Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 10:52, реферат
Экскурсионный менеджмент – это система управления деятельностью туристско-экскурсионной организации в условиях рынка. Направленность деятельности туристско-экскурсионной организации определяется характером туризма: международная или внутренняя, активная (прием и обслуживание) или пассивная (отправка туристов на обслуживание в другие туристско-экскурсионные организации).
1.10
Использование новых
форм обслуживания
Важным резервом дальнейшего расширения туристско – экскурсионного обслуживания населения является использование новых форм.
Широкие возможности для бюро открывает организация путешествий по местным маршрутам выходного дня. Эта форма рассчитана в основном на организацию еженедельного отдыха, когда поездка продолжается не более двух суток – субботу, воскресенье или другие дни отдыха на предприятии. Для маршрутов выходного дня исключением по длительности являются праздничные дни.
Неиспользованные резервы для размещения туристов и возможность использования различных видов транспортных средств, обширная география поездок, большой выбор экскурсионной тематики, обилие памятных мест открывают широкие перспективы перед маршрутами выходного дня. Разработка новых маршрутов – это резерв многоразового использования, однако для этого необходимо обеспечить высокое качество их проведения и прежде всего определить тот познавательный материал, которым будут обогащены участники путешествий.
Значительную аудиторию привлекают циклы экскурсий. В цикл включают от четырех до десяти экскурсий.
Участие в экскурсиях определенного цикла позволяет экскурсантам получить более глубокие знания по интересующей их проблеме или целой отрасли знаний. Все экскурсионные циклы подразделяются на три вида:
1. общеобразовательный, рассчитанный на смешанную группу без учета образования, возраста, интересов, состоящий из разных тем;
2. тематический – литературный, архитектурный, исторический;
3. для определенной группы участников.
Широкое развитие
получили общеобразовательные циклы.
Они строятся по принципу: обо всем
интересном – понемногу. В такие
циклы включаются следующие экскурсии:
городская, обзорная, городская тематическая,
производственная и загородная. Рассчитан
цикл на приезжих туристов и на экскурсантов
из числа местного населения. Цикл дает
возможность всесторонне
Большую популярность приобретают тематические циклы экскурсий, которые обеспечивают комплексное освещение вопросов искусства, культуры.
Могут быть разработаны экскурсионные циклы, посвященные современности.
Интересны циклы, построенные на дифференцированном подходе к экскурсионному обслуживанию населения, направленные на удовлетворение интересов конкретного круга участников.
Значительный
резерв дальнейшего расширения туристско
– экскурсионного обслуживания населения
– привлечение к ведению
Значительным резервом роста объемов экскурсионного обслуживания является контингент отдыхающих на туристских базах. Бюро, которым поручена организация плановых экскурсий на туристских базах, должны добиваться проведения экскурсий, включенных в программу обслуживания и стоимость туристской путевки и привлекать к участию в них всех туристов.
Не менее важна и другая сторона дела – организация на турбазах дополнительных экскурсий с оплатой их стоимости.
Работникам бюро,
которые отвечают за этот участок
обслуживания, необходимо уделять постоянное
внимание содержанию экскурсионных
программ, перерабатывать их по истечении
нескольких лет, заменять одни экскурсии
другими. Делать это надо утверждения
хозяйственно – финансового плана;
изменения в программе
Многовариативность экскурсионного обслуживания на туристской базе (гостинице) означает, что каждому туристу предоставляется право выбрать самому одну из нескольких экскурсионных программ (экскурсий). Экскурсионные учреждения используют различные формы организации этой работы. Первая форма, когда турист, зная общую стоимость всех экскурсий, которые турбаза должна для него провести, подбирает из перечня экскурсий на ту же стоимость те, которые его заинтересовали. Например, для выбора трех плановых экскурсий ему предлагается 8 – 10 различных экскурсий.
Другая форма – к каждой из трех плановых экскурсий приложен список из 2 – 3 наименований. Турист может выбрать любую из них, в конечном счете получая три предусмотренных путевкой экскурсии.
В обеих формах
организации многовариантного обслуживания
соблюдается следующее условие:
общая стоимость экскурсий, которые
выбрал турист, не должна превышать
стоимости всех плановых экскурсий,
предусмотренных путевкой.
2.
Организация работы
персонала экскурсионного
бюро
2.1
Руководство работой
бюро
Бюро путешествий
и экскурсий возглавляет
Осуществляя руководство работой экскурсионного учреждения, директор организует обслуживание местного населения и туристов транспортными путешествиями и экскурсиями, принимает туристские группы. В этих целях он проводит следующее:
-) заключает
договоры на туристско –
-) организует
разработку новых
-) организует
экскурсионное, культурно –
-) осуществляет
постоянный контроль за
-) устанавливает
в соответствии с
-) утверждает
правила проведения
-) открывает в банках расчетные чета бюро;
-) осуществляет
хозяйственно – финансовые
-) выдает доверенности
и обязательства в пределах, утвержденных
соответствующим советом по
-) получает имущественные
и денежные ценности, а также
корреспонденцию, прибывающую
-) представляет
бюро в государственных и
-) обеспечивает
выполнение каждым работником
бюро его должностных
Одной из основных
обязанностей руководителя бюро является
правильная организация труда работников,
обеспечение необходимых
Каждое экскурсионное
учреждение независимо от своих возможностей
организует экскурсии только на территории
своего города и в районах. Экскурсионное
обслуживание групп, выезжающих в другие
города, осуществляют бюро путешествий
и экскурсий, расположенные в
этих городах. Лишь в отдельных случаях
по согласованию с администрацией бюро,
расположенных в других городах,
экскурсовод, сопровождающий группу, сам
проводит экскурсии. При этом текст
экскурсии и методическая разработка
должны быть одобрены экскурсионным учреждением,
на территории которого проводится экскурсия.
2.2
Должностные инструкции
персонала
Квалификационные требования к экскурсионному менеджменту:
1-ый уровень
– работник: экскурсовод, организатор
транспорта, организатор питания.
Стаж работы: 1-2 года (сертификат
о профессиональной подготовке)
средний уровень – специалист: менеджер музейных программ, менеджер по связям с общественностью, менеджер по расчетам. Стаж работы: 3-4 года (диплом колледжа);
3-ий уровень
– менеджер экскурсионной
1. Должностные инструкции менеджера:
Менеджер туристского отдела обязан:
-) отвечать на
рекламные телефонные звонки
подробно, четким и уверенным
голосом, разъяснять
-) разрабатывает программы пребывания в стране (странах), которые он ведет, т. е. Быть создателем группового или индивидуального тура;
-) с уважением
относиться к клиентам и
-) проверить
паспорта клиентов, уделив особое
внимание сроку окончания
-) обговорить
все детали предстоящей
-) оформлять
туристскую путевку, договор с
клиентом, заявку на тур и проездные
документы туриста
-) правильно
и своевременно вносить
-) дать точные инструкции курьеру (или взять на себя курьерские функции) по оформлению и получению виз в различных посольствах и консульствах;
-) выдавать туристам
памятку для каждого
-) все изменения
в заказанный тур вносить
-) выдавать клиентам
сопроводительную записку для
оплаты в кассу, где указывать
ФИО туриста, куда и на какой
срок вылетает, сумму подлежащую
оплате, и курс, по которому проводится
оплата. После чего выдавать на
основании предъявленного
-) своевременно
информировать дирекцию и