Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 10:52, реферат
Экскурсионный менеджмент – это система управления деятельностью туристско-экскурсионной организации в условиях рынка. Направленность деятельности туристско-экскурсионной организации определяется характером туризма: международная или внутренняя, активная (прием и обслуживание) или пассивная (отправка туристов на обслуживание в другие туристско-экскурсионные организации).
Понятие
экскурсионного менеджмента
Экскурсионный
менеджмент – это система управления
деятельностью туристско-
С учетом потребительского спроса и дифференциации обслуживания создаются различные виды туристского продукта (туристско-экскурсионных услуг). Они предоставляются или непосредственно туристским предприятием, или любым другим (посредником). Туристско-экскурсионной услугой является и экскурсия.
Разработка туристского продукта, в т. ч. и экскурсионного, - сложный многоступенчатый процесс, требующий комплексного системного анализа. Он осуществляется при выполнении ряда условий:
-) важно иметь
представление о
-) определить
вид, форму и элементы
-) определить
потребительские качества
Процесс разработки
и внедрения в практику туристского
продукта включает 4 этапа: исследование
спроса, разработка м эксперимент, обучение
кадров для предоставления новой
услуги и технологической проработки
процесса обслуживания, организация
рекламы и сбыта новой
Сбыт туристского продукта – это комплекс мер, предпринимаемых туроператором для обеспечения прохождения продукта от производителя к потребителю. Туроператор разрабатывает туристский продукт (организует экскурсии, предоставляет услуги транспорта, питания, музеев и т. д..) и реализует его через собственную организации. Или через посредников (турагентов); организует мероприятия по продвижению своего продукта (изучает рынки сбыта, устанавливает прогноз по реализации турпродукта).
Деятельность
по сбыту включает: выбор каналов
сбыта, посредников, разработку предложений,
передачу готовых предложений
Турагент реализует продукт туроператора, но может и самостоятельно создавать и реализовывать турпродукт, т. е. Быть в данном случае туроператором.
Продвижение туристского
продукта на рынок включает различные
тактические и стратегические средства,
имеющие цель укрепления на рынке
позиций туристской организации. Различают:
непосредственное продвижение продукта
(продавец – покупатель); косвенное,
включающее материальные затраты (разработка
рекламно-информационного
Качество туристского
продукта во многом зависит от менеджмента
туристско-экскурсионной
Функция планирования реализуется в процессе определения целей организации и путей их достижения, анализа ситуации, выработки планов, программ.
Организационная
функция связана с созданием
туристско-экскурсионной
Координационная функция направляет работу людей в необходимое русло.
Чтобы процесс
активизировать, необходимо задействовать
еще одну функцию менеджмента
– стимулирующую. В ее рамках с
помощью системы поощрения и
наказания работники
Тщательная проверка итогов работы, выявление различного вида опасностей, успехов и неудач происходит с помощью контрольной функции менеджмента.
Инновационная функция менеджмента связана с освоением и внедрением в производство новейших достижений в области техники и технологии методов организации труда и управления людьми. Ее выделение в качестве самостоятельной обусловлено необходимостью резкого повышения темпов и качества обновления всех сторон деятельности туристско-экскурсионной организации.
Маркетинговая функция охватывает практически все сферы деятельности туристско-экскурсионной организации в той мере, в какой они влияют на реализацию товаров, исследование, разработку, производство, сбыт, предоставление услуг.
Все функции
тесно взаимосвязаны и поэтому
для их успешного осуществления
от менеджеров требуется обладание
хорошими профессиональными знаниями
и навыками, педагогическими и
психологическими способностями, чувством
нового, чтобы гармонично сочетать
использование материальных и людских
ресурсов в интересах достижения
поставленной цели.
1.1
Функции управления
и структура туристско-
Управление бывает
стратегическим и оперативным. В
результате стратегического управления
создается потенциал туристско-
Структура современного туристско-экскурсионного предприятия определяется несколькими принципами. В них наряду с территориальными присутствует и функциональный, в соответствии с которым структура определяется видами деятельности (производство, сбыт, финансы) и зависит от целей и задач предприятия.
Все большее
разделение труда приводит к тому,
что происходит все большая специализация
этих видов, а функции дробятся на
подфункции. Функции и подфункции
организационно оформляются в подразделения,
которые представляют собой группы
людей, деятельность которых связана
с достижением определенных результатов.
Так, современная туристско-
Совокупность
определенных видов деятельности одного
уровня образует горизонтальную структуру,
координацию которой
Организационная
структура фирмы считается
Высокая степень
централизации, присущая функциональной
организационной структуре, наряду
с положительными чертами (высокие
качественные стандарты туристского
обслуживания, создание качественного
продукта) имеет отрицательные моменты
(замедляет процесс принятия и
реализации решений, сковывает свободу
предпринимательской
В переходный период развития страны положение туристского дела в корне изменилось. Выгодными, более эффективными стали относительно небольшие предприятия.
Управление современной
туристско-экскурсионной
-) уменьшение числа уровней управления и одновременно увеличением слоя высших менеджеров;
-) резким сокращением функций надзора и контроля за персоналом;
-) превращением
управления в коллективный
Таким образом, основным требованием становится делегирование полномочий, которое получило название децентрализации управления. Она присуща средним и мелким фирмам и зависит от опыта и квалификации руководителей и сотрудников.
Сложность экономических и технологических процессов требует комплексного подхода к управлению. Поэтому на помощь администрации приходят различные специалисты (юристы, социологи, экономисты, бухгалтеры).
В идеале административный
персонал фирмы должен быть минимальным,
но увеличение ее размеров, разнообразие
продукции, числа клиентов и поставщиков
приводят к росту числа связей,
объема поступающей информации, масштабов
аналитической деятельности. В этих
условиях численность аппарата растет
гораздо быстрее, чем фирма в
целом, и в этом кроется одна из
основных причин бюрократизации системы
управления.
1.2
Технология принятия
и реализации управленческих
решений
Главная обязанность
руководителей туристского
Управленческое решение может быть организационным, запрограммированным, незапрограммированным, компромиссным.
Запрограммированное
решение уже практически
Незапрограммированное решение приходится принимать в новых, часто неожиданных условиях. Эти решения индивидуальны, требуют опыта, собранности, решительности.
Для успешного решения проблемы необходимо:
· своевременно заметить и проанализировать проблему, выяснить, что привело к ее возникновению, и стремиться к ее решению;
· постоянно оценивать эффективность процесса принятия решения
· не принимать нескольких решений по одному вопросу;
· привлекать к
процессу принятия решения сотрудников
с учетом соответствия их квалификации
и не забывать отмечать их успехи.
1.3
Цели, задачи, стратегия
и методология
туристско-экскурсионной
организации
Цели туристского предприятия являются отражением места и роли его в общественной системе и определяются запросами покупателей и клиентов.
Так как в мире все постоянно меняется: условия жизни, техника и технология производства, финансовая ситуация, вкусы и привычки людей, то и цели должны пересматриваться, чтобы не прийти в противоречие с современными требованиями общества.
Цели туристско-экскурсионной организации должны отвечать ряду требований:
· конкретность;
· четкая дифференциация во времени (долгосрочные – свыше пяти лет, среднесрочные – от года до пяти, краткосрочные – в пределах года);
· достижимость с учетом имеющихся материальных, финансовых, людских и иных ресурсов;
· соответствие общим условиям деятельности фирмы, ее традициям, концепции;
· нацеленность на объединение, взаимную поддержку членов коллектива, а также ожиданиям партнеров и общественности.
Большое значение
в деятельности туристско-экскурсионной
организаций имеет методология.
Она подразделяется на нормативную
(методические рекомендации, нормы, правила
и предписания, касающиеся экскурсионно-методической
деятельности) и описательную (обобщения
опыта экскурсионно-
Знание требований
методологии является обязательным
для методистов и экскурсоводов.
Нормативная методология
Над созданием
методологии работают многие исследователи
туристско-экскурсионной