Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:06, контрольная работа
C легкой руки американцев, а также российской профессуры, журналистов, работодателей, маркетологов образовательных учреждений английское слово «менеджмент» стало известно сегодня практически каждому человеку, желающему получить образование. Менеджмент в упрощенном понимании -- это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Экологический менеджмент - организация предупреждения, недопущения и установления последствий вредных воздействий производства на окружающую среду.
Инвестиционный менеджмент - это деятельность по выявлению наиболее приоритетных направлений вложения капитала или покупки собственности для извлечения доходов и др. выгод на основе финансовых расчетов эффективности проектов.
Творческий (креативный) менеджмент - это деятельность, основанная на стремлении реализовать опыт, знания, идеи, посредством организации НИОКР, производства, маркетинга.
Стратегический менеджмент - это обоснование и выбор перспективных целей и развития предприятия, повышение его конкурентоспособности, закрепление целей в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.
Антикризисное управление - деятельность по выявлению основных причин кризисных ситуаций в ходе функционирования хозяйственного субъекта, рисков, определяемых этими причинами и возможностей устранения или минимизации их воздействия с целью восстановления высоких темпов производства и развития на основе:
а) внедрения новых технологий;
б) анализа деятельности всех структурных подразделений.
Заключение
Приведем основные выводы по проведенному исследованию.
Менеджмент понятие разностороннее и имеет несколько смыслов, т.е. подходов в определении сущности.
1) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности.
2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами.
3) Менеджмент - это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров.
4) Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.
5) Менеджмент - это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми.
6) Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления.
6) Менеджмент -
это не только наука, но и иску
7) Наконец, менеджмент - это учебная дисциплина, посвященная управлению.
Категории менеджмента - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации.
Основные категории менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.
Виды менеджмента
- специальные области
Список литературы
1. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов / Пер. с нем. - М.: Экономика, 1990. - 456 с.
2. Менеджмент / Под ред. Ж.В. Прокофьевой. - М.: Знание, 2000. - 288 с.
3. Общее управление НКО: курс лекций. Школа управления НКО. Книга 1 / Под ред. Центра поддержки НКО. - М.: Изд-во МСоЭС, 2002. - 340 с.
4. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.
5. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и искусство. - М.: Республика, 1992. - 642 с.
6. Федосеев В.Н.,
Капустин С.Н. Управление
7. Шапиро Уалдемер. Русско-английский и англо-русский словарь. - М.: Наука - Уайли, 1993. - 768 с.
Московский психолого-
Контрольная работа
по дисциплине менеджмент
на тему
Менеджмент: сущность, предпосылки, современные концепции
Истоки термина «менеджмент»
Термин «менеджмент» прочно утвердился в общественном сознании. Он звучит с экранов телевизоров, по радио, со страниц журналов и газет. Им обозначают самые разные виды деятельности, а менеджерами порой называют представителей различных профессий, многие из которых не имеют к данному понятию никакого отношения.
К сожалению, как справедливо отмечает ряд авторов, период конца ХХ — начала ХХI века был ознаменован активным засорением русского языка потоком иностранных слов, которые вытесняют отечественные аналоги терминов и вносят путаницу в определение их сущности и содержания.
Термин «менеджмент»
имеет специфическое
- Оксфордский словарь трактует
менеджмент как
- словарь У. Коллинза под менеджментом предлагает понимать процесс управления и людей, его осуществляющих;
- в ряде американских учебников
по курсу менеджмента он
Можно проанализировать и ряд других источников. Однако все они, в той или иной мере, отождествляют менеджмент с управлением. Естественно, возникает вопрос, почему же в таком случае у нас в стране не используют этот давно известный и глубоко укоренившийся термин и упорно пытаются насаждать новое и не всем известное слово. Чтобы понять это, нужно выяснить, как соотносятся между собой эти категории. Дело в том, что «управление» и «менеджмент» не одно и то же. Известно, что управление может осуществляться в самых разных сферах, и объекты управленческого воздействия могут существенно различаться. Как правило, выделяют три основных сферы управленческой деятельности:
Естественно, в первых двух случаях речь о менеджменте не идёт. Как правило, менеджерами называют тех, кто управляет людьми. Вместе с тем и здесь не всё однозначно и мнения различных авторов расходятся.
Проблема в том, что управлять людьми можно на разных уровнях. Можно управлять людьми на уровне государства и (или) муниципальных образований, принимая за объект управления эти системы в целом или отдельные их структурные компоненты. Вторым уровнем можно считать управление хозяйственными организациями (предприятиями), бюджетными учреждениями и другими структурами, которые принято относить к организациям.
Это деление и порождает дискуссии. Ряд специалистов в области управления считают, что управление государством и муниципальными образованиями представляет собой самостоятельную сферу управленческой деятельности — сферу «государственного
- управление техническими
механизмами (к примеру,
- управление биологическими системами (обратите внимание на человеческий организм как объект управления);
- управление социально-
По их мнению, менеджментом
следует считать процесс
Их оппоненты считают, что менеджмент — это более широкое понятие, и фактически отождествляют его с управлением всеми социально-экономическими системами. В ряде источников приводятся размышления о менеджменте государственных структур и муниципальных образований.
Сторонники обеих позиций приводят аргументы в обоснование собственной точки зрения и ссылаются на официальные источники. Так, приверженцы того, что менеджмент — это процесс управления хозяйственной организацией, указывают на наличие соответствующей специальности («Менеджмент организации») в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования Российской Федерации.
Сторонники отождествления
государственного и муниципального
управления с менеджментом также
ссылаются на государственный
Естественно, каждая точка зрения заслуживает уважения, однако лучше придерживаться первой позиции и рассматривать менеджмент как процесс управления предприятием.
Менеджмент — это
наука о принципах, методах и
средствах управления организацией
в целях повышения
Очень часто в научной литературе разворачиваются дискуссии о менеджменте как науке и искусстве, о том, что же он представляет собой на самом деле. Размышления на эту тему приводят к выводу о том, что противопоставление науки и искусства применительно к менеджменту не совсем обоснованно.
Известно, что наука аккумулирует знания о том или ином объекте, осмысливает и исследует их и по итогам проведённого изучения формулирует выводы и рекомендации. Данные рекомендации и должны составить основу практической деятельности менеджеров по управлению вверенными им структурами. В этом смысле можно говорить о менеджменте как о науке.
Однако, изучая опыт практической деятельности менеджеров, можно заметить, что отличные теоретические знания менеджмента являются хоть и обязательным, но ешё недостаточным условием успешной практической деятельности. Выясняется, что мало обладать знаниями о том, как нужно управлять предприятием, необходимо уметь применить эти знания на практике.
Данное умение, т.е. умение, опираясь на теоретические знания, успешно управлять организацией в целом или какой-либо её частью и обеспечивать достижение поставленных целей, и можно рассматривать как искусство менеджмента. В данном случае принципиальное значение имеют два момента:
- во-первых, следует учитывать,
что менеджер — это наёмный
работник, которого собственник
нанял для выполнения
- во-вторых, менеджер
выполняет именно
Исходя из этого, всех менеджеров принято условно делить на несколько групп:
1. Высшие менеджеры,
или менеджеры высшего звена,
— к ним относят первых лиц
предприятия: председателя и
2. Менеджеры среднего звена — начальники цехов, отделов, служб и аналогичных подразделений.
3. Менеджеры нижнего звена — начальники участков, мастера, бригадиры и т.д.
Естественно, количество менеджеров на разных уровнях управления существенно различается. Самым малочисленным является высший уровень. Его представителей на предприятии можно сосчитать по пальцам одной руки. Представителей среднего уровня значительно больше, а самым представительным является нижний уровень. Это закономерно и не нуждается в особых комментариях. В итоге образуется своеобразный конус, состоящий из наёмных работников, которые сообща осуществляют процесс управления организацией. При этом на всех уровнях у них в подчинении находятся работники, не выполняющие управленческих функций.
Так, в аппарате генерального директора могут состоять консультанты или эксперты, осуществляющие подготовку материалов для последующего принятия решения по принципиальным вопросам развития предприятия. Ответственность их деятельности трудно переоценить. Однако они не имеют подчинённых и поэтому не могут быть причислены к менеджерам.
В отделе сбыта или снабжения имеются специалисты, которые работают непосредственно с клиентами, обеспечивая реализацию продукции предприятия или снабжение его сырьём. Их деятельность тоже очень важна и ответственна, но их также нельзя причислить к числу менеджеров.
Наибольшее количество подчинённых у менеджеров низшего звена. Им подчинены квалифицированные и неквалифицированные рабочие, служащие и другие представители неуправленческих специальностей.
Существует ещё группа
тех, кто находится над
1. «Предприятием... признаётся имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности»
2. Таким образом, можно
сделать вывод, что
Именно так и обстояло
дело на заре развития рыночной экономики.
Так, Энтони Джей в своей книге
«Менеджмент и Макиавелли»