Организационная структура предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Управление неминуемо сопровождает деятельность человека, и всякая деятельность человека нуждается в управлении. Деятельность человека определяет возможность его гармоничных взаимоотношений с естественной и социальной средой, возможности выполнения специфических умений и навыков в различных сферах и условиях деятельности (учебной, трудовой, военной, спортивной и т.д.) и направлена на достижение определенно приспосабливающего эффекта организма человека и совершенствования динамики этого процесса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….….3
1. Сущность организационной структуры управлени
Теоретические основы управления …………………………………….…….5
Понятия и виды организационных структур…………….……………..…17
Методика анализа организационной структуры ………………......28
ВЫВОД…………………………………………………………………………..32
2. Анализ деятельности предприятия и организационной структуры
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ФГУП «Германий»……………………………………………….33
2.2 SWOT-анализ метод изучени сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и угроз со стороны окружения………..………………………45
2.3 Анализ организационной структуры ФГУП «Германий»………………...57
ВЫВОД…………………………………………………………………………...62
3. Разработка эффективного управления персоналом в рамках предприятия ФГУП «Германий»
3.1 Анализ управления персоналом на предприятии ФГУП «Германий»......64
3.2 Разработка рекомендаций по эффективным взаимоотношениям руководителей различных подразделений с персоналом в конкретных ситуациях………………………………………………………..……………..…68
3.3 Разработка и реализация карьеры сотрудника подразделения …………..71
Заключение………………………………………………………………...….….80
Библиографический список…………………………………………...………...83
Приложение ………………………………………………………………….…..85

Файлы: 1 файл

!!!курсрвая менеджмент.doc

— 817.00 Кб (Скачать)

 

 

Таблица 2.7

 

Характеристика угроз

Эксперты

Итого

Абсолютная сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ограниченный доступ к сырью

8

9

10

9

9

9

8

1

10

10

89

Нестабильность поставок со  стороны  поставщиков

9

9

10

9

9

8

9

9

10

10

92

Выход на полную мощность может вызвать  возмущение рынка

7

1

9

8

8

7

10

1

10

9

82

У правительства нет четкой и  ясной концепции в отношении оставшихся ГП

9

10

8

9

10

10

8

9

9

10

92

Рост цен на сырье

10

9

10

10

10

9

10

10

9

9

96

Нестабильность цен поставщиков

6

5

6

5

5

5

6

7

7

6

58

Повышение цен на энергоносители

9

8

9

9

9

8

8

8

8

9

85

Увеличение конкурентных преимуществ

6

5

5

6

6

5

6

7

6

5

57

Снижение курса доллара

8

7

8

8

8

7

7

8

7

8

76

Рост числа техногенных аварий

10

10

10

9

10

10

10

9

10

10

98

Итого

82

79

85

82

84

78

82

81

86

86

825


 

 

 

 

 

Таблица 2.8

 

Характеристика возможностей предприятия

Эксперты

Итого

Абсолютная сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Пополнение клиентской базы

6

7

1

6

6

6

7

7

6

6

64

Увеличение производственных мощностей

8

7

8

8

8

7

7

8

7

8

76

Стабилизация курса доллара

2

3

3

3

2

2

2

1

1

3

25

Появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования

3

2

3

2

2

2

3

2

3

2

24

Акционирование предприятия

8

7

9

9

8

7

7

8

7

8

78

Усиление позиций на рынке

3

2

3

1

3

2

4

3

4

2

27

Отмена таможенной пошлины на сырье

4

5

6

6

5

4

4

4

6

6

50

Большой рынок рабочей силы высокой  квалификации

4

5

4

5

5

5

4

5

4

5

46

Сотрудничество с зарубежными  производителями

6

5

6

6

6

5

6

5

6

4

55

Неудачное поведение конкурентов

3

2

3

2

2

2

2

3

2

3

24

Итого

31

33

36

44

32

39

42

34

53

34

465


            После выявления экспертами сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей данной организации, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT (рис.2.3).

 

Возможности

1.Увеличение производственных мощностей;

2.Акционирование предприятия;

3.Пополнение клиентской базы

 

Угрозы

1.Нестабильность поставок со  стороны поставщиков;

2.Рост числа техногенных аварий;

3.Рост цен на сырье

Сильные стороны

1.Высокая производственная мощность;

2.Высокий образовательный уровень  работников;

3.Единственный производитель в  стране

 

1.стратегия усиление позиции на рынке

2. стратегия обратной вертикальной  интеграции

3.стратегия развития рынка

 

1. стратегия обратной вертикальной интеграции

2. стратегия развития продукта

3. стратегия сокращения расходов

Слабые стороны

1.Ухудшение финансовой ситуации;

2.Снижение рентабельности деятельности вследствие опережающего роста издержек;

3.Отсутствие нужного сырья снижает  производительность

 

1. стратегия горизонтальной диверсификации

2. стратегия обратной вертикальной интеграции

3. стратегия центрированной диверсификации

 

1. стратегия развития рынка

2. стратегия вперед идущей вертикальной  интеграции

3. стратегия обратной вертикальной интеграции


 

На основе созданной  матрицы SWOT следует определять ряд наилучших стратегий для деятельности организации. Эти стратегии должны быть основаны на мнениях экспертов производственного предприятия, поэтому, анализируя их, можно составить представление о внутренней среде ФГУП "Германий".

Следующим этапом после  составления матрицы SWOT необходимо определить оптимальную стратегию, используя рейтинговую оценку, а именно построить матрицу оценки стратегий (табл. 2.9).

 

 

Таблица 2.9

 

Стратегии

Цели

         Баллы

 

Максими

-зация

прибыли

Улучшение благосостояния сотрудников

Укрепление позиций  на рынке

 

  1. стратегия развития продукта

7/0,3

6/0,2

3/0,1

3,6

  1. стратегия развития рынка

8/0,7

6/0,5

3/0,3

9,5

  1. стратегия усиления позиции на рынке

8/0,8

7/0,7

5/0,3

12,8

  1. стратегия обратной вертикальной интеграции

9/0,9

8/0,7

6/0,6

17,3

  1. стратегия вперед идущей вертикальной интеграции

4/0,8

3/0,7

3/0,4

6,5

  1. стратегия горизонтальной диверсификации

7/0,7

6/0,5

2/0,3

8,5

  1. стратегия центрированной диверсификации

7/0,7

5/0,6

3/0,4

9,1


 

По результатам проведенного анализа была определена оптимальная  стратегия по критерию максимального балла – создание обратной вертикальной интеграции, т.е. стратегия интегрированного роста.

Предприятие функционирует  на рынке уже много лет, является единственным предприятием в России имеющие полный цикл переработки и широкую номенклатуру. Однако для укрепления своих позиций предприятию необходимо выйти на полную производственную мощность, но на данный момент это абсолютно не реально так предприятие зависит от поставщиков. Для того чтобы предприятие могло контролировать поставщиков необходимо освободиться от статуса ГП, тогда производственное предприятие «Германий» сможет взаимодействовать с частными компаниями производителями сырья.

Указанная стратегия  соответствуют состоянию внешней  среды и внутреннему потенциалу организации, а также позволит ликвидировать слабости фирмы и смягчить либо предотвратить угрозы внешней среды.

Реализация  данной стратегии позволит предприятию  достичь поставленных целей:

  • улучшить свое финансовое состояние;
  • выйти на полную производственную мощность;
  • занять значительные позиции на внутреннем рынке;
  • оптимизировать издержки обращения;
  • стимулировать рост производительности труда;
  • интегрироваться с компаниями поставщиками сырья.

 

2.3 Анализ организационной структуры

 

Проведем подробный  анализ организационной структуры  производственного предприятия «Германий», в начале выясним, учитывалось ли  при создании  структуры предприятия соблюдение баланса между равнозначными, но противоположными принципами.

    1. Объем управления

Под объёмом управления будем понимать количество работников, непосредственно подчинённых  генеральному директору. При этом рекомендуемая норма контроля не должна превышать более семи человек. При рассмотрении данной организационной структуры можно увидеть, что это условие не выполняется, так как на даны момент генеральному директору подчиняется, непосредственно 11 человека. Что является отрицательной стороной данной структуры в связи с перегруженностью генерального директора и высокой ответственностью.

    1. Иерархия

Иерархия-это совокупность уровней управления, которая очень  плотно связана с объёмом управления.

В нашем случае это 2-3 уровня в зависимости от отделов. Данная структура является вертикальной, так как несколько уровней управления.

Считается, что чем  меньше уровней управления, тем организованней (развивается мобильность). В нашем случае уровней управления не много, следовательно, можно отметить как положительное качество.

    1. Централизация-децентрализация

На данном предприятии прослеживается децентрализация. Практика показала, что децентрализация учёта обеспечивает более эффективно использовать рабочее время и ускоряет процесс работы, т.е. не затрачивается время на подписание документов у генерального директора, эта функция передана генеральным заместителям.

 

    1. Специализация

Специализация связана  с диапазоном обязанностей, выполняемых отдельным работником.

Различают специализацию:

  • на «знаниях» - работники являются экспертами в своих областях;

(в нашем случае - это генеральный  директор, его заместители и начальники отделов)

  • рутивную - если работа заключается в выполнении последовательных, простых, повторяющихся операций;

( работники производства  и лабораторий)

На данном предприятии круг обязанностей разбит, и каждый занимается своим делом и в той области, в которой он всегда работает.

    1. Регламентация

Проанализировав нашу структуру, можно увидеть, что работа каждого работника чётко регламентированна, то есть каждый работник «наделён» конкретными обязанностями, и это в свою очередь, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Для данной же структуры больше положительную, так как «речь» идёт о химическом производстве и большой ответственности.

          6. Принцип единоначалия

В данной структуре просматривается  принцип единоначалия, в силу того, что решения принимают начальники отделов.

          7. Коммуникации

Система коммуникации развита хорошо со всеми структурными подразделениями предприятия. Примерами этого могут служить внутренняя телефонная сеть в целом по предприятию.

           Для полного выявления структурных  недостатков представим свот  таблицу для оценки экспертной комиссии  в которой будут указаны недостатки встречающиеся в различных организациях и предприятиях. Полученные ответы проанализируем и представим в сводной таблице.

Информация о работе Организационная структура предприятия