Понятие и сущность менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:06, контрольная работа

Краткое описание

C легкой руки американцев, а также российской профессуры, журналистов, работодателей, маркетологов образовательных учреждений английское слово «менеджмент» стало известно сегодня практически каждому человеку, желающему получить образование. Менеджмент в упрощенном понимании -- это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Файлы: 1 файл

Сущность менеджмента 1..doc

— 264.00 Кб (Скачать)

Экологический менеджмент - организация предупреждения, недопущения и установления последствий вредных воздействий производства на окружающую среду.

Инвестиционный  менеджмент - это деятельность по выявлению наиболее приоритетных направлений вложения капитала или покупки собственности для извлечения доходов и др. выгод на основе финансовых расчетов эффективности проектов.

Творческий (креативный) менеджмент - это деятельность, основанная на стремлении реализовать опыт, знания, идеи, посредством организации НИОКР, производства, маркетинга.

Стратегический  менеджмент - это обоснование и выбор перспективных целей и развития предприятия, повышение его конкурентоспособности, закрепление целей в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

Антикризисное управление - деятельность по выявлению основных причин кризисных ситуаций в ходе функционирования хозяйственного субъекта, рисков, определяемых этими причинами и возможностей устранения или минимизации их воздействия с целью восстановления высоких темпов производства и развития на основе:

а) внедрения  новых технологий;

б) анализа деятельности всех структурных подразделений.

Заключение

Приведем  основные выводы по проведенному исследованию.

Менеджмент  понятие разностороннее и имеет несколько смыслов, т.е. подходов в определении сущности.

1) Менеджмент  понимается как вид трудовой деятельности.

2) Менеджментом  называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами.

3) Менеджмент - это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров.

4) Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.

5) Менеджмент - это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми.

6) Менеджмент  как научная дисциплина опирается на практику управления.

6) Менеджмент - это не только наука, но и искусство управления.

7) Наконец, менеджмент - это учебная дисциплина, посвященная управлению.

Категории менеджмента - это наиболее общие и фундаментальные  понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации.

Основные категории  менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.

Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

Список  литературы

1. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов / Пер. с нем. - М.: Экономика, 1990. - 456 с.

2. Менеджмент / Под ред. Ж.В. Прокофьевой. - М.: Знание, 2000. - 288 с.

3. Общее управление  НКО: курс лекций. Школа управления НКО. Книга 1 / Под ред. Центра поддержки НКО. - М.: Изд-во МСоЭС, 2002. - 340 с.

4. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в  техносфере: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский  центр «Академия», 2003. - 384 с.

5. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г.  Управление - это наука и искусство. - М.: Республика, 1992. - 642 с.

6. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом  организации. Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2003. - 368 с.

7. Шапиро Уалдемер. Русско-английский и англо-русский словарь. - М.: Наука - Уайли, 1993. - 768 с.

Московский психолого-социальный институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине менеджмент

на тему

Менеджмент: сущность, предпосылки, современные концепции

 

Истоки термина «менеджмент»

 

Термин «менеджмент» прочно утвердился в общественном сознании. Он звучит с экранов телевизоров, по радио, со страниц журналов и газет. Им обозначают самые разные виды деятельности, а менеджерами порой называют представителей различных профессий, многие из которых не имеют к данному понятию никакого отношения.

К сожалению, как справедливо  отмечает ряд авторов, период конца  ХХ — начала ХХI века был ознаменован  активным засорением русского языка  потоком иностранных слов, которые  вытесняют отечественные аналоги терминов и вносят путаницу в определение их сущности и содержания.

Термин «менеджмент» имеет специфическое американское происхождение и на русский язык дословно не переводится. Более того, на первых порах им обозначали умение управлять лошадьми, а менеджерами соответственно называли тех, кто осуществляет этот процесс. Однако в дальнейшем смысл существенно изменился. Так:

- Оксфордский словарь трактует  менеджмент как административные  навыки и искусство управления, способ общения с людьми;

- словарь У. Коллинза под менеджментом предлагает понимать процесс управления и людей, его осуществляющих;

- в ряде американских учебников  по курсу менеджмента он определяется  как процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов  для достижения организационных целей.

Можно проанализировать и ряд других источников. Однако все они, в той или иной мере, отождествляют менеджмент с управлением. Естественно, возникает вопрос, почему же в таком случае у нас в стране не используют этот давно известный и глубоко укоренившийся термин и упорно пытаются насаждать новое и не всем известное слово. Чтобы понять это, нужно выяснить, как соотносятся между собой эти категории. Дело в том, что «управление» и «менеджмент» не одно и то же. Известно, что управление может осуществляться в самых разных сферах, и объекты управленческого воздействия могут существенно различаться. Как правило, выделяют три основных сферы управленческой деятельности:

Естественно, в первых двух случаях речь о менеджменте не идёт. Как правило, менеджерами называют тех, кто управляет людьми. Вместе с тем и здесь не всё однозначно и мнения различных авторов расходятся.

Проблема в том, что  управлять людьми можно на разных уровнях. Можно управлять людьми на уровне государства и (или) муниципальных образований, принимая за объект управления эти системы в целом или отдельные их структурные компоненты. Вторым уровнем можно считать управление хозяйственными организациями (предприятиями), бюджетными учреждениями и другими структурами, которые принято относить к организациям.

Это деление и порождает  дискуссии. Ряд специалистов в области  управления считают, что управление государством и муниципальными образованиями  представляет собой самостоятельную сферу управленческой деятельности — сферу «государственного

- управление техническими  механизмами (к примеру, автомобилем,  самолётом, станком и т.д.);

- управление биологическими  системами (обратите внимание  на человеческий организм как  объект управления);

- управление социально-экономическими  системами, или, проще говоря, управление людьми.

По их мнению, менеджментом следует считать процесс управления предприятием и аналогичными хозяйственными и нехозяйственными организациями.

Их оппоненты считают, что менеджмент — это более широкое понятие, и фактически отождествляют его с управлением всеми социально-экономическими системами. В ряде источников приводятся размышления о менеджменте государственных структур и муниципальных образований.

Сторонники обеих позиций приводят аргументы в обоснование собственной точки зрения и ссылаются на официальные источники. Так, приверженцы того, что менеджмент — это процесс управления хозяйственной организацией, указывают на наличие соответствующей специальности («Менеджмент организации») в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования Российской Федерации.

Сторонники отождествления государственного и муниципального управления с менеджментом также  ссылаются на государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Российской Федерации, но указывают на то, что он предусматривает присвоение специалистам в области «Государственного и муниципального управления» квалификации «Менеджер».

Естественно, каждая точка  зрения заслуживает уважения, однако лучше придерживаться первой позиции и рассматривать менеджмент как процесс управления предприятием.

Менеджмент — это  наука о принципах, методах и  средствах управления организацией в целях повышения эффективности  её функционирования и осуществления предпринимательской деятельности.

Очень часто в научной  литературе разворачиваются дискуссии  о менеджменте как науке и  искусстве, о том, что же он представляет собой на самом деле. Размышления  на эту тему приводят к выводу о  том, что противопоставление науки и искусства применительно к менеджменту не совсем обоснованно.

Известно, что наука  аккумулирует знания о том или  ином объекте, осмысливает и исследует  их и по итогам проведённого изучения формулирует выводы и рекомендации. Данные рекомендации и должны составить основу практической деятельности менеджеров по управлению вверенными им структурами. В этом смысле можно говорить о менеджменте как о науке.

Однако, изучая опыт практической деятельности менеджеров, можно заметить, что отличные теоретические знания менеджмента являются хоть и обязательным, но ешё недостаточным условием успешной практической деятельности. Выясняется, что мало обладать знаниями о том, как нужно управлять предприятием, необходимо уметь применить эти знания на практике.

Данное умение, т.е. умение, опираясь на теоретические знания, успешно управлять организацией в целом или какой-либо её частью и обеспечивать достижение поставленных целей, и можно рассматривать  как искусство менеджмента. В  данном случае принципиальное значение имеют два момента:

- во-первых, следует учитывать,  что менеджер — это наёмный  работник, которого собственник  нанял для выполнения управленческих  функций;

- во-вторых, менеджер  выполняет именно управленческие, а не какие-либо иные, пусть  даже и очень отвётственные функции.

Исходя из этого, всех менеджеров принято условно делить на несколько групп:

1. Высшие менеджеры,  или менеджеры высшего звена,  — к ним относят первых лиц  предприятия: председателя и членов  советов директоров, директоров  и их заместителей (функциональных директоров) и т.д.

2. Менеджеры среднего  звена — начальники цехов,  отделов, служб и аналогичных  подразделений.

3. Менеджеры нижнего  звена — начальники участков, мастера, бригадиры и т.д.

Естественно, количество менеджеров на разных уровнях управления существенно различается. Самым малочисленным является высший уровень. Его представителей на предприятии можно сосчитать по пальцам одной руки. Представителей среднего уровня значительно больше, а самым представительным является нижний уровень. Это закономерно и не нуждается в особых комментариях. В итоге образуется своеобразный конус, состоящий из наёмных работников, которые сообща осуществляют процесс управления организацией. При этом на всех уровнях у них в подчинении находятся работники, не выполняющие управленческих функций.

Так, в аппарате генерального директора могут состоять консультанты или эксперты, осуществляющие подготовку материалов для последующего принятия решения по принципиальным вопросам развития предприятия. Ответственность  их деятельности трудно переоценить. Однако они не имеют подчинённых и поэтому не могут быть причислены к менеджерам.

В отделе сбыта или  снабжения имеются специалисты, которые работают непосредственно  с клиентами, обеспечивая реализацию продукции предприятия или снабжение его сырьём. Их деятельность тоже очень важна и ответственна, но их также нельзя причислить к числу менеджеров.

Наибольшее количество подчинённых у менеджеров низшего  звена. Им подчинены квалифицированные  и неквалифицированные рабочие, служащие и другие представители неуправленческих специальностей.

Существует ещё группа тех, кто находится над управленческой пирамидой, т.е. собственники предприятия. Гражданское законодательство нашей  страны определяет, что под предпринимательской  деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг»

1. «Предприятием... признаётся  имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности»

2. Таким образом, можно  сделать вывод, что предпринимателем  является человек, который, проанализировав  состояние рынка, определяет для  себя сферу деятельности и  начинает напрямую работать с клиентами, предлагая им свои товары или услуги. Но для того чтобы произвести товары или услуги, он вынужден создать предприятие. Однако рано или поздно масштабы производства вынудят его прибегнуть к услугам работников, выполняющих уже не только те или иные функции по производству товаров или услуг, но и по управлению этими процессами.

Именно так и обстояло дело на заре развития рыночной экономики. Так, Энтони Джей в своей книге  «Менеджмент и Макиавелли» утверждает, что под менеджером в период первичного накопления капитала понимали «заместителя» капиталиста, того, кого собственник назначает выполнять управленческие функции в своё отсутствие. Со временем отношения собственности усложнились, начались процессы обобществления капитала и на смену классической частной собственности пришли различные формы коллективной. Естественно, это нарушило классическую схему отношений между собственником и менеджером. В настоящее время нормальным явлением стало соучастие менеджеров всех уровней в делах предприятия посредством наделения их частью акций предприятия, а, следовательно, и заинтересованность в успешном его развитии. Возможны другие формы участия менеджеров в совладении капиталом. Однако суть не изменилась и менеджером по-прежнему принято считать того, кто нанят для выполнения управленческих функций на предприятии.

Информация о работе Понятие и сущность менеджмента