Понятие операционный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:12, контрольная работа

Краткое описание

Термины «управление операциями», «операционный менеджмент», «управление производством», и «производственный менеджмент» равнозначны и взаимозаменяемы.
Объектом производственного менеджмента является производство и производственные системы.
Производство это целенаправленная деятельность по созданию чего-либо полезного.
Производственная система это целенаправленный процесс, превращающий отдельные элементы в полезную продукцию.

Файлы: 1 файл

lecture01o.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Операционный  менеджмент и логистика  Лекция 1

Понятия операционного менеджмента

 

Термины «управление операциями», «операционный менеджмент», «управление производством», и «производственный менеджмент» равнозначны и взаимозаменяемы.

  • Объектом производственного менеджмента является производство и производственные системы.
  • Производство это целенаправленная деятельность по созданию чего-либо полезного.
  • Производственная система это целенаправленный процесс, превращающий отдельные элементы в полезную продукцию.

Любое производство связанно с операцией.

  • Операция есть процесс методов или ряд действий главным образом практического характера.
  • Операционный менеджмент это деятельность по управлению процессом приобретения материалов, их превращение в готовый продукт и поставкой этого продукта покупателю.

 

Всякая полезная деятельность связана с переработкой чего-либо. Например, переработка информации в финансовой сфере, издательском бизнесе, при оказании услуг (парикмахерских, медицинских). В процесс переработки вовлекаются даже покупатели.

Операционный менеджмент это все виды деятельности, связанные с преднамеренным преобразованием, перетрансформацией материалов, информации или покупателей. Операционный менеджмент заключается в эффективном и рациональном управлении любыми операциями. Степень участия в них физических товаров по большому счету не важна. Теория одинаково применима как для больничной палаты, или страховой конторы так и для заводского цеха или фабрики.

Операционный менеджмент заключается как в эффективном, так и в рациональном управлении любыми операциями.

  • Рациональность это достижение целей или удовлетворение потребностей использованием минимума ресурсов.
  • Эффективность может быть определена как достижение поставленных перед системой целей, в общем смысле эффективность это удовлетворение потребностей покупателей.

 

Повышение эффективности  увеличивает доход за счет большей конкурентоспособности организации. Повышение рациональности, несомненно, сокращает затраты, но это никогда на должно делаться в ущерб эффективности.

Без правильного применения принципов операционного менеджмента организация может быть прибыльной лишь благодаря счастливой случайности.

 

 

Функции управления организацией

 

Управление производством  и услугами являются ключевой функцией общего управления организацией. К другим функциям управления относятся: управление маркетингом, управление финансами, управление человеческими ресурсами, управление информационными ресурсами.

Управление производством  и услугами обеспечивает согласованность  между операциями или процессами и выполняет общие функции, возникающие в жизнедеятельности в производственной или в сервисной системе в целом.

Операционная  функция это основа основ любой организации. Она взаимодействует со всеми остальными ее функциями. Кадры и закупки можно рассматривать как сервисные функции по отношению к основным операциям, т.е. как услуги. В то время как финансы не только представляют собой услугу, но и выполняют контролирующую функцию.

 

 

Структура производственного  процесса.

 

Производственный  процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных основных вспомогательных и обслуживающих процессов труда и орудий труда в целях создания потребительских стоимостей, полезных предметов труда, необходимых для производственного или личного потребления.

Основные производственные процессы это та часть процессов, в ходе которых происходит непосредственное изменение форм, размеров, свойств внутренней структуры предметов труда и превращение их в готовую продукцию. Например, на станкостроительном заводе это процессы изготовления деталей и сборки из них узлов, под-узлов и изделий в целом. К вспомогательным производственным процессам относятся такие процессы, результаты которых используются либо непосредственно в основных процессах, либо для обеспечения их бесперебойного  или эффективного осуществления. Примерами таких процессов являются: изготовление инструментов, приспособлений, штампов, средств механизации и автоматизации собственного производства, запасных частей для ремонта оборудования, производства на предприятии всех видов энергии.

Обслуживающие производственные процессы это процессы труда по оказанию услуг, необходимых для осуществления основных и вспомогательных производственных процессов. Например, транспортировка материальных ценностей, складские операции всех видов, технический контроль качества продукции, и др.

Основные вспомогательные  и обслуживающие производственные процессы имеют разные тенденции развития и совершенствования. Многие вспомогательные производственные процессы могут быть переданы специализированным заводом, что в большинстве случаев обеспечивает экономически более эффективное их производство. С повышением уровня автоматизации и механизации основных и вспомогательных процессов обслуживающие процессы постепенно становятся неотъемлемой частью основного производства, играют организующую роль в гибких автоматизированных производствах. Основные, а в некоторых случаях и вспомогательные производственные процессы, протекают в разных стадиях или фазах. Стадия – это обособленная часть производственного процесса, когда предмет труда переходит в другое качественное состояние. Например, материал переходит в заготовку, заготовка в детали и т.д. Основные производственные процессы протекают в следующих стадиях:

 

  • Изготовительная
  • Обрабатывающая
  • Сборочная
  • Регулировочно–настроечная

 

Изготовительная стадия предназначена для производства заготовок деталей. Она характеризуется весьма разнообразными методами производства. Например, раскрой или резка заготовок деталей из материала, изготовление заготовок методами литья, штамповки и т.д. Основная тенденция развития технологических процессов на этой стадии заключается в приближении заготовок к формам и размерам готовых изделий. Орудиями труда на этой стадии являются отрезные станки, прессово-штамповочное оборудование и другие.

Обрабатывающая  стадия – вторая в структуре обработочного процесса, включает механическую обработку. Предметом труда здесь являются заготовки деталей, орудиями труда на этой стадии в основном являются различные металлорежущие станки, печи термической обработки, аппараты для химической обработки  в результате выполнения этой стации деталям придаются размеры соответствующие заданному классу точности.

Сборочная стадия это производственный процесс, в результате которого, получаются сборочные единицы, под узлы, узлы, блоки или готовые изделия. Предметом труда на этой стации являются детали и узлы собственного изготовления, а также полученные со стороны комплектующие изделия. Различают две основные организационные формы сборки: стационарную и подвижную.

Стационарная  сборка это когда изделие изготавливаются на одном рабочем месте, а детали подаются. При подвижной сборке изделие создаются в процессе его перемещения от одного рабочего места к другому. Орудия труда здесь не так многообразны как в обрабатывающей стации. Основными из них являются всевозможные верстаки, стенды, транспортирующие и направляющие устройства. Сборочные процессы, как правило, характеризуются значительными объемами работ, выполняемыми вручную, поэтому механизация и автоматизация – их главная задача  это совершенствования технологического процесса.

Регулировочно-настроечная (последняя) стадия проводится с целью получения необходимых технических параметров готового изделия. Предметом труда здесь являются готовые изделия или их отдельные сборочные единицы. Орудия труда – универсальная контрольно измерительная аппаратура специальные стенды для испытаний.

 

Составными элементами стадий основного и вспомогательного процесса являются технологические  операции. Деление производственного  процесса на операции, а далее на приемы и движение, необходимо для разработки технически обоснованных норм времени выполнения операции. Операция это преобразование потребляемых ресурсов, товаров и услуги.  Часть производственного процесса, которая как правило, выполняется на одном рабочем месте без переналадки и одним или несколькими рабочими (бригадой).

В зависимости от степени технического оснащения производственного процесса различают операции: ручные, машинно-ручные, машинные, автоматические, аппаратные.

Как основные, так и вспомогательные ххххххххххххххх ……. (тут меня Клоков отвлек =)) ….. состоят из основных и вспомогательных элементов операций. К основным относятся операции непосредственно связанные с изменением размеров, форм, свойств, внутренней структуры предметов труда или превращение одного вещества в другое, а также изменение местоположение предметов труда относительно друг-друга. К вспомогательным относятся операции, выполнение которых способствует протеканию основных, например перемещение предметов труда, контроль качества, снятие и установка, хранение и другие.

В организационном отношении основные и производственные процессы условно  подразделяются на простые и сложные. Простыми называются процессы, в которых предметы труда подвергаются последовательному ряду связанных между собой операций, в результате чего получаются  частично готовые продукты труда. Сложными называются процессы, в которых получаются готовые продукты труда путем соединения частных продуктов, т.е. получаются сложные изделия (станки, машины приборы и т.д.). Движение предметов труда в производственном процессе осуществляется так, что результат труда одного рабочего места становится исходным предметом для другого, т.е. каждый предыдущий во времени и пространстве дает работу последующему. Это обеспечивается организацией производства. От правильной и рациональной организацией производственных процессов зависят результаты приозводствено-хозяйственной деятельности предприятия, экономические показатели его работы, себестоимость продукции, прибыль и рентабельность производства,  величина незавершенного производства и размер оборотных средств.

 

Виды моделей  производства и предоставления услуг

 

Процессы производства и предоставления услуг могут быть описаны различными моделями. К числу базовых моделей следует отнести:

 

  • Каноническая
  • Кибернетическая
  • Иерархическая
  • Сетевая

 

Каноническая модель описывает взаимосвязи процесса производства и предоставление услуг  с внешней средой.

Рис. 1. Каноническая модель процесса производства (сервиса)

Каноническая  модель включает процесс (производственная или сервисная операция) внешнюю среду, входы (ресурсы) и выходы (продукция). К числу основных ходов производственного или сервисного процесса относятся 4 вида потребляемых ресурсов:

 

  1. материальные (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия)
  2. энергетические (энергия, топливо и  д.р.)
  3. информационные (техническая, технологическая, экономическая, управленческая и др. виды информации)
  4. финансовый (бюджетное осигнование, кредиты, инвестиции, и т.д.)

 

Параметры производственного или сервисного процесса определяются его потенциалами. В случае отсутствия стартового потенциала. Технологического или кадрового, к ресурсам добавляются технологические или трудовые ресурсы, используемые в течении нескольких производственных циклов. К выходам процесса относятся продукция, т.е. товары или услуги.

Объект управления управляемой  системы может быть представлен  в виде канонической иерархической  или сетевой модели. Каноническая модель определяет внешнюю структуру объекта управления и характеризует его связи со средой, которые осуществляются через входы и выходы управляемой системы. Входы и выходы можно рассматривать как связи производства (или сервиса) с внешней средой: потоки ресурсов на входе и продукции и услуг на выходе – регулярные, а возмущающие воздействия на входе и выходе – случайные связи.

Объектом управления являются операционные подразделения, ответственные за выпуск товаров и предоставление услуг. Это структурные элементы производства, цехи отделы, группы исполнителей, а  также процессы исследования, разработка, испытания, сбыт продукции и услуг, обеспечение организации ресурсами. Объект управления включает перерабатывающую подсистему, выполняющую производительную работу, связанную с превращением ресурсов в продукцию и подсистем обеспечения, выполняющую функции обеспечения перерабатывающей подсистемы. В этой модели производственный или сервисный процесс рассматривается как черный ящик, т.е. как объект, внутренняя структура которого нам не известна. Внешняя среда включает все проявления, которые непосредственно связаны с исследуемым объектом. Центральными элементами внешней среды, взаимодействующими с производственными или сервисными операциями, являются поставщики (входы) или потребители (выходы). Внешняя среда в этой модели не структурируется.

 

Кибернетическая модель позволяет разделить описание производства или сервиса предприятий на две составляющие: производство или услуги, Как объект управления и управление процессом (система управления и разделение внешних связей на детерминированные и случайные).

Рис. 2. Кибернетическая модель предприятия

 

Информация о работе Понятие операционный менеджмент