Понятие и сущность менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:06, контрольная работа

Краткое описание

C легкой руки американцев, а также российской профессуры, журналистов, работодателей, маркетологов образовательных учреждений английское слово «менеджмент» стало известно сегодня практически каждому человеку, желающему получить образование. Менеджмент в упрощенном понимании -- это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Файлы: 1 файл

Сущность менеджмента 1..doc

— 264.00 Кб (Скачать)

Классификация функций управления представлена в  таблице 1.

Таблица 1- Классификация  функций управления

 

Критерий классификации

Состав функций  управления

 

1 Содержание  управленческой деятельности

Прогнозирование и планирование

 
 

Организация

 
 

Активизация (мотивация, стимулирование)

 
 

Контроль

 
 

Координация

 
 

Регулирование

 
 

Исследование

 

2 Организационная  роль функции

Функции интеграции (объединения)

 
 

Функция дифференциации (разделения, выделения. Обособления, специализации)

 

3 Направление  деятельности

Интрафункции

 
 

Инфрафункции (направленность на внешнюю среду)

 

4 Сферы развития  объекта управления

Управление  экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.)

 
 

Управление  социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера и пр.)

 
 

Управление  организационными процессами (изменения  в организации, перераспределение  обязанностей и др.

 
 

Управление  технологическими процессами (использование  техники, новые технологии и пр.)

 

5 Этапы производственного процесса

Управление  подготовкой производства

 
 

Управление  процессом производства

 
 

Управление  обеспечением производства

 
 

Управление  процессами реализации продукции

 

6 Тип производства

Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства

 

7 Масштаб времени

Стратегическое  управление

 
 

Текущее (тактическое) управление

 
 

Оперативное управление

 

8 Этапность  процесса управления

Целеполагание

 
 

Определение ситуации

 
 

Определение проблемы

 
 

Решение

 

9 Основные факторы  производственного процесса

Управление  продуктом

 
 

Управление  персоналом

 
 

Управление  информацией

 
     

В основе менеджмента  лежит система экономических  законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный  характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.

Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.

Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов  природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов  и согласование своих действий с  проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.

Различают общие  и специфические законы управления.

К общим законам управления относятся:

· закон специализации  управления;

· закон интеграции управления;

· закон экономии времени;

Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды.

Эти законы затрагивают  те стороны управления, для которых  характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой.

На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:

· закон единства и целостности системы управления;

· закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;

· закон зависимости, эффективности решения задач  управления от объема использования  информации;

· закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;

· закон совместимости  технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих  систем.

Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.

Законы и  закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.

Все закономерности управления можно разделить на две  группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному  воздействию, ко второй - закономерности менеджмента.

К закономерностям управления относятся:

· единство системы  управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении  состояния внешней среды);

· пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);

· централизация  и децентрализация управления (необходимость  распределения задач, функций и  полномочий (прав и ответственности  по уровням иерархии управления));

· соотносительность  и адекватность управляющей и  управляемой систем (соответствие управляющей  системы управляемой).

Исходя из функционального  деления работы по управлению, выделяют следующие виды менеджмента: административный, производственный, кадровый, креативный (творческий), экологический, научно-технический, антикризисный, маркетинг рыночный, стратегический маркетинг, логистика и т.д.

Метод управления - это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления.

Методы управления: административные, экономические, социально-психологические.

Принципы  управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.

Автором первых принципов управления был А. Файоль. Содержание этих принципов представлены в таблице 2.Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и искусство. - М.: Республика, 1992. - 642 с.

Таблица 2 - Принципы управления по А. Файолю

 

Принцип

Содержание  принципа

 

1 Разделение  труда

Специализация работ для эффективного использования  труда работающего

 

2 Полномочия  и ответственность

Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы

 

3 Дисциплина

Выполнение  условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций  к нарушителям дисциплины

 

4 Единоначалие

Получение распоряжений и отчет только перед одним  непосредственным начальником

 

5 Единство действий

Объединение действий с одинаковой целью в группы и  работа по единому плану

 

6 Подчиненность  личных интересов

Преимущество  интересов организации перед  индивидуальными интересами

 

7 Вознаграждение

Получение работниками  справедливого вознаграждения за работу

 

8 Централизация

Достижение  лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией

 

9 Скалярная  цепь

Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между  уровнями иерархии через непрерывную  цепь команд ("цепь начальников")

 

10 Порядок

Рабочее место  для каждого работника и каждый работник на своем месте

 

11 Справедливость

Справедливое  проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи

 

12 Стабильность  персонала

Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу

 

13 Инициатива

Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ

 

14 Корпоративный  дух

Гармония интересов  персонала и организации (в единении-сила")

 
     

Концепция менеджмента по Э.М. Короткову основывается на следующих принципах:

а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в  том, что свойства любой системы  зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью  этими свойствами. Свойства системы  в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления;

б) принцип генетической определенности, который требует при решении любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы "почему?" и "что же дальше?";

в) принцип пространственно-временного существования системы. Он не сводится к пониманию внешней среды как нередко полагают. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование. Это протяженности связей и место элементов системы в этих протяженностях. Проанализируйте структуру системы управления транснациональными корпорациями, изучите динамику коммуникаций при росте и развитии фирмы - и вы получите практическое подтверждение важности этого принципа;

г) принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности  существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций  развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определения особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов;

д) принцип условности границ системы. Любая система имеет границу с внешней средой, но эта граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать "принципом матрешки". В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг -это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и связь -очень важная проблема в методологии практического управления;

е) принцип разделения системообразующих и системоразрушающих, их флуктуации, т. е. взаимопереходов, взаимодействия. В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы. Нельзя построить эффективное управление без соответствующей оценки и понимания этих факторов;

ж) принцип соотносительности. Его содержание заключается в  том, что для любой системы  необходимо определенное соотношение  ее элементов и частей. Это соотношение  может меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных соотношений, соотношений технических средств, видов информации, затрат времени и пр.;

и) принцип коммуникативности  заключается в том, что объект управления- социально-экономическая  система существует благодаря связям социально-информационного характера. Коммуникации между людьми в процессах их совместной деятельности определяет функционирование и развитие системы.

Принципы системного подхода должны занимать центральное  место в методологии управления, служить связующим звеном методологии и организации управления.

3. Виды  менеджмента

Понятие менеджмент достаточно быстро и прочно вошло  в современный отечественный  экономический лексикон, став по своей  сути аналогом понятия "управление". Оно широко используется применительно к разным социально-экономическим процессам, осуществляемым в рыночных условиях хозяйствования.

Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

Общий или генеральный менеджмент - заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).

Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев (управление маркетингом, инновациями, персоналом:)

В любой организации  общий и функциональный менеджмент (генералисты и специалисты) существуют в органическом единстве, составляя  целостную систему менеджмента. Их отношение и сочетание определяют превалирующий тип формальной структуры организации.

Виды менеджмента  определяются объектами управления в компании (рисунок 1).

Рисунок 1 - Объекты  менеджмента

Административный  менеджмент - это разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль их выполнения.

Инновационный (НТ) менеджмент - это организация и управление исследованиями, разработкой, освоением и распределением нововведений в соответствии с перспективными целями, НТ потенциалом организации и результатами маркетинговых исследований.

Производственный  менеджмент - это организация и управление поставками материальных ресурсов, производством и его подготовкой с целью соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции.

Менеджмент  персонала (морально - этический) - это организация подбора, обучения, расстановки, оценки и стимулирования персонала, а также создание благоприятного климата в коллективе.

Информация о работе Понятие и сущность менеджмента