Понятие экскурсионного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 10:52, реферат

Краткое описание

Экскурсионный менеджмент – это система управления деятельностью туристско-экскурсионной организации в условиях рынка. Направленность деятельности туристско-экскурсионной организации определяется характером туризма: международная или внутренняя, активная (прием и обслуживание) или пассивная (отправка туристов на обслуживание в другие туристско-экскурсионные организации).

Файлы: 1 файл

Понятие экскурсионного менеджмента.docx

— 100.21 Кб (Скачать)

Пути совершенствования  методологии:

·                   совершенствование имеющейся материальной базы;

·                   создание новых прогрессивных видов услуг;

·                   решение проблем в вопросах создания и совершенствования условий труда.

Цели лежат  в основе постановки задач фирмы.

Задача деятельности турфирмы – это конкретный результат, который она должна получить в  ходе реализации цели к определенному  сроку. К задачам предъявляются  более жесткие требования, чем  к целям: измеримость (время, количество); привлекательность, служащая основой  пробуждения интереса у конкретных исполнителей; индивидуализированность; наличие ограничений (что не следует  делать при решении данной задачи).

Общая концепция  того, как достигаются поставленные цели или решаются конкретные задачи, получила название стратегии фирмы. Элементами стратегии являются: цели, стоящие перед организацией; приоритеты распределения ресурсов; предназначенных  для достижения этих целей; принципы оценки результатов деятельности; отношения  с внешним миром; внутрипроизводственные контакты; оперативное и стратегическое управление.

Одной из стратегий  туристской организацией является коммерческая, отражающая взгляд на то, как нужно  зарабатывать деньги. В ее основе лежат  маркетинговые исследования и знание производственных возможностей источников экономии ресурсов.

Любая стратегия  для своего успеха требует соответствия накопленному экономическому и научно-техническому потенциалу туристско-экскурсионной  организации и должна отражать перспективные  направления и возможности ее развития. 

1.4 Планирование и  управление 

Планирование  – это процесс принятия решений.

В переходный период речь идет о планировании в условиях рынка. По срокам действия планы делятся  на долгосрочные (стратегические), среднесрочные (тактические), краткосрочные и оперативные. Обычно планы составляются от будущего к настоящему, поэтому те из них, которые рассчитаны на более короткий срок, становятся составляющей частью перспективных и конкретизируют их.

Для любой организации  главным является стратегический план, отражающий основные направления ее деятельности и служащий ориентиром для создания совокупности специальных  программ со сроком исполнения до 5 лет.

Среднесрочные планы (сроком до одного году) конкретизируют стратегические. В основе их составления  лежат не абстрактные цели, а реальная ситуация: рыночная конъюнктура, хозяйственные  договоры, финансовые риски; детализируются частные стратегии фирмы, инвестиции, разработка новых туристских продуктов, создание рекламы; использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов; сбыт продукта, стратегия в области кадров.

Краткосрочные планы составляются на срок от нескольких недель до одного месяца. Они предназначаются  для регулирования текущего использования  ресурсов.

Оперативные планы  определяют каждодневную загрузку людских  и материальных ресурсов. С повышением гибкости производства, быстрой сменой ассортимента продукта их назначение растет.

Существует также  планирование материальных ресурсов, оборудования, кадров, издержек производства, финансовое планирование.

Каждая туристская организация имеет свои цели, задачи, структуру. Например, Московское городское  экскурсионное бюро, крупный туроператор  по изготовлению туристско-экскурсионного продукта, имеет три уровня: институциональный, управленческий и технический; существует горизонтальная и вертикальная системы  управления. Каждый уровень имеет  свои конкретные функции управления, свою стратегию.

Одним из звеньев  работы туристско-экскурсионной организации  является экскурсионно-методический отдел, деятельность которого представляет собой  комплекс постоянно проводимых мероприятий, направленных на выполнение конкретных задач: разработку новых экскурсий, обеспечение их глубоким содержанием, совершенствование методики и техники их проведения, подготовку экскурсионных кадров.

Структура экскурсионно-методического  отдела состоит из самого отдела в  составе старшего методиста (менеджера), методистов, методических секций экскурсоводов  и общественного совещательного органа – методического совета и  методического кабинета.

Каждое подразделение  имеет определенные функции и  задачи. Успех заключается в слаженности  работы всех звеньев, их взаимодействии между собой.

Работа строится с учетом нормативного и стратегического  планирования туристско-экскурсионной  организации на основе годового плана. Формы работы отдела различны: семинары, лекции, конференции, учебные и показательные  экскурсии, занятия методических секций экскурсоводов, заседания методического  совета, обмен опытом. Руководит  работой отдела старший методист (менеджер).

Методисты отдела разрабатывают методическую документацию, занимаются подготовкой и повышением квалификации экскурсоводов, обобщают и распространяют опыт лучших работников, осуществляют контроль за работой экскурсоводов, работают в составе методического  совета, руководят работой методического  совета.

В состав отдела могут входить и агенты, занимающиеся реализацией туристского продукта.

Важную роль в работе отдела играют экскурсоводы, реализующие туристско-экскурсионный  продукт, качество которого во многом зависит не только от качества методической документации (методической разработки, контрольного и индивидуального  текстов, "портфеля экскурсовода"), но от профессиональных и личных качеств  самого экскурсовода.

Работа экскурсовода состоит из нескольких частей. Первая – проведение экскурсии и путевой  экскурсионной информации. Вторая –  самостоятельная подготовка к экскурсиям и повышение квалификации. Третья – работа в методической секции экскурсоводов, участие в разработке новых экскурсионных тем, переработке  уже действующих; повышение квалификации в рамках экскурсионно-методического  отдела.

Права и обязанности  работников отдела определяются должностной  инструкцией.

Основным организационным  звеном в работе экскурсоводов является методическая секция, которая создается  по тематическому принципу (историческая, искусствоведческая, литературная). Если число экскурсоводов невелико, то создается одна секция (краеведческая).

Работа секции строится согласно годовому плану и  включает основные направления деятельности (разработку новых тем экскурсий, совершенствование содержания экскурсий, обновление и дополнение материалов "портфеля экскурсовода").

Содействует повышению  теоретического уровня экскурсий, совершенствованию  методической работы – методический совет, который является общественным совещательным органом. Он принимает  участие в подготовке и проведения конференций, семинаров, совещаний, вносит предложения с целью улучшения качества подготовки прохождения туристско-экскурсионного продукта, рецензирует тексты экскурсий.

Справочно-консультативную  помощь в деятельности экскурсионно-методического  отдела оказывает методический кабинет, который является местом хранения методической документации, справочный и рекламных  материалов.

Работа методического  кабинета осуществляется по перспективным  и годовым планам, являющимся составной  частью плана экскурсионно-методической работы туристско-экскурсионной организации  и строится на основе широкого привлечения  актива.

Руководство осуществляет из методистов отдела. 

1.5 Формы контроля 

Контроль –  одна из основных функций менеджмента.

Непрерывность хозяйственной деятельности туристско-экскурсионной  организации требует, чтобы контроль, как и планирование, был не единичным  актом, а непрерывным процессом. Цикличность производства предполагает и цикличность контроля:

1.                 Установление стандартов деятельности туристско-экскурсионной организации.

2.                 Анализ результатов деятельности, достигнутых к определенному сроку.

3.                 Корректировка хозяйственных. Технологических и иных процессов в соответствии со сделанными выводами и принятыми решениями.

На практике существует три разновидности контроля: предварительный, текущий и итоговый.

Предварительный контроль предшествует активной деятельности туристской организации. Его задача – проверить готовность к началу работы производственного аппарата, персонала и управленческой системы. Управленческая система проверяется  на соответствие ее структуре организации  и качеству принятых решений. Предварительный  контроль за персоналом призван ответить, можно решить ли решить с его помощью  предусмотренные планом задачи. Контроль осуществляется на основе разработанных  требований, проверяется также понимание  работниками целей своей деятельности, знание прав и обязанностей, ответственности. Условий материального и морального поощрения. Предварительный контроль проверяет состояние материальных и финансовых ресурсов.

Текущий контроль существует в двух формах – оперативный  и стратегический. Оперативный контроль ведется за производственно-хозяйственной  деятельностью, соблюдением технологий, качеством продукции.

Стратегический  – нацелен на показатели эффективности  работы – производительности труда, фондоотдачу, рентабельность.

Третий вид  контроля – итоговый. Он связан с  оценкой выполнения планов и требует  анализа с целью получения  необходимой информации для последующих  этапов планирования. 

1.6 Оценка эффективности  экскурсионного менеджмента 

Понятие "конкурентоспособность  фирмы" включает большой комплекс экономических характеристик, определяющих ее положение на туристском рынке. Этот комплекс может включать характеристики туристско-экскурсионного продукта, а  также факторы, определяющие экономические  условия его производства и продажи.

Конкурентоспособность продукта и конкурентоспособность  фирмы – туроператора находятся  в прямой зависимости. Возможность  фирмы конкурировать на туристском рынке зависит от конкурентоспособности  ее продукта и экономических методов  деятельности.

Так как экскурсионная  фирма является и производителем, и исполнителем туристско-экскурсионных  услуг, на ее конкурентоспособность  большое воздействие оказывают:

1.                 Качество предоставления и изготовления экскурсионных услуг

2.                 Комплексные условия: возможность фирмы предоставлять потребителям скидки (социальный сегмент рынка)

3.                 Организация сбытовой сети (доступность широкому кругу потребителей, презентация нового продукта, активное участие в проведении общественных мероприятий, в выставках и ярмарках, эффективность рекламных кампаний, воздействие средствами паблик рилейшнз)

4.                 Благоприятный имидж фирмы (ее надежность, авторитет, информированность потенциальных покупателей об ассортименте продукции, воздействие товарного знака на привлечение внимания покупателей к ее продукции, выяснение мнения потребителей путем опроса)

5.                 Воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение фирмы на рынке.

Конкурентные  позиции фирмы на рынке зависят  также от той поддержки и того содействия, которые фирма получает со стороны правительственных, государственных  и местных органов управления.

Повысить конкурентоспособность  фирмы и ее продукта можно:

·                   обеспечив технико – экономические и качественные показатели, создающие приоритетность продукции фирмы на рынке;

·                   изменив качество продукта с учетом запросов и требований потребителя и повысив внимание к качеству исполнения услуг;

·                   выявив и обеспечив преимущества продукта по сравнению с аналогичным продуктом фирм – конкурентов;

·                   изучив мероприятия конкурентов по совершенствованию аналогичных услуг и разработав меры, дающие преимущества;

·                   определив возможные модификации экскурсионных услуг путем повышения качественных характеристик;

·                   использовав ценовые факторы повышения конкурентоспособности экскурсий, в том числе применяемых фирмами – конкурентами (скидки с цены, гарантии);

Информация о работе Понятие экскурсионного менеджмента