Понятие и сущность менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:55, контрольная работа

Краткое описание

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием.
Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).

Оглавление

1. Понятие и сущность менеджмента 3
2. Характерные черты и содержание менеджмента 6
3. Виды и уровни менеджмента 12
4. Основные функции управления и их взаимосвязь 15
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

оля тема 1 менедж.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность  менеджмента

 

При переходе российской экономики  на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием.

Энциклопедический словарь  определяет управление как функцию  организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно  социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).

Например, мы говорим: "менеджмент предприятия* или "управление предприятием", но только "управление автомобилем".

Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.

Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой  характерны:

рыночные механизмы  развития экономики, предполагающие наличие  конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости

гибкости и адаптации  в поведении фирмы па рынке, что  невозможно без:

ориентации на человеческий фактор,

высокого профессионализма,

творчества менеджера.

Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как  взаимозаменяемые понятия.

Менеджмент как вид  деятельности

Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать".

В современной специальной  литературе рассматривается множество  функций менеджмента, например: прогнозирование, целепологание, планирование, организовывание  деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ. Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера.

Управление как процесс

Выполнение функций  менеджмента предполагает затраты  времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов, т. е. последовательности действий по преобразованию ресурсов в результаты. Некоторые примеры: процессы коммуникационные и принятия управленческих решений, производственные (технологические) процессы и процесс закупок, и множество других.

Управление - это менеджеры

Менеджмент нередко отождествляют с людьми (менеджерами), профессионально выполняющими управленческие функции. Как субъекты управления, менеджеры играют в организации ряд ролей, среди них:

роль принимающего решения. Менеджеры несут ответственность  за такие области принятия решений, как выбор стратегии развития, распределения ресурсов, осуществление оперативной деятельности и т. п.;

информационная роль. Деятельность менеджера неразрывно связана со сбором и анализом информации для принятия управленческих решений. Современная ситуация характеризуется недостатком информации в условиях ее избытка. Именно поэтому способность менеджера использовать современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являются необходимым условием успеха;

межличностные роли. Менеджер формирует отношения внутри и  вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти. Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но "один в поле не воин". Именно поэтому менеджер должен обладать такими личностными характеристиками, как

высокое чувство долга  и преданностью делу;

честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

умение выражать свои мысли и убеждать;

уважительное отношение  к персоналу;

способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и др.

В зависимости от позиции  менеджера в организации, характер реализуемых функций может быть различным, но каждый менеджер при этом принимает решения на основе собранной  информации и руководит организацией выполнения принятого решения, взаимодействуя с персоналом.

Управление - это аппарат  управления

Аппаратный подход к  менеджменту фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями управления, на полномочиях  и ответственности работников, занимающих различные позиции (должности) в аппарате.

Менеджмент - это наука  управления

Менеджмент как область  самостоятельных знаний, как наука  сформировался в конце XIX в. Научная  дисциплина "менеджмент" представляет собой совокупность эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности. В разные периоды времени перед управленцами-практиками возникали проблемы, решения которых лежали за пределами их опыта, что вынуждало практиков обращаться за помощью к ученым. Например, в начале XX к. одной из основных проблем было повышение производительности труда, в то время как в конце XX в. - проблемы гибкости и адаптивности постоянным изменениям внешней среды, которая в конечном счете переросла в проблему управления средой организации. Таким образом, в начале XX в. появились такие научные школы, как школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений, школа количественного подхода. Дальнейшее развитие принципы менеджмента, сформулированные в рамках этих научных школ, получили в процессном, системном, ситуационных и др. современных подходах менеджмента.

2. Характерные  черты и содержание менеджмента

 

Характерные черты менеджмента  отражают отличительные особенности  управления предприятием, которые являются принципиальными при рассмотрении и описании его содержания

Во-первых, менеджмент представляет собой особый вид деятельности, присущий рыночной экономике. При этом под менеджментом следует понимать профессиональное управление, существенными элементами которого, определяющими его особенности, являются всесторонний анализ и учет конкретных условий функционирования предприятия в процессе управлении (принятия управленческих решений), разработка, реализация и управление нововведениями, формулирование стратегии и тактики развития предприятия и т.д.

Во-вторых, менеджмент основывается на экономических методах управления, которые, в свою очередь, ориентированы на получение экономической выгоды (прибыли) или социального эффекта.

В-третьих, управление предприятием направлено на достижение эффективной  организации труда при его  функционировании, постоянное повышение производительности труда и качества продукции, которые являются главными элементами формирования конкурентных преимуществ предприятия, определяющими его позицию и успех на конкретном рынке.

В-четвертых, менеджмент — это система гибкого управления, позволяющая предприятию своевременно перестраивать свою деятельность, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальные факторы развития (страны, региона, отрасли и самого предприятия). Центральным звеном организации гибкого управления предприятием является развитие и повышение эффективности его маркетинговой деятельности и использование маркетингового подхода в менеджменте.

В-пятых, менеджмент следует  рассматривать как науку и  искусство организации и координации совместной деятельности людей (персонала предприятия, его подразделений), умение работать с ними для достижения целей предприятия, используя наиболее подходящие для конкретных условий стили и методы руководства. Современный менеджмент отличает гуманизация управленческой деятельности, которая выражается в направленности работы менеджера на повышение благосостояния персонала предприятия.

Сущность менеджмента  раскрывает также содержание деятельности лиц, занимающихся управлением. Труд в  этой сфере носит название управленческого. По сравнению с другими видами труда, он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах. У них особый предмет труда - информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управленческого объекта. Таким образом, в качестве орудий труда работников менеджмента выступают средства работы с информацией. Результат же их деятельности оценивается по достижению поставленных целей.

Менеджмент, хотя и играет вполне определенную роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрачивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которые составляют содержание менеджмента, а также достаточно четко идентифицировать субъектов управленческой деятельности менеджеров.

Управление организацией предстает в виде процесса осуществления  определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ей своих целей. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связанны координацией и установлением взаимодействия внутри организации с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п.

Содержание и набор  действий и функций, осуществленных в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший, средний и нижний уровень управления), от функций внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов.

Чтобы выполнить сложные  и ответственные функции, менеджеры  должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятиями. Требования к их профессиональной компетенции условно делятся на две группы.

К первой группе относится:

А) умение обосновывать и  принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

Б) высокая информированность (информация - это знание) по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренция, динамика спроса на продукцию и услуги и  т.д.;

В) знакомство с опытом менеджмента на других предприятиях в разных отраслях;

Г) способность управлять  ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владение способами  повышения эффективности управления;

Д) умения использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

Вторая группа требований к профессиональной компетенции  менеджера связана с их способностью работать с людьми и управлять  самими собой. К ним можно отнести:

А) владение искусством управления человеческими ресурсами;

Б) владение искусством налаживания  внешних связей;

В) способность к самооценке, умение делать правильные выводы и  непрерывно повышать квалификацию - знания и умения.

В тоже время, важным фактором повышения результативности менеджмента  является разделение труда менеджеров, то есть специализация управленческих работников на выполнение определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности.

В практике выделяют следующие  виды разделения труда менеджеров:

А) функциональное;

Б) структурное;

В) технологическое;

Г) профессионально-квалификационное.

Функциональное разделение труда  основывается на формировании групп  работников управления, выполняющих  одинаковые функции менеджмента: планирование, организовывание, контроль и т.д. Таким образом, одни работники аппарата управления специализируются на работах по планированию, другие направляют свои усилия на организацию работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке работ и т.д.

Структурное разделение труда менеджеров строиться исходя из таких характеристик  управляемого объекта как организационная  структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная  специфика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специально для каждой организации. В то же время можно выделить некоторые общие черты специализации, касающиеся, прежде всего, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

Вертикально разделение труда построено на выделении трех уровней управления: низшего, среднего, высшего.

К низшему уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.

Средний уровень - самый многочисленный. Он состоит примерно, из 50 - 60 % общей  численности управленческого персонала  организации и включает в себя менеджеров, ответственных за ход  производственного процесса в подразделениях, которые состоят из нескольких первичных образований. Сюда же входят менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия. Его филиалов и отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.

Информация о работе Понятие и сущность менеджмента