Понятие и сущность менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:06, контрольная работа

Краткое описание

C легкой руки американцев, а также российской профессуры, журналистов, работодателей, маркетологов образовательных учреждений английское слово «менеджмент» стало известно сегодня практически каждому человеку, желающему получить образование. Менеджмент в упрощенном понимании -- это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Файлы: 1 файл

Сущность менеджмента 1..doc

— 264.00 Кб (Скачать)

2) Организация включает: построение структуры компании, корпоративную культуру, человеческие ресурсы, этику и социальную ответственность. Организация предполагает назначение рабочих задач, их конкретизацию в отделах компании и распределение ресурсов между ними. Например: Бразильская компания Semco (производство промышленного оборудования), «свято верила» в принципы доверия, свободы и демократии. Обязанности ее исполнительного директора поочередно выполняли шесть менеджеров, среди которых одна женщина; каждый из них «правит» компанией шесть месяцев. Сотрудники Semcoсамостоятельно разрабатывали рабочие графики, в случае необходимости объединяют свои усилия для выполнения тех или иных задач. Организация оказалась настолько эффективной, что в Сан-Паулу началось настоящее паломничество представителей сотен американских компаний. После встречи с исполнительным директором Semco хозяин компании Container Industries (штат Колорадо, США) решился на реорганизацию своего бизнеса по образу и подобию «бразильского феномена».    

3) Лидерство  - руководство, мотивация. Значение лидерства как одной из функций менеджмента постоянно возрастает. Под лидерством понимается использование влияния менеджера для мотивации работников к достижению целей организации. Эффективное руководство предполагает, что все сотрудники организации разделяют ее цели, ценности и культуру, стремятся к достижению высоких результатов совместной деятельности.     

Например: В плеяду выдающихся лидеров входил Герб Келлегер, исполнительный директор Southwest Airlines. Г. Келлегеру удалось создать в Southwest Airlines мощную культуру, основанную на простых принципах: клиент должен получить то, в чем он нуждается, а сотрудники — наслаждаться своей работой. Г. Келлегер был уверен, что каждый его подчиненный — уникальная личность. Каждый сотрудник Southwest Airlinesзнает, что если ему случится заболеть, вполне вероятно, что с визитом к нему заглянет исполнительный директор. Производительность труда в Southwest Airlines очень высока во многом благодаря тому, что ее руководитель не устает повторять и делом доказывать, что настоящие герои его компании стоят за стойками, а не сидят за столами. Каждый работник имеет право взять на себя ответственность, самостоятельно разрешать собственные проблемы и быть лидером. Носильщик, который хорошо выполняет свою работу, считается точно таким же лидером, как и хороший менеджер. 

4) Контроль: за качеством, производительностью, финансовый. Контроль означает наблюдение за действиями работников, точным следованием организации по выбранному курсу и достижением поставленных целей, а также внесение необходимых коррективов.     

Недостаток  внимания к выполнению функции контроля или отсутствие необходимой информации могут привести к возникновению серьезных проблем. Например: Роберт Фомон, долгое время работавший исполнительным директором в компании Е. F. Hutton и придерживающийся авторитарного стиля руководства, отказался от внедрения систем контроля, так как хотел лично отслеживать работу менеджеров высшего звена. Однажды он пересмотрел планы оплаты и дополнительного вознаграждения более чем 1 тыс. работников. Но компания развивалась, и один, пусть самый высший руководитель уже не имел возможности контролировать ее деятельность. Проведенные по инициативе клиентов проверки вскрыли множество случаев мошенничества менеджеров Hutton с чеками. Вдобавок ко всему обнаружилось, что командировочные расходы одного из ее руководителей только за один год превысили $ 900 тыс. Результаты проверок привели к уходу Р. Фомона с занимаемого поста, а Е. F. Hutton так и не сумела до конца оправиться от удара. [2, c. 19-23]    

На  базе общих функций в каждом отделе разрабатываются специальные функции. По признаку процессов управления специальными функциями являются: управление основным производством, вспомогательным производством, материально-техническим обеспечением, капитальным строительством и т.д. По признаку объекта  управления: управление предприятием, цехом, службой, отделом, бригадой и т.д. По признаку элементов производственно-хозяйственной деятельности - управление трудом, предметами и орудиями труда, информацией. [1, c. 29] 

 

 

 

 

 

Сущность, цели и задачи менеджмента

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Московский государственный унивесИтет

путей сообщения (МИИТ)

 

Институт управления и информационных технологий (ИУИТ)

 

Кафедра «Экономика, организация и управление

производством»

 

Лабораторная  Работа №1

по дисциплине

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

 

Выполнил: студент гр. УМН-211

 

МОСКВА 2009

СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА1

 

1. Сущность  менеджмента

2. Основное  содержание общих целей и ограничений

3. Миссия  организации: сущность, содержание

4. Нормативные  требования к управлению и  политика деятельности фирмы

5. Этика  и культура фирмы

6. Задачи  и этика поведения профессиональных  менеджеров

7 Контрольные вопросы

 

 

Примечание: Логическая структура раздела

 

 

 

1. Сущность менеджмента

 

Менеджмент (управление) - воздействие  одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами  ответственности за результативность воздействия (см.рис.).

 

 

 

Кольцо  управления

Управление  включает три аспекта:

- «кто»  управляет «кем» (институциональный  аспект);

- «как»  осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

- «чем»  осуществляется управление (инструментальный  аспект).

Пожалуй, центральным моментом роли менеджера  в управлении является понимание  им своей общей компетенции. Ясно, что общая компетенция менеджера не может представлять из себя простую сумму частных компетенций сотрудников. Однако эти компетенции безусловно связаны друг с другом. Менеджер должен обладать той суммой знаний из частных компетенций, которая позволяет принимать ему оперативные и стратегические решения, т.е. знать основы взаимозависимости частных компетенций, их значимость в бизнес-процессе, ключевые ресурсные ограничения и риски, связанные с ними.

В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения, они выполняющие  следующие основные задачи в управлении:

- сопоставление  существующего состояния с желаемым («Где мы?» и «Куда идем?»);

- формирование  руководящих требований к действиям  («Что надо сделать?»);

- критериев  принятия решений («Какой путь  лучший?»);

- инструментов контроля («Куда мы в действительности пришли и что из этого следует?» (см.рис.1).

 

 

Рис. 1. Сущность менеджмента

 

2. Основное содержание общих  целей и ограничений

 

Цели и ограничения по смыслу очень близки друг другу.

Цель - генеральный императив действий, описывающий будущее состояние  или процесс как объект, желаемый для достижения.

Ограничение- конкурирующая главной цель из разряда  второстепенных, противоречащая ей, достижение которой нежелательно.

Классификация целей может осуществляться:

- по  охватываемой сфере (общая, частная  цели);

- по  значению (главная, промежуточная,  второстепенная);

- по  количеству переменных (одно- и многоальтернативная);

- по  предмету цели (рассчитана на общий или частный результат).

Типичные  результативно-хозяйственные цели:

- стремление  к доходу;

- стремление  к имущественному состоянию (например, доведение фирмы до состояния,  обеспечивающего возможность ее  выгодной продажи);

- стремление  к увеличению оборота;

- стремление  к снижению расходов.

Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели.

Ограничения могут задаваться самой фирмой и  извне (соблюдение законов).

Формулировка  целей и ограничений является важной задачей менеджмента. При этом следует четко определить:

- содержание  цели;

- ее  размер (максимум, минимум, уровень);

- временные  параметры;

- пространственные  характеристики;

- персональную  привязку;

- ранг  в иерархии целей.

Примечание: Пример. Зам. руководителя фирмы по маркетингу (персональная привязка) должен в 2005г. (временная привязка) на территории Ростовской обл. (пространственная привязка) путем продажи продукции (содержание) увеличить оборот фирмы (содержание) не менее чем на 20% (размер цели).

Как правило, цель ставится не одна, а в группе с многими другими (система целей). Соответственно возникает проблема их взаимодействия на одном уровне (горизонтальные связи) и по иерархии (вертикальные).

Горизонтальные  связи могут быть:

- идентичными  (реализация одной приводит к реализации другой);

- комплементарными (гармония - осуществление одной  способствует осуществлению другой);

- индифферентными  (нейтралитет - между целями нет  связи);

- конкурентными  (конфликт);

- антагонистичными (взаимоисключение).

На рис. отражены связи между целями.

 

 

 

Связи между целями

Выбор цели представляет, как правило, некий  процесс компромиссов между интересами различных групп (см.рис.).

 

 

 

Основные  группы, влияющие на определение цели фирмы

 

3. Миссия организации: сущность, содержание

 

Миссия организации – выражение  ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства. Она устремлена в будущеее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Таким образом, центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации?

Пример  определения миссии фирмы является «Наше кредо» фирмы Johnson & Johnson:

Мы полагаем, что наша первая ответственность перед врачами, медсестрами и пациентами, матерям и отцами и всеми другими, кто использует наши продукты и услуги. Мы должны постоянно снижать наши издержки с целью поддержания обоснованных цен. Потребительские заказы должны удовлетворять полностью и точно.

Наши  поставщики и дистрибьюторы должны иметь возможность делать достойную  прибыль.

Наша  ответственность перед нашими служащими, мужчинами и женщинами, которые  работают с нами во всем мире. Каждый должен рассматриваться как индивидуальность. Мы должны охранять их занятости. Компенсации должны быть справедливыми и адекватными, а условия труда здоровыми, упорядоченными и безопасными. Служащие должны себя чувствовать свободно, вносить свои просьбы и предложения. Равным образом они должны иметь возможности для работы, развития и карьеры в соответствии с их квалификацией.

Мы должны обеспечить компетентный менеджмент и  действовать этично и в рамках закона.

Наша  ответственность перед общинами, где мы работаем и живем, равным образом  и перед мировым сообществом.

Мы должны быть хорошими гражданами, поддерживать хорошие дела и вносить свою долю налогов.

Мы должны улучшать жизнь, здравоохранение и  образование, защищать доступными мерами окружающую среду и природные  ресурсы.

Наша  финальная ответственность перед акционерами. Бизнес должен давать ощутимую прибыль. Мы должны экспериментировать с новыми идеями, исследования должны поддерживаться, инновационные программы развиваться, а ошибки оплачиваться.

Новое оборудование должно внедряться, продуктам должны придаваться новые качества. Должны создаваться резервы на непредвиденные случаи.

Когда мы будем действовать в соответствии с этими принципами, акционеры  должны получать хороший доход.

 

4. Нормативные требования к управлению  и политика

деятельности фирмы

 

Важной задачей управления фирмой является определение ее политики деятельности. Это совокупность всех нормативных требований и способов их осуществления (собственно политика фирмы).

Нормативные требования к управлению включают:

- принципы  предпринимательской деятельности;

- основные  цели, объекты, сферы деятельности;

- требования  к ее организации.

Основные  принципы предпринимательской деятельности:

- четкое  представление смысла предпринимательской  деятельности;

- отношение  менеджеров к участникам предпринимательской деятельности (например, готовность нести ответственность за работников фирмы и перед вкладчиками капитала);

- отношение  к окружающей среде (к партнерам  по рынку, общественной и экономической  среде);

- восприимчивость  к НТП;

- готовность к риску.

Принципиальные  требования к организации деятельности фирмы:

- к способу  управления (например, авторитарный  или демократичный);

- в области  инноваций (например, текущее, гибкое  или жесткое планирование);

- в среде  информации (открытость, секретность);

- принципы  мотивации;

- организационные  структуры;

- принципы  контроля.

На основе общих принципов (shared value) фирма разрабатывает  свою структуру, определяет необходимые  отличительные преимущества (искусства - skills), стратегию деятельности, систему управления, стиль работы сотрудников (их мотивацию, культуру, процедуры деятельности и т.д.).

Консультативная фирма МакКинсей отразила это  в виде рамочной конструкции 7S (см.рис.).

Реализация  нормативных требований к отдельным  сферам управления определяет структурную политику фирмы и конкретные политики в отдельных сферах деятельности.

К структурной  политике относят:

- политику  создания фирмы (цели, решения,  средства);

- политику  местоположения фирмы;

- политику  ее правовой формы;

- политику  отношения собственника к предприятию;

- кооперационную  политику с другими фирмами;

- политику  концентрации и разукрупнения;

- политику  ликвидации фирмы.

 

 

Взаимосвязь различных сторон деятельности фирмы

Конкретные  политики действий включают:

- политику  приобретения (сырья, материалов, услуг  и т.д.);

- инвестиционную  политику;

- политику  запасов;

- политику  в области оборудования;

- кадровую  политику;

- финансовую  политику;

- производственную политику (система и тип производства, размер партий, технологические процессы, оперативное управление);

Информация о работе Понятие и сущность менеджмента