Операционный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Некоторое время назад термин “операционный менеджмент” ассоциировался только с производственным процессом. Однако интенсивный рост экономической важности широкого спектра непроизводственных отраслей привело к расширению функций операционного менеджмента. Сегодня термин операционный менеджмент относится к процессу контроля и управления процессами преобразования исходных материалов в готовую продукцию и услуги.

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_menedzhmentu.docx

— 34.73 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Формализация операционных систем.

Понятие операционной функции  может трактоваться как действие относительно выполнения операции. Относительно операционной системы предприятия  операционная функция характеризует  действия, вследствие которых производится продукция, услуги, выполняются работы. 
Целью управления любым объектом является выбор наиболее оптимального решения. 
Операционная функция служит основой организации и взаимодействует со всевозможными функциями. 
Для разработки операционной функции рекомендовано использовать системный подход, чтобы определить все весомые взаимосвязи, установить их влияние на стратегию и состояние организации. 
Операционная функция полностью зависит от внешней среды, чем и определяется ее форма и содержание. 
Эффективность процесса управления организацией зависит от операционной стратегии. 
Операционная функция является одним из основных инструментов формирования и выполнения операционной стратегии, которая обеспечивает выполнение стратегически важных операционных задач.

 

 

6. Концепция и основные функции операционного менеджмента

Под концепцией в операционном менеджменте понимается: 
1. Система научных знаний, которые формируют теоретическую базу практики управления операционной системой. 
2. Система разработки и обеспечения научными рекомендациями практики операционного менеджмента. 
3. Под концепцией операционного менеджмента понимается система взглядов, направленная на рационализацию и повышение эффективности операционных систем. 
Целесообразно выделить: 
1. Аналитическую концепцию – классический подход к операционному менеджменту как к теоретической науке. 
2. Технологическая концепция используется для моделирования операций, операционных систем и их синтеза. 
3. Интегральная концепция – прогнозирует перспективность и популярность. 
В операционных системах реализуются основные функции: 
1. Функция планирования – выбор цели организации, а также инструментов и механизмов ее достижения. 
2. Организация – операционные менеджеры создают и разрабатывают ее для реализации принятых планов отдельными исполнителями. 
3. Мотивация – заинтересовать в выполнении поручений исполнителя, обеспечить выполнение работы подчиненными в соответствии с их служебными полномочиями. 
4. Функция контроля – систематический процесс, с помощью которого операционные менеджеры регулируют деятельность операционной системы. 
5. Функция координации – реализуется определенный комплекс операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Типология операционных систем.

Типология – это классификация  объектов по общности признаков. 
Типология дает возможность: 
1. Получить систематизированную информацию. 
2. Оценить исходные параметры. 
3. Получить характеристику с организационной точки зрения, которую можно использовать для последующих возможных изменений в структуре. 
Операционные системы классифицируются по следующим признакам: 
1. По природе: 
• Промышленные; 
• Технические; 
• Информационные; 
• Вычислительные; 
• Финансовые; 
• Образовательные; 
• Транспортные; 
• Научно-исследовательские и т.п. 
Промышленные операционные системы – это предприятия, выпускающие продукцию и предоставляющие услуги. 
В данной системе, созданной на основе рационального разделения труда и обеспечения во времени и в пространстве предметов, средств труда, реализуется операционная функция. 
Такие системы состоят из 3-х подсистем: 
1. Перерабатывающей, которая непосредственно связана с преобразованием входных величин в исходные результаты. 
2. Обеспечивающая – удовлетворяет потребности перерабатывающей подсистемы, но не связана с производством. 
3. Планирования и контроля – получает информацию из предыдущих 2-х подсистем для обработки с целью принятия решения о перерабатывающей подсистеме. 
2. Уровень неопределенности среды: 
• Жесткие (однозначные); 
• Многовариантные; 
• Гибкие системы. 
3. По структуре: 
• Радиально-узловые; 
• Древовидные. 
4. Масштабность – в зависимости от числа переменных, входящих в описание операционные системы различают: 
• Сублокальные (1…3 переменных); 
• Локальные (4…14 переменных); 
• Субглобальные (15…35 переменных); 
• Глобальные (36…100 переменных); 
• Суперглобальные (более 100 переменных). 
5. По степени сложности – в зависимости от степени взаимосвязи переменных выделяют: 
• Простейшие (отсутствие взаимосвязи); 
• Простые (наличие парных взаимосвязей); 
• Сложные (наличие взаимосвязей и взаимовлияния); 
• Сверхсложные (возникает необходимость учета взаимосвязей). 
6. Информационная обеспеченность: 
• С полным количественным обеспечением; 
• С неполным количественным обеспечением; 
• С наличием качественной информации; 
• С полным отсутствием ретроспективной информации. 
7. Характер развития во временном масштабе: 
• Дискретные (эпизодические); 
• Апериодические (период неизвестен); 
• Периодические.

 

 

 

 

 

 

8. Характерные особенности операционных систем

1. Операционные системы  состоят из большого числа  подсистем и элементов, каждая  из которых тоже является системой  и состоит из технических средств,  информационного обеспечения, персонала,  обслуживающего эту систему. 
2. Операционные системы решают комплекс разнообразных функциональных задач: 
• Управление подготовкой производства; 
• Технико-экономическое снабжение; 
• Оперативное управление производством; 
• Управление кадрами; 
• Управление финансами и т.д. 
3. Операционная система в зависимости от типа и структуры построения имеет сложную сеть передачи информации. 
4. Подчиненность операционных систем, как правило, иерархическая. 
5. Операционная система имеет общую цель – выпуск продукции, оказание услуг. 
6. Существование зоны обслуживания или сегмента рынка для каждой операционной системы. 
Особенности операционных систем требуют особого подхода в случае их функционирования, проектирования и моделирования. 
От понимания операционной системы в целом, внутренних и внешних ее функций, структуры передачи информации и управления системой зависит возможность операционного менеджера принимать эффективные решения, которые повышают жизнеспособность, производительность, эффективность и рациональность операционной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Современные подходы к построению операционных систем

Существует 3 подхода к  построению операционных систем: 
1. Функциональный подход построен на основе выделения и формализованного описания последовательных или параллельных функций, необходимых для получения заданного результата. 
Функциональная операционная система может рассматриваться как особый тип построения системы и как исходная управленческая модель, на основе которой можно конструировать более конкретные и адаптивные модели управления. 
2. Отраслевой подход предполагает, что операционные системы строятся на основании максимального учета отраслевой специфики деятельности. Главным критерием является управляемость технологией. Этот подход более рискован, т.к. повышает потенциальные потери от ошибочных решений. 
Отраслевая операционная система максимально связана конкретным технологиям и поэтому эффективная, но она не допускает изменений и не является адаптивной. 
3. Организационный подход допускает, что технические, функциональные и отраслевые факторы уже учтены в виде некоторых операционных блоков, с использованием которых строится система, которая дает возможность оптимизировать принятые решения. 
Организационный подход – наиболее адекватный и гибкий, т.к. управление операциями основывается на информационных критериях эффективности управления. 
Данная классификация является незавершенной и открытой, появление новых подходов возможно в связи с развитием технологий и принципов управления.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Эффективность и   рациональность  операционного   менеджмента  целиком  и

полностью  зависят  от  правильности  выбора  операционной  стратегии.  Если

операционная функция  не имеет  четких,  согласованных  и  достижимых  целей,

можно не сомневаться, что  вскоре она перестает оправдывать  ожидания.

    Как отмечал  Лес  Гэлловэй:  «Операционная   функция  является  ключом  к

успешной  конкуренции.  Без   эффективной   и   рационально   организованной

операционной  функции  ни  одна  организация  не  может  удержать  за  собой

лидерство на рынке, поскольку  она проиграет в скорости  доставки,  цене  или

качестве, а скорее всего — по всем трем показателям.»

    В  данной  курсовой  работе  показана   необходимость   стратегического

планирования,  определены  элементы  корпоративной  и   рыночной   стратегий

организации, на основе которых  строится операционная стратегия.

    На основе проведенной  нами работы были сделаны следующие  выводы:

    1. Стратегическое  планирование дает возможность  менеджеру  взглянуть  на

организацию с точки зрения долгосрочной  перспективы,  а  не  замыкаться  на

конкретных ситуациях, что обеспечивает более эффективную ее деятельность.

    2. Во время принятия  стратегических решений  необходимо  учитывать  все

факторы,   которые   оказывают   значительное   влияние   на    деятельность

предприятия.

    3. В условиях  неопределенной, подвижной внешней   среды  предпочтение  в

стратегическом  планировании  должно  отдаваться  не  технократическому,   а

предпринимательскому подходу.

    4. Операционная  стратегия является частью общей  стратегии фирмы,  и  от

качества ее разработки главным  образом зависит, сможет  ли  фирма  выжить  в

конкурентной борьбе и  добиться своей главной цели –  получения прибыли

 

 

Список используемой литературы

         1. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд. –

            М.: Гардарики, 2000. – 296 с.

 

         2. Володькина М. В. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие. – К.

            Знання-Прес, 2002. – 149 с.

 

         3. Гэлловэй Л. Операционный менеджмент: Принципы и практика. Пер. с

            англ. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.

 

         4. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика:  Учебное

            пособие для вузов. – М.: Аспект  Пресс, 2002. – 415 с.

 

         5. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. –

            239 с.

 

         6. Курочкин А. С. Операционный  менеджмент. К.: МАУП, 2000. – 144 с.

 

         7. Мерсер Д. IBM: Управление в самой преуспевающей корпорации мира.

            Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991. – 456 с.

 

         8. Операционный менеджмент: Учебник  / О. Л. Яременко, А. М.  Сумец.

            – Харьков.: ФОЛИО, 2002. – 231 с.


Информация о работе Операционный менеджмент