Операционный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Некоторое время назад термин “операционный менеджмент” ассоциировался только с производственным процессом. Однако интенсивный рост экономической важности широкого спектра непроизводственных отраслей привело к расширению функций операционного менеджмента. Сегодня термин операционный менеджмент относится к процессу контроля и управления процессами преобразования исходных материалов в готовую продукцию и услуги.

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_menedzhmentu.docx

— 34.73 Кб (Скачать)

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

 

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

тема: « операционный менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка  группы 2-106

                                                                                                                                       II  курса

        Лаврененкова

                             Юлия

        Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гатчина

2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Некоторое время назад  термин “операционный менеджмент”  ассоциировался только с производственным процессом. Однако интенсивный рост экономической важности широкого спектра  непроизводственных отраслей привело  к расширению функций операционного  менеджмента. Сегодня термин операционный менеджмент относится к процессу контроля и управления процессами преобразования исходных материалов в готовую продукцию и услуги.

 

Операционный  менеджмент существует с того момента, как люди начали производить товары и услуги, однако, по всей вероятности, наиболее значительным, поистине историческим событием в этой области стало  появление в начале XX века концепции научной организации управления. Эту концепцию разработал талантливый инженер и наблюдательный исследователь деятельности организаций Фредерик У. Тейлор.

Суть  философии Тейлора заключается  в том, что (1) ежедневная выработка  рабочего должна определяться в соответствии с научными законами, (2) функция управленческого  персонала заключается в разработке этих законов и использовании  их в производственном процессе, (3) функция рабочего состоит в беспрекословном  выполнении требований управленческого  персонала. Однако далеко не все современники приветствовали новую философию. Совсем напротив, некоторые профсоюзные организации были очень обижены и напуганы концепциями научной организации управления, и следует признать, что они имели для этого некоторые основания. Во многих случаях менеджеры очень быстро принимали на вооружение методы и концепции философии Тейлора, - такие как хронометрирование производственных операций, стимулирующие системы оплаты труда и т.д., - однако пренебрегали при этом своими обязанностями организовывать и регулировать выполняемую работу. Это часто приводило к занижению расценок (снижению оплаты за единицу продукции, если менеджер считал, что она завышена), переработкам и неправильно разработанным методам труда. В результате слишком бурной отрицательной реакции на все эти нарушения в 1913 году Конгресс США принял закон, запрещающий использование метода хронометрирования производственных операций и стимулирующих систем оплаты труда на государственных предприятиях. Профсоюзы, выступившие инициаторами этого закона, мотивировали свои претензии тем, что металлург по фамилии Шмидт, который принимал участие в ряде экспериментов Тейлора, связанных с хронометрированием производственных операций, умер в результате перенапряженного труда. (В качестве доказательства приводились даже фотографии его "могилы".) Впоследствии выяснилось, что Шмидт (настоящая фамилия которого Нол) жив и здоров и работал бригадиром на одном из американских предприятий. В конце концов, закон отменили.

Идеи  Тейлора получили очень широкое  распространение в тогдашней  Японии. В этой стране было продано  свыше 2 миллионов экземпляров его  книги Принципы научной организации управления . И сегодня так называемая философия тейлоризма оказывает огромное влияние на подходы к управлению производством в Японии.

Кроме Тейлора на этом этапе огромный вклад  в развитие операционного менеджмента  был сделан такими учеными, как Фрэнк  и Лилиан Гилберт и Генри Ганг. Их работы также широко известны ученым, занимающимся этой проблемой, Правда, далеко не каждый из них знает такие интересные факты, что Тейлор, будучи убежденным квакером, требовал, чтобы каждый мастер по земляным работам специально учился ругаться, что должно было помочь ему общаться с рабочими; что Фрэнк Гилберт победил чемпиона соревнований по кладке кирпича, использовав свои собственные принципы экономии движений в ходе производственного процесса, что Ганг добился признания своих заслуг президентом США за применение так называемого графика Ганта в судостроении во время Первой мировой воины.

 

 

 

 

1.Объект, предмет,  общие понятия и задачи операционного  менеджмента.

Операционный менеджмент – это целенаправленная деятельность по управлению процессом приобретения необходимых ресурсов, их преобразования в готовый продукт и доставка потребителю. 
Операционный менеджмент содержит в своей основе операции: 
•Планирования; 
•Организации; 
•Управления; 
Целью операционного менеджмента является формирование эффективной системы управления операциями в производстве. Он направлен на построение управляемых систем, которые обеспечивают выполнение необходимых действий и процедур для получения коммерческого деятельности предприятия. Объединение основных факторов и аспектов деятельности предприятия – финансовых, организационных, рыночных, технологических – требует, чтобы этот процесс осуществлялся на основе рационального управления операциями. 
Предметом операционного менеджмента является закономерности планирования, создания и эффективного использования операционной системы организации. 
В операционном менеджменте под эффективностью следует понимать определенную степень достижения поставленных целей. 
Главная цель предприятия – получение прибыли в долгосрочном периоде. 
Центральная задача предприятия – полное и своевременное удовлетворение потребностей потребителя. 
Основной принцип количественной оценки эффективности состоит в сравнении результатов проведения операции и затрат на ее осуществление. 
Эффективность может быть охарактеризована величиной ожидаемого полезного эффекта, вероятностью его достижения и затратами ресурсов, необходимых для достижения данного результата. 
Исполнители – руководители данной деятельности на уровне выполнения отдельных операций, которые обеспечивают эффективное и рациональное выполнение работ называются операционными менеджерами. 
Под «операцией» понимается процесс, метод или ряд действий практического характера или совокупность целенаправленных мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. 
Деятельность любой организации можно рассматривать как совокупность операций, которые можно сгруппировать в 4 вида деятельности: 
1. Производство (преобразование сырья в продукцию); 
2. Поставка продукта потребителю; 
3. Транспортирование (перемещение товаров и людей); 
4. Сервис.

 

 

2. Сущность операционной функции и операционной стратегии.

Понятие операционной функции  может трактоваться как действие относительно выполнения операции. Относительно операционной системы предприятия  операционная функция характеризует  действия, вследствие которых производится продукция, услуги, выполняются работы. 
Целью управления любым объектом является выбор наиболее оптимального решения. 
Операционная функция служит основой организации и взаимодействует со всевозможными функциями. 
Для разработки операционной функции рекомендовано использовать системный подход, чтобы определить все весомые взаимосвязи, установить их влияние на стратегию и состояние организации. 
Операционная функция полностью зависит от внешней среды, чем и определяется ее форма и содержание. 
Эффективность процесса управления организацией зависит от операционной стратегии. 
Операционная функция является одним из основных инструментов формирования и выполнения операционной стратегии, которая обеспечивает выполнение стратегически важных операционных задач. 
 

 

3. Управление персоналом в системе операционного менеджмента

Примером  управление персоналом операционного  менеджмента  может послужить торговое предприятие.                                                                           Понятие персонала торгового предприятия характеризуется численностью и составом занятых на нем работников. В целях эффективного управления процессом формирования и использования персонала на предприятиях торговли применяется классификация работников по следующим основным признакам.  

-  По категориям. В составе персонала предприятий розничной торговли выделяют три категории работников:

а) персонал управления;

б) торгово-оперативный персонал;

в) вспомогательный персонал.

Деление персонала торгового предприятия  по категориям работников представляет собой наиболее общую форму функционального  разделения их труда.

- По должностям и профессиям. На  предприятиях розничной торговли в составе персонала управления выделяются должности руководителей (менеджеров), специалистов и т.п.                                                                           В составе торгово-оперативного персонала — должности (профессии) продавцов, кассиров, контролеров-кассиров и т.п..                                        В составе вспомогательного персонала — профессии фасовщиков, грузчиков, уборщиков и т.п.

- По специальностям. В составе  должностей специалистов выделяют экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров и т.п.; в составе продавцов выделяют специальности — продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров и т.п.

- По уровню квалификации. Работники  основных должностей, профессий и специальностей в зависимости от уровня знаний, умения и трудовых навыков подразделены на ряд квалификационных категорий (продавцы и кассиры — на 3; специалисты — на 4; грузчики — на 6 и т.п.).

- По полу и возрасту. В соответствии  с действующим порядком учета  на предприятиях торговли выделяются  мужчины в возрасте до 30 лет;  от 30 до 60 лет; свыше 60 лет; а  женщины соответственно до 30 лет;  от 30 до 55 лет; свыше 55 лет. В целях эффективного управления движением персонала на крупных предприятиях торговли может быть принята и более детальная группировка работников по возрасту.

- По стажу работы. Действующей  практикой учета предусматривается  группировка работников торговых  предприятий со стажем работы  в торговле до 1 года; от 1 года  до 3 лет; от 3 до 10 лет; свыше 10 лет.  В конкретных целях управления  персоналом эта группировка также  может быть детализирована.                                                                               -  По отношению к собственности. В зависимости от этого признака на предприятиях торговли выделяют работников — собственников его имущества и наемных работников.

- По характеру трудовых отношений.  По этому признаку работники  торговых предприятий подразделяются  на постоянных и временных.  

  С учетом изложенных принципов  классификации строится процесс  управления персоналом торгового  предприятия.  

  Главная цель управления персоналом  состоит в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике деятельности данного торгового предприятия и способных обеспечивать основные задачи его развития в предстоящем периоде.

Процесс управления персоналом торгового предприятия  базируется на следующих основных принципах:

- Система формирования и использования  персонала торгового предприятия должна быть подчинена общей стратегии его развития. Управление персоналом должно быть интегрировано со стратегией управления товарооборотом и торговыми услугами, развития материально-технической базы, финансового развития торгового предприятия.

- В процессе управления персоналом  должна преследоваться цель стабилизации состава работников. С экономических позиций высокая текучесть персонала на предприятиях торговли обходится очень дорого даже по отношению к рабочим специальностям, а опытных, высококвалифицированных специалистов и менеджеров заменить очень сложно.

- В процессе управления персоналом  небольших торговых предприятий  (до 15 человек) следует отказываться  от жесткой классификации работ. Наибольшая эффективность использования персонала таких предприятий достигается при совмещении профессий работников для обеспечения выполнения необходимого объема разных видов работ.

- Отбор работников, на которых  намечено распространить гарантию  занятости в фиксированном периоде,  должен осуществляться на конкурсной основе. В первую очередь этот принцип относится к наемным работникам — главным менеджерам и специалистам торговых предприятий, но может быть распространен и на квалифицированных продавцов по реализации товаров наиболее сложного ассортимента. В процессе конкурсного отбора предпочтение должно отдаваться работникам, которые обладают не только высокой квалификацией, но и способностью к индивидуальному поиску, адаптации к высоко динамичной конъюнктуре потребительского рынка.

- В процессе формирования и  использования персонала необходимо  учитывать трудовую мотивацию  основных работников и стремиться к ее реализации в рамках возможностей торгового предприятия. Формирование трудовой мотивации отражает изменения ценностных приоритетов работников в условиях перехода к рыночной экономике, желание наемных работников к сотрудничеству и партнерству с владельцами предприятия на долгосрочной основе,

- В процессе управления персоналом  торгового предприятия должны    обязательно учитываться правовые нормы государственного регулирования занятости и оплаты труда. Это относится к порядку приема работников на работу, обеспечению соответствующих режимов и условий их труда, соблюдению минимальной границы заработной платы, обеспечению соответствующих социальных выплат и другим установленным правовым нормам в этой сфере.        

  Управление численностью и составом  работников является наиболее ответственным звеном в общей системе функций операционного  управления персоналом торгового предприятия.                                                                        Основной задачей анализа динамики персонала является установление тенденций изменения его количественного и качественного состава с позиций соответствия темпам развития хозяйственной деятельности торгового предприятия. В этих целях темпы развития численности отдельных категорий работников сопоставляются с темпами развития товарооборота, объема реализованных платных услуг, валового дохода, прибыли и некоторых других показателей. Особое внимание в этом разделе анализа должно быть уделено изучению тенденций изменения профессионального и квалификационного состава работников, его соответствия объемам и сложности отдельных видов работ.

 

 

4. Концепция и основные функции операционного менеджмента. 
Под концепцией в операционном менеджменте понимается: 
1. Система научных знаний, которые формируют теоретическую базу практики управления операционной системой. 
2. Система разработки и обеспечения научными рекомендациями практики операционного менеджмента. 
3. Под концепцией операционного менеджмента понимается система взглядов, направленная на рационализацию и повышение эффективности операционных систем. 
Целесообразно выделить: 
1. Аналитическую концепцию – классический подход к операционному менеджменту как к теоретической науке. 
2. Технологическая концепция используется для моделирования операций, операционных систем и их синтеза. 
3. Интегральная концепция – прогнозирует перспективность и популярность. 
В операционных системах реализуются основные функции: 
1. Функция планирования – выбор цели организации, а также инструментов и механизмов ее достижения. 
2. Организация – операционные менеджеры создают и разрабатывают ее для реализации принятых планов отдельными исполнителями. 
3. Мотивация – заинтересовать в выполнении поручений исполнителя, обеспечить выполнение работы подчиненными в соответствии с их служебными полномочиями. 
4. Функция контроля – систематический процесс, с помощью которого операционные менеджеры регулируют деятельность операционной системы. 
5. Функция координации – реализуется определенный комплекс операций.

Информация о работе Операционный менеджмент