Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:06, контрольная работа
C легкой руки американцев, а также российской профессуры, журналистов, работодателей, маркетологов образовательных учреждений английское слово «менеджмент» стало известно сегодня практически каждому человеку, желающему получить образование. Менеджмент в упрощенном понимании -- это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Предпосылки возникновения менеджмента
В своем развитии управление прошло ряд стадий, названных в ряде научных изданий революциями.
Первая революция 4—5 вв. до н.э. — государства Древнего Востока (Шумер, Египет и т.д.). В этот период человеческой истории только начинала формироваться система государственного управления. Роль субъекта управления взяли на себя жрецы. Они обосновали, что жертвы богам не обязательно приносить людьми, жертвовать можно деньгами или другими материальными ценностями. Роль посредников, которым предоставлено право собирать пожертвования для последующей передачи богам, они, естественно, оставили себе. Побочным следствием этого процесса стало появление письменности, которая выступила инструментом учёта собираемой дани.
Вторая революция связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). Заслуга этого правителя, который оставил очень заметный след в истории, заключается в том, что он создал эффективную систему государственного управления, существенно отличавшуюся от предыдущих систем следующими качествами:
- она носила не религиозный, а светский характер;
- была основана не
на субъективном мнении
- сам правитель проповедовал
новый стиль лидерского
Третья управленческая революция также произошла в Вавилоне и связана с деятельностью царя Навуходоносора II (605—562 гг. до н.э.). Этот царь вошёл в историю как выдающийся строитель и организатор производства. Он был автором проекта знаменитой Вавилонской башни, построил храм богу Мардуку, ряд известных башен, ввёл множество прогрессивных новшеств на текстильных фабриках. Всё это даёт основания охарактеризовать данный этап как производственно-строительный.
Четвёртая революция связана с индустриальной революцией 17—19 вв., она и породила собственно менеджмент. Начало данного этапа было закономерно обусловлено всем ходом исторического развития. Известно, что до середины прошлого тысячелетия в экономике господствовало натуральное хозяйство, т.е. люди стремились все необходимые для жизни материальные блага производить самостоятельно. На внешний рынок они выходили редко, только в тех случаях, если возникала потребность приобрести то, чего не могли произвести сами.
Ситуация изменилась
около пятисот лет назад. Великие
географические открытия в совокупности
с изменениями социально-
Во-первых, собственники предприятий, расширяя границы своей деятельности, вынуждены были привлекать на производство всё новых и новых работников, большинство из которых не имели опыта работы и нуждались в постоянном контроле. Во-вторых, сами капиталисты уже не могли в одиночку управлять предприятиями и постепенно начинали привлекать себе в помощь сотрудников, которым поручалось профессионально заниматься управлением. В итоге сформировалась новая, ранее не известная и, следовательно, научно не осмысленная сфера деятельности — управление предприятиями в условиях рыночной экономики.
Таким образом, можно утверждать, что непосредственной предпосылкой возникновения менеджмента как науки об управлении организациями явилось утверждение рыночных отношений в экономике и принципиальное изменение роли предприятий. Если ранее, в условиях господства натурального хозяйства, они не оказывали существенного влияния на жизнь общества, то теперь вышли на первый план.
Во-первых, они стали насыщать рынок необходимыми то варами.
Во-вторых, выплачивая своим работникам заработную плату, они давали им возможность приобретать все необходимые для жизни товары.
В-третьих, уплачивая
налоги, они формировали доходную
часть государственных и
Второй предпосылкой
возникновения менеджмента
Современные концепции управления
Развивая положения
вышеназванных научных школ, американский
исследователь Дуглас Макгрегор
сформулировал ряд
Дуглас Макгрегор разработал две диаметрально противоположные концепции, объясняющие специфику отношений между субъектом и объектом управления и соответственно содержащие рекомендации по повышению эффективности управленческой деятельности. В научных кругах эти теории получили распространение как Теории Х и У.
Теория Х гласит, что подчинённые по своей природе пассивны и боятся ответственности. Честолюбие и стремление к самореализации им не свойственно, они всячески стремятся уклониться от работы и обеспечить себе спокойную и жизнь за счёт работодателя. В итоге следует вывод, что наёмных работников нужно заставлять работать. Это подразумевает авторитарный стиль управления, постоянный контроль и угрозу применения санкций административного или экономического (денежного) характера. Субъект управления должен постоянно совершенствовать механизм принуждения, искать новые, более эффективные методы воздействия на подчинённых.
Теория У предполагает, что человек изначально порядочен, добросовестен и стремится к самовыражению, развитию своего творческого потенциала. Наёмного работника нужно заставлять работать, трудолюбие свойственно ему от рождения, и он сам хочет хорошо работать. Следовательно, магистральным направлением деятельности субъекта управления должен быть поиск путей развития творческой инициативы сотрудников, создания условий для их самореализации и внесения максимального вклада в дело процветания организации.
В конце 70-х годов ХХ в. стало ясно, что теории Х и У в чистом виде встречаются очень редко, и американец японского происхождения У. Оучи, опираясь на теоретическое наследие Дугласа Макгрегора, сделал попытку сформировать своеобразный гибрид из основных положений уже сформировавшихся на тот период американской и японской моделей менеджмента. По его мнению, новая теория, получившая название теории Z, должна включать следующие положения:
1. Работа сотрудников
на предприятии должна носить
долгосрочный характер, что позволит
уменьшить текучесть кадров и
повысит эффективность их
2. Коллегиальность в деле обсуждения и принятия решений должна оптимально сочетаться с персональной ответственностью за их реализацию.
3. Контроль реализации решений должен быть предельно объективным и по возможности формализованным.
4. Продвижение сотрудников по служебной лестнице должно быть медленным и позволять объективно оценить их способности.
5. Необходима деятельность
по постоянному повышению
6. Следует проявлять
повышенное внимание к
Список литературы
1. Баронов В.В., Калянов Г.Н., Попов Ю.И. и др. Автоматизация управления предприятием - М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. - Таганрог: ТРТУ, 2005.
3. Доналд А. Маршанд. Мастерство: Медежмент / Пер. с англ. - М., 1999
4. Друкер П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
5. Друкер П.Ф. Практика менеджмента / Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2000.
6. Калянов Г.Н. Консалтинг при автоматизации предприятий (подходы, методы, средства). - М.: СИНТЕГ, 2001.
7. Мескон М.Х., Альберт М. сновы менеджмента: Пер. с англ. - М: Дело, 2002.
8. Менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: ТРТУ, 2006
9 Орлов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: Изумруд, 2003.
1.1. Понятие и сущность менеджмента
Термин «менеджмент» (
Менеджмент — это руководство
не подчиненными и не институциональной
структурой (учреждением, коммерческой
или некоммерческой фирмой, их отдельным
подразделением), а делом. В переводе со
староанглийского языка слово management означает иску
Возникновение менеджмента как особого вида
деятельности было обусловлено развитием
рыночных отношений и появлением крупных
предприятий с сотнями и тысячами рабочих,
которыми владельцы уже не могли квалифицированно
руководить. Они вынуждены были нанимать
для этого профессиональных управляющих,
предоставлять им самые широкие полномочия
и самостоятельность. Группы таких людей
также получили наименование«менеджмент» (
Современный Оксфордский словарь дает следующие определения менеджмента:
Менеджмент – это:
Р. Дафт:
Менеджмент – это эффективное и
производительное достижение целей организации
посредством планирования, орга
В этом определении заключены две важные идеи: 1) основные функции управления, а именно планирование, организация, лидерство и контроль; 2) эффективное и производительное достижение целей организации. Выполнение основных функций управления предполагает использование менеджерами различных навыков и умений. Некоторые исследователи выделяют и другие функции менеджмента, и в частности, подбор кадров, осуществление коммуникации и принятие решений и т.д.
Таким образом, задача
менеджера создавать такие
В то же время менеджмент не дает готовых рецептов, пригодных на все случаи жизни, ибо условия хозяйственной деятельности, ее цели, задачи постоянно меняются. Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, формулировать основополагающие принципы управления и творчески применять их к конкретным ситуациям.
Менеджментом называется также и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 г. Дж. Вартон. Сегодня на Западе менеджмент существует как одно из самых распространенных направлений профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста. [1, c. 26]
Сущность любой теории или целенаправленной деятельности, в том числе и менеджмента, проявляется в функциях (лат. functio — обязанность, круг деятельности, назначение, роль). Функция – это то, для чего предназначена система. Под функциями менеджмента можно понимать:
• целевое назначение управленческой деятельности вообще;
• ту или иную общую задачу, которую необходимо решить;
• относительно
самостоятельный вид
• определенную сферу управления, обособившуюся в результате разделения
управленческого труда, где принимаются специфические решения.
Общие функции менеджмента, отражающи
Рис.1. Функции менеджмента
1) Планирование
– это определение целей
и показателей деятельности организации
в будущем, постановка задач и оценка необходимых
ресурсов. Планирование определяет «место»,
в котором компания хотела бы оказаться
в будущем, и ведущий туда маршрут.Например:
Высшее руководство компании Hewlett-Packard поста