Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:17, курс лекций
В приведенном определении можно выделить следующие элементы:
1. Менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики.
2. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности, предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал предприятия в котором он работает. Труд менеджера это производительный труд.
5. Виды организационных структур управления
В настоящее время в менеджменте
сложилась упорядоченная
Таким образом, действует две основных структуры управления - линейная и функциональная, а все другие разновидности существующих структур есть результат комбинации этих двух основных типов.
Линейная структура управления состоит из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Каждый исполнитель подчиняется только одному руководителю, и все связи с высшими уровнями управления осуществляются через него (рис.1).
Рис. 1. Линейная структура управления
Эта структура
Рис. 2. Функциональная структура управления
Функциональная структура управ
Недостатком функциональной структуры является то, что управленческий процесс разрывается на отдельные плохо связанные между собой функции: качественное выполнение функций управления не ликвидирует этот недостаток и поэтому эта структура используется не часто.
Попытки преодоления недостатков линейной и функциональной структур управления привела к возникновению комбинированных структур управления, которые можно разделить на:
Так, например, в линейно-штабной структуре при линейных руководителях создаются штабы (службы), которые специализируются на выполнении отдельных управленческих функций (см. рис.3).
Рис. 3. Линейно-штабная структура управления
где: а1, б1, в1 - штабные (функциональные)
службы, подчиненные линейному
а2, б2, в2 - штабные (функциональны) службы подчиненные линейному руководителю 2.
Штабные
службы не имеют право
Линейно–функциональная структура предполагает, что штабные (функциональные) службы получают полномочия управления службами нижнего уровня, которые выполняют соответствующие специальные функции (рис.4).
Рис.5 Линейно функциональная структура управления где: ____линейные связи; ____функциональные связи.
Однако при этом делегируются не линейные связи, а функциональные полномочия. Так, следственное управление областного УВД распоряжается соответствующими видами деятельности отделений следствия в райотделах, хотя последние остаются в линейном подчинении начальника РОВД.
Среди комбинированных структур целесообразно выделить бюрократические структуры управления.
В 1900-х годах немецкий социолог Макс Вебер предложил концепцию бюрократии как своеобразную нормативную модель, идеал. Эта модель получила название рациональной бюрократии. Ее характеризуют такие моменты:
Рациональная (классическая, традиционная) бюрократия характеризуется разделением труда, разветвленной иерархией управления, цепью команд, наличием множества правил и норм поведения персонала и т.д. Ее недостатки – отсутствие гибкости и невозможность реагирования на новое.
Для организации с широкой
Соответственно с продуктовой структурой конкретному руководителю делегируют полномочия по управлению всеми процессами производства и реализации определенного типа продукции. Руководители функциональных служб (производственной, технической, сбыта) находятся в подчинении этого руководителя. Примером территориальной структуры управления служит структура управления Интерполом.
ТЕМА №4. Мотивация и управление персоналом в организации
1. Понятие мотивации, ее модель.
Мотивация – это управленческая деятельность, которая обеспечивает процесс понуждения себя и других работников на действия, направленные на достижение личных целей или целей организаций.
В процессе исторического развития мотивация как экономическая категория прошла два этапа:
1. Применение политики “кнута и пряника”.
2. Использование методов психологии.
Мотивация базируется на двух категориях:
потребности (ощущение физиологических
или психологических
Потребности бывают первичными (физиологические) и вторичными (психологические), а вознаграждения – внутренними (их дает сама работа: содержание трудового процесса, самоуважение и т.д.) и внешними (их дает организация: зарплата, карьера, кабинет, служебный автомобиль, дополнительные отпуска и т.д.). Обобщенную модель мотивации через потребности можно представить на рис.1.
2.Теории мотивации
На протяжении развития менеджмента сложилась обоснованная система теорий мотивации, которая является основой разработки прикладных механизмов мотивации работников. Все теории мотивации условно можно разделить на две группы: содержательные и процессные.
Содержательные теории мотивации основаны на выявлении и классификации основных потребностей человека. Применение этих теорий на практике позволяет понять руководителю, какую потребность следует использовать для мотивации конкретного человека. Классическим примером такой теории является теория мотивации Р. Маслоу (пирамида потребностей Маслоу).
Р. Маслоу выделял такие группы потребностей:
1.Потребности в еде, воде, одежде, квартире, сексе и т.д.
2.Потребности в защите от физической и психологической опасности.
3.Потребности ощущать
4.Потребности уважения со
5.Потребности в реализации своих возможностей.
Рис. 1 Схема модели мотивации через потребности.
Теория базируется на бихевиористической доктрине, т.е. на изучении поведения людей в отличие от изучения сознания, мышления. В соответствии с подходами Р. Маслоу, первые две группы потребностей называют первичными (требуют первоочередного обеспечения), а остальные три – вторичными. Форма пирамиды подчеркивает значение разных потребностей в жизни человека.
Человек, прежде всего, удовлетворяет первые две группы потребностей, что следует использовать в менеджменте. Целесообразно также учитывать национальные особенности, уровень культуры, образование, правовое обеспечение равенства.
Процессные теории мотивации изучают процесс мотивации, т. е. каким образом работник воспринимает на себя действие мотивирующих факторов.
Проведем краткую
Теория ожиданий базируется на ожидании появления, какого–либо действия. Например, после окончания института выпускник ожидает устройства на работу. Выделяют такие ожидания:
- относительно "затрат - результатов"
(работник старается хорошо
- относительно "результатов - вознаграждения"
(работник ожидает
- относительно ценности поощрений или вознаграждений.
В соответствии с теорией справедливости работники субъективно сравнивают свои вознаграждения с затраченными усилиями и с вознаграждениями других работников, которые выполняют аналогичную работу. Пока работники не будут считать вознаграждения справедливыми, их отдача в работе будет низкой.
Рассмотренные теории мотивации учитываются при построении любых прикладных мотивационных систем, в частности положений о премировании работников.
3. Концепция управления персоналом в организации.
Одна из важнейших функций менеджмента
- сделать продуктивными
Управление персоналом представляет собой многогранный и довольно сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций:
- создание эффективной системы
кадровой работы на
- выработка кадровой политики предприятия, основных принципов и методов стратегического и оперативного управления персоналом;
- планирование трудовых
- профориентация, найм и отбор
персонала: знание и эффективно
- адаптация и обучение: введение
принятых работников в
- оценка работников и их
- управление деловой карьерой: разработка и реализация программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда менеджеров и специалистов.
- управление дисциплиной и
- организация кадрового
Таким образом, основу концепции управления персоналом организации составляют возрастающую роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формулировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.