Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:06, контрольная работа
C легкой руки американцев, а также российской профессуры, журналистов, работодателей, маркетологов образовательных учреждений английское слово «менеджмент» стало известно сегодня практически каждому человеку, желающему получить образование. Менеджмент в упрощенном понимании -- это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Стратегическое управление включает: И.Н. Герчикова. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1995, 478 с.
выработку цели менеджмента;
прогнозирование как предвидение результатов развития, совершающегося под действием существующих факторов;
перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели.
Оперативное управление включает деятельность по реализации вышеуказанных мер, которая подразделяется на:
организацию как создание нужной структуры и необходимых ресурсов;
руководство как распорядительство (мотивация) в условиях созданной структуры.
Контроль включает анализ достигнутых результатов (обратная связь) и выступает как исходный пункт нового цикла управления.
Эффективный менеджмент предполагает единство всех видов и стадий процесса управления как единство экономического, организационно-технического и социально-психологического аспектов управления.
Содержание
Введение
1. Понятие и сущность менеджмента
2. Основные категории менеджмента
3. Виды менеджмента
Заключение
Список литературы
Введение
Менеджмент
- это вид деятельности человека,
который имеет общие и
Процесс движения России к рыночной экономике необратим. Россия сейчас проходит тот эволюционный путь, который страны с развитой экономикой прошли полвека тому назад. В России нет продолжительного опыта управления предприятиями в условиях рыночной экономики. Именно поэтому имеют место такие "болезни", как:
· спрос не изучен, непонятен. Наличие спроса определяется по факту, результатам продаж;
· уверенность в том, что в нынешней ситуации в России не может быть и речи об установлении долгосрочных целей по сохранению и развитию бизнеса;
· отсутствуют объективные оценки деятельности управленцев. Непонимание огромного вреда, наносимого аттестацией;
· нет практики ротации руководителей внутри организаций. Не развивается школа руководящего резерва;
· не используется
в должной мере управленческий учет
для анализа эффективности
Особенности российского менеджмента определяются:
· чрезвычайно
высокой скоростью протекания социально-экономических,
политических и др. процессов, определяющих
среду существования
· комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;
· культурная среда,
особенности общественного
Воздействие факторов
внешней и внутренней среды придало
российскому менеджменту
Россия сейчас находится в положении "догоняющего" и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.
Российские менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия. В этом состоит актуальность темы исследования.
Цель работы -- раскрыть сущность, основные категории и виды менеджмента.
Поставленную цель раскрывают следующие задачи:
- дать определение
менеджменту, раскрыть его
- раскрыть основные понятия менеджмента;
- дать классификацию видам менеджмента.
1. Понятие и сущность менеджмента
При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием.
В англо-русском
словаре есть слова manage (заведовать, руководить), manager (
Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).
Например, мы говорим: "менеджмент предприятия* или "управление предприятием", но только "управление автомобилем".
Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целейОрлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - с.5. В. Зигерт дает такое определение: «Управление - это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем»Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов / Пер. с нем. - М.: Экономика, 1990. - 456 с.. К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению. Более того, целеполагание - одна из основных обязанностей менеджеров, особенно первых руководителей.
Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
1. рыночные механизмы
развития экономики,
2. гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без:
· ориентации на человеческий фактор,
· высокого профессионализма,
· творчества менеджера.
Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия. Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать".
В современной специальной литературе рассматривается множество функций менеджмента, например: прогнозирование, целеполагание, планирование, организовывание деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ. Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера.
Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление - это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления - это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результатаМенеджмент / Под ред. Ж.В. Прокофьевой. - М.: Знание, 2000. - с.12.
Управление как процесс
Выполнение
функций менеджмента
Управление - это менеджеры
Менеджмент нередко отождествляют с людьми (менеджерами), профессионально выполняющими управленческие функции. Как субъекты управления, менеджеры играют в организации ряд ролей, среди них:
1. роль принимающего
решения. Менеджеры несут
2. информационная
роль. Деятельность менеджера
3. межличностные роли. Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти. Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но "один в поле не воин". Именно поэтому менеджер должен обладать такими личностными характеристиками, как
· высокое чувство долга и преданностью делу;
· честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
· умение выражать свои мысли и убеждать;
· уважительное отношение к персоналу;
· способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и др.
В зависимости от позиции менеджера в организации, характер реализуемых функций может быть различным, но каждый менеджер при этом принимает решения на основе собранной информации и руководит организацией выполнения принятого решения, взаимодействуя с персоналом.
Управление - это аппарат управления
Аппаратный подход к менеджменту фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями управления, на полномочиях и ответственности работников, занимающих различные позиции (должности) в аппарате.
Менеджмент - это наука управления
Менеджмент как область самостоятельных знаний, как наука сформировался в конце XIX в. Научная дисциплина "менеджмент" представляет собой совокупность эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности. В разные периоды времени перед управленцами-практиками возникали проблемы, решения которых лежали за пределами их опыта, что вынуждало практиков обращаться за помощью к ученым. Например, в начале XX к. одной из основных проблем было повышение производительности труда, в то время как в конце XX в. - проблемы гибкости и адаптивности постоянным изменениям внешней среды, которая в конечном счете переросла в проблему управления средой организации. Таким образом, в начале XX в. появились такие научные школы, как школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений, школа количественного подхода. Дальнейшее развитие принципы менеджмента, сформулированные в рамках этих научных школ, получили в процессном, системном, ситуационных и др. современных подходах менеджмента.
2. Основные категории менеджмента
Категории менеджмента - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации.
Основные категории менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.
Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).
Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления) Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2003. - 368 с..
Характеристику объектов менеджмента проводят с позиции трех аспектов: вида объекта, функциональных областей и уровней объекта.
При этом различают следующие виды объекта управления:
· операция;
· проект;
· система.
Функциональные области деятельности объекта:
· маркетинг;
· производство;
· финансы;
· кадры;
· НИОКР.
Уровни объекта управления:
· рабочее место;
· участок;
· цех;
· производство;
· предприятие;
· объединение.
По признаку содержания различают менеджмент:
1. нормативный - предусматривающий разработку и реализацию философии организации, т.е. миссию ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурсной нише рынка и формирование общих стратегических намерений;
2. стратегический - предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией;
3. оперативный менеджмент - предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему.
Функции менеджмента
определяют устойчивый состав специфических
видов деятельности управленческой
деятельности, характеризующихся