качество продукции, как усилить мотивацию подчиненных.

Информация о работе Понятие и сущность менеджмента