Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:06, контрольная работа
C легкой руки американцев, а также российской профессуры, журналистов, работодателей, маркетологов образовательных учреждений английское слово «менеджмент» стало известно сегодня практически каждому человеку, желающему получить образование. Менеджмент в упрощенном понимании -- это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Классификация функций управления представлена в таблице 1.
Таблица 1- Классификация функций управления
Критерий классификации |
Состав функций управления |
|
1 Содержание управленческой деятельности |
Прогнозирование и планирование |
|
Организация |
||
Активизация (мотивация, стимулирование) |
||
Контроль |
||
Координация |
||
Регулирование |
||
Исследование |
||
2 Организационная роль функции |
Функции интеграции (объединения) |
|
Функция дифференциации (разделения, выделения. Обособления, специализации) |
||
3 Направление деятельности |
Интрафункции |
|
Инфрафункции (направленность на внешнюю среду) |
||
4 Сферы развития объекта управления |
Управление экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.) |
|
Управление социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера и пр.) |
||
Управление организационными процессами (изменения в организации, перераспределение обязанностей и др. |
||
Управление технологическими процессами (использование техники, новые технологии и пр.) |
||
5 Этапы производственного процес |
Управление подготовкой производства |
|
Управление процессом производства |
||
Управление обеспечением производства |
||
Управление процессами реализации продукции |
||
6 Тип производства |
Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства |
|
7 Масштаб времени |
Стратегическое управление |
|
Текущее (тактическое) управление |
||
Оперативное управление |
||
8 Этапность процесса управления |
Целеполагание |
|
Определение ситуации |
||
Определение проблемы |
||
Решение |
||
9 Основные факторы производственного процесса |
Управление продуктом |
|
Управление персоналом |
||
Управление информацией |
||
В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.
Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.
Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.
Различают общие и специфические законы управления.
К общим законам управления относятся:
· закон специализации управления;
· закон интеграции управления;
· закон экономии времени;
Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды.
Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой.
На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:
· закон единства
и целостности системы
· закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;
· закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации;
· закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;
· закон совместимости
технических средств и систем
управления соподчиненных и
Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.
Законы и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.
Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй - закономерности менеджмента.
К закономерностям управления относятся:
· единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);
· пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);
· централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));
· соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой).
Исходя из функционального деления работы по управлению, выделяют следующие виды менеджмента: административный, производственный, кадровый, креативный (творческий), экологический, научно-технический, антикризисный, маркетинг рыночный, стратегический маркетинг, логистика и т.д.
Метод управления - это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления.
Методы управления: административные, экономические, социально-психологические.
Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.
Автором первых принципов управления был А. Файоль. Содержание этих принципов представлены в таблице 2.Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и искусство. - М.: Республика, 1992. - 642 с.
Таблица 2 - Принципы управления по А. Файолю
Принцип |
Содержание принципа |
|
1 Разделение труда |
Специализация работ для эффективного использования труда работающего |
|
2 Полномочия и ответственность |
Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы |
|
3 Дисциплина |
Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины |
|
4 Единоначалие |
Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником |
|
5 Единство действий |
Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану |
|
6 Подчиненность личных интересов |
Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами |
|
7 Вознаграждение |
Получение работниками справедливого вознаграждения за работу |
|
8 Централизация |
Достижение
лучших результатов при правильном
соотношении между |
|
9 Скалярная цепь |
Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд ("цепь начальников") |
|
10 Порядок |
Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте |
|
11 Справедливость |
Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи |
|
12 Стабильность персонала |
Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу |
|
13 Инициатива |
Поощрение работающих
к выработке независимых |
|
14 Корпоративный дух |
Гармония интересов персонала и организации (в единении-сила") |
|
Концепция менеджмента по Э.М. Короткову основывается на следующих принципах:
а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления;
б) принцип генетической определенности, который требует при решении любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы "почему?" и "что же дальше?";
в) принцип пространственно-временного существования системы. Он не сводится к пониманию внешней среды как нередко полагают. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование. Это протяженности связей и место элементов системы в этих протяженностях. Проанализируйте структуру системы управления транснациональными корпорациями, изучите динамику коммуникаций при росте и развитии фирмы - и вы получите практическое подтверждение важности этого принципа;
г) принцип историчности
или этапности, можно сказать, цикличности
существования и развития системы.
Этот принцип требует учета
д) принцип условности границ системы. Любая система имеет границу с внешней средой, но эта граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать "принципом матрешки". В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг -это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и связь -очень важная проблема в методологии практического управления;
е) принцип разделения системообразующих и системоразрушающих, их флуктуации, т. е. взаимопереходов, взаимодействия. В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы. Нельзя построить эффективное управление без соответствующей оценки и понимания этих факторов;
ж) принцип соотносительности. Его содержание заключается в том, что для любой системы необходимо определенное соотношение ее элементов и частей. Это соотношение может меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных соотношений, соотношений технических средств, видов информации, затрат времени и пр.;
и) принцип коммуникативности заключается в том, что объект управления- социально-экономическая система существует благодаря связям социально-информационного характера. Коммуникации между людьми в процессах их совместной деятельности определяет функционирование и развитие системы.
Принципы системного
подхода должны занимать центральное
место в методологии
3. Виды менеджмента
Понятие менеджмент достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия "управление". Оно широко используется применительно к разным социально-экономическим процессам, осуществляемым в рыночных условиях хозяйствования.
Виды менеджмента
- специальные области
Общий или генеральный менеджмент - заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).
Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев (управление маркетингом, инновациями, персоналом:)
В любой организации
общий и функциональный менеджмент
(генералисты и специалисты) существуют
в органическом единстве, составляя
целостную систему менеджмента.
Их отношение и сочетание
Виды менеджмента определяются объектами управления в компании (рисунок 1).
Рисунок 1 - Объекты менеджмента
Административный менеджмент - это разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль их выполнения.
Инновационный (НТ) менеджмент - это организация и управление исследованиями, разработкой, освоением и распределением нововведений в соответствии с перспективными целями, НТ потенциалом организации и результатами маркетинговых исследований.
Производственный менеджмент - это организация и управление поставками материальных ресурсов, производством и его подготовкой с целью соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции.
Менеджмент персонала (морально - этический) - это организация подбора, обучения, расстановки, оценки и стимулирования персонала, а также создание благоприятного климата в коллективе.