Понятие и сущность менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:45, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент (от англ. management — управление, организация) — система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции.

Файлы: 1 файл

Menedzhment.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

Министерство науки  и образования Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное автономное образовательное учреждение высшего  профессионального 

образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический университет»

Колледж машиностроительного  института

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Менеджмент»

 

Вариант №6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

студент группы 503 ЗТМ пс-2                                                                Лазарев О.И.

 

 

 

Проверил

Преподаватель                                                                                           Новиков А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

1) Сущность и характерный черты современного менеджмента

 

Понятие и сущность менеджмента

Менеджмент (от англ. management — управление, организация) — система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.  Менеджмент — это комплекс взаимосвязанных действий:

·        организация и управление (производством и коллективом);

·        постановка и корректировка задач;

·        разработка этапов работы;

·        принятие решений;

·        налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);

·        регулирование процессов;

·        сбор и обработка информации;

·        анализ информации,

·        подведение итогов работы. 

В последние годы растет значимость информационных ресурсов в менеджменте, поэтому приведенное выше определение  можно расширить, добавив в перечень ресурсов еще и информационный.

Цели  менеджмента:

·        получение (увеличение) прибыли;

·        повышение эффективности организации;

·        удовлетворение потребностей рынка;

·        решение социальных вопросов.

Задачи менеджмента:

·        организация производства конкурентоспособных товаров;

·        совершенствование производственного процесса;

·        внедрение новейших наукоемких технологий;

·        повышение качества продукции;

·        снижение затрат на производство. 

 

Основные функции менеджмента — организация и управление производством продукции.

Менеджер — это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.

·        высший уровень (top manager) — это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;

·        среднее звено (middle manager) — руководители управлений, отделов, цехов;

·        низшее звено (entry manager) — руководители подотделов, секторов, бригад, групп. 

 

Менеджеры различаются также по служебным функциям. Наиболее распространенной позицией является sales manager — менеджер по продажам: если он отвечает за работу с регионами — это regional manager, если за распространение какой-то группы товаров — product manager; если за распространение и продвижение какой-либо марки товара — brand manager; если же менеджер участвует в разработке того или иного проекта, начиная от стадии разработки до полного его завершения, — это project manager. 

 

Понятия «менеджер» и  «руководитель» не являются тождественными. Руководителями являются все люди, которые возглавляют тот или иной коллектив. Это могут быть, например, директоры предприятий, школ, гостиниц и др. Однако не всех их можно назвать «менеджерами». Менеджер работает на конкретный экономический результат: получение прибыли и достижение эффективности производства. А основной результат работы, например директора муниципальной общеобразовательной школы, — высокий уровень знаний школьников, что не является экономическим результатом. Поэтому нельзя считать такого руководителя менеджером. Итак, каждый менеджер — это руководитель, но не каждый руководитель — менеджер. 

 

Советский руководитель ориентировался не на эффективность работы предприятия, а на указания вышестоящих органов  управления. Менеджер не имеет директивно установленного жесткого плана. Его  ориентир — потребитель, рынок сбыта.  

 

Современному менеджеру  необходимы следующие качества:

·        глубокие познания в организации производства, экономике, финансах и своей отрасли деятельности;

·        знания в области человеческих отношений, позволяющие успешно работать с людьми, добиваться их заинтересованности в повышении экономических результатов деятельности предприятия;

·        предприимчивость (способность добиваться конкретных экономических и социальных целей благодаря нахождению и реализации нестандартных решений);

·        новаторство, изобретательность;

·        напористость, смелость, целеустремленность.

 

Специфика менеджмента  в России. Россия находится на первом, переходном, этапе развития рыночных отношений. Задачи этого этапа:

·        достижение материально-финансовой сбалансированности народного хозяйства;

·        изменение стереотипов сознания и поведения;

·        подготовка кадров новой формации.

В первую очередь речь идет о наследии советской системы с ее жесткой  централизацией экономики, всеохватывающим  планом, практически полным отсутствием какой-либо самостоятельности у руководителей предприятий. Высокоэффективным в настоящее время может быть регулируемый, социально-ориентированный рынок.

Ограниченность прав руководящего персонала, поскольку стратегию  и тактику развития предприятия определяет вышестоящая организация.

Вторая, потенциально наиболее значимая, группа предприятий  — это приватизированные предприятия. Эта группа вызывает повышенный интерес  к особенностям менеджмента. 

 

Главные особенности  современного российского менеджмента:

1. Традиции (технологический  подход к управлению, склонность  к спонсорству).

2. Научность (высокий  научно-интеллектуальный потенциал,  прежде всего в ОПК).

3. Опыт (государственного  регулирования экономики, освоения  высоких технологий).

4. Становление (образования, в  том числе креативного и профессиональная  подготовка менеджеров).

5. Своеобразие (менталитета, организационной  культуры).

6. Предприимчивость (в условиях  либеральной экономики).

7. Затруднения (например, в регионально-политическом аспекте).

2) Типичный конфликтные ситуации  в коллективе. Последствия конфликтов.

Понятие конфликта

Конфликт - отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт -- явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности, избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Эти подходы к эффективности организации в большой степени опирались на определение задач, процедур, правил, взаимодействий должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Считалось, что такие механизмы, в основном, устранят условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем.

Авторы, принадлежащие к школе «человеческих  отношений», также были склонны считать, что конфликта можно и должно избегать. Они признавали возможность появления противоречий между целями отдельной личности и целями организации в целом, между линейным и штабным персоналом, между полномочиями и возможностями одного лица и между различными группами руководителей. Однако они обычно рассматривали конфликт как признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта.

Современная точка зрения заключается  в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже может быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического исполнения.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Слишком уж часто управляющие считают, что основной причиной конфликта является столкновение личностей. Однако, последующий анализ показывает, что «виноваты» другие факторы.

Типы конфликта

1.   Внутри личностный конфликт, может принимать различные формы, и из них наиболее распространена форма ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Исследования показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости  работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.

2.   Межличностный конфликт. - это самый распространённый тип конфликта в организациях он проявляется по-разному. Чаще всего, это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее руководство выделить эти ресурсы ему, а не другому руководителю.

Межличностный конфликт также может  проявляться и как столкновения личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

3.  Конфликт между личностью и группой, может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Например, обсуждая на собрании  пути увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один будет убежден, что такая тактика приведёт к уменьшению прибыли. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать близко к сердцу интересы компании, его все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы.

4.   Межгрупповой конфликт - организация состоит из множества формальных (отдела и подразделения) и неформальных (внутри отдела) групп. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникнуть конфликты.

У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются:

1.   Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство может решить, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Не имеет значения, чего конкретно касается это решение- люди всегда хотят получать больше, а не меньше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

2.   Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы. Определённые типы организационных структур увеличивают возможность конфликта. Такая возможность возрастает, например, при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия.

3.   Различия в целях. Возможность конфликта растет по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что подразделения могут сами формулировать свои цели и большее внимание уделять их достижению, чем достижению целей организации.

4.   Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей. Различия в ценностях- весьма распространённая причина конфликта.

Информация о работе Понятие и сущность менеджмента