Понятие и сущность менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:06, контрольная работа

Краткое описание

C легкой руки американцев, а также российской профессуры, журналистов, работодателей, маркетологов образовательных учреждений английское слово «менеджмент» стало известно сегодня практически каждому человеку, желающему получить образование. Менеджмент в упрощенном понимании -- это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Файлы: 1 файл

Сущность менеджмента 1..doc

— 264.00 Кб (Скачать)

C легкой  руки американцев, а также российской  профессуры, журналистов, работодателей,  маркетологов образовательных учреждений  английское слово «менеджмент»  стало известно сегодня практически  каждому человеку, желающему получить  образование. Менеджмент в упрощенном понимании -- это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент -- по-русски «управление» -- функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент -- это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от слова «менеджер» -- это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

За рубежом  значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний -- в самостоятельную дисциплину, а социальный слой -- в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о «революции менеджеров», когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

Российская корпорация «Газпром» вышла на первое место  в мире по объему продаж своей продукции. Российская пресса уже без налета сенсационности обсуждает влияние крупнейших банкиров и предпринимателей на формирование экономического и политического курса страны. Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса и сфере нововведений. Для большинства населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы и наряду с вновь созданными относятся к малому бизнесу. Умело управлять им -- значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать -- тоже вопрос эффективного менеджмента .

Поэтому, насколько  важны для предприятий вопросы  выживания, настолько же актуальна  на сегодняшний день тема менеджмента, и в особенности -- эффективного менеджмента.

Говоря о менеджменте, родоначальники менеджеризма американцы почти всегда подразумевают фигуру менеджера -- человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле они применяют  термины «администрация», «администрирование» (administration), которые в большей степени отражают обезличенную систему управления. Во-вторых, когда говорят «менеджер», то по большому счету имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер -- это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку.

Конечно, чтобы  стать менеджером, нужно занять управленческую должность, стать руководителем. Но главное -- сознавать свою профессиональную принадлежность к менеджменту, освоить ту сумму знаний, которая прямо касается менеджмента, придерживаться некоторых стандартов, даже внешних атрибутов поведения, которые обычно присущи менеджерам. Полноценному менеджеру, например, в какой бы стране он ни находился, нужно знать английский язык. И все же при этом не следует забывать, что ценен тот руководитель, который знает свое дело, умеет хорошо управлять, добиваться поставленных целей независимо от его внешности и образования. Как бы то ни было, именно это главный стандарт настоящего менеджера.

В культуре развитых капиталистических  стран понятие менеджмент очень  часто соседствует с понятием бизнес. Бизнес -- это деятельность, направленная на получение прибыли  путем создания и реализации определенной продукции или услуг. «Управление бизнесом» (business management) -- это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синоним применяется термин business administration, который можно перевести как «деловое администрирование». Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, правильнее использовать термин public administration -- «государственное управление».

Бизнесмен и менеджер -- это не одно и то же. Бизнесмен -- это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса -- предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека -- предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторые нововведения, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления. Решить это противоречие пока удается очень немногим крупным фирмам.

менеджмент управление предпринимательский  персонал

1. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА

Применительно к предпринимательской  деятельности, менеджмент - это самостоятельный  вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Наиболее часто используемые подходы к определению сущности и содержания менеджмента в специальной  управленческой литературе представлены на рис.1.

Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент - это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом, с целью достижения максимальных результатов.

Рис.1 Подходы к определению  понятия “менеджмент”.

Умение ставить и реализовывать  цели, точно знать, что предстоит  сделать и как сделать это  самым лучшим способом является искусством. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами и аппаратом управления. Менеджмент организации / под редакцией З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина /. М.: ИНФРА - М., 1996, 430 с. Менеджмент - специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно.

Как область знаний, как наука менеджмент представляет всю сумму знаний накопленную за сотни тысяч лет практики и представленную в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более эффективным и более полезным.

Понимание менеджмента как  искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями - это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.

Таким образом, менеджмент -- это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

* ориентацию фирмы на  спрос и потребности рынка,  на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

* постоянное  стремление к повышению эффективности  производства: с меньшими затратами,  получение оптимальных результатов;

* хозяйственная  самостоятельность, обеспечивающая  свободу принятия решений тем,  кто несет ответственность за  конечные результаты деятельности  фирмы или ее подразделений;

* постоянную  корректировку целей и программ  в зависимости от состояния  рынка;

* конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;

* необходимость  использования современной информационной  базы с компьютерной техникой  для многовариантных расчетов  при принятии обоснованных и оптимальных решений.

1.2 ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА

Конечной целью  менеджмента является обеспечение  прибыльности, или доходности, в  деятельности фирмы путем рациональной организации производственного  процесса, включая управление производством  и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Менеджмент  призван создавать условия, для  успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.

В связи с  этим в задачи менеджмента входит:

обеспечение автоматизации  производства и переход к использованию  работников, обладающих высокой квалификацией;

стимулирование  работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

постоянный  контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений  фирмы; постоянный поиск и освоение новых рынков.

К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:

определение конкретных целей развития фирмы;

выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;

разработка  стратегии развития фирмы -- хозяйственных задач и путей их решения;

выработка системы  мероприятии для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;

определение необходимых  ресурсов и источников их обеспечения;

установление  контроля за выполнением поставленных задач.

Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста  масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов -- материальных, финансовых, трудовых и др.

1.3 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И СТАДИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Характерные для  менеджмента черты включают экономический, социально-психологический, правовой и организационно - технические аспекты. Содержание экономического аспекта составляет управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи.

Правовой аспект менеджмента отражает структуру  государственных, политических и экономических  институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство. Важнейшее значение имеют положения торгового права по вопросам создания фирм, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование бизнеса, включающее антитрестовское законодательство, налоговую политику, торгово-политические средства и др.

Организационно - технический аспект менеджмента  включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей  и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту работу.

Менеджмент  в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на три стадии: стратегическое управление; оперативное управление; контроль.

Информация о работе Понятие и сущность менеджмента