Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 00:11, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить основные принципы построения и выбора организационной структуры предприятия, обосновать важность и оценить ее эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
изучение и анализ проектирования и совершенствования организационных структур управления предприятием;
рассмотрение и анализ существующих организационных структур управления предприятием.
Объектом исследования выступает предприятие ООО «Арди» кафе «Домино-экспресс».
Введение………………………………………………………………......…...3
1. Теоретическая часть (Принципы построения и выбор организационной
структуры управления предприятием)…………………………………...….
1.1 Понятие организационной структуры…………………………...………5
1.2 Принцы построения организационной структуры…………………..….8
1.3 Требования, предъявляемые к организационной структуре…….....…10
1.4 Классификация организационных структур управления………..…....10
1.4.1 Виды бюрократических структур управления организацией…..13
1.4.2 Виды органических структур управления организацией……….20
1.5 Выбор оптимальной организационной структуры предприятия……..23
2. Практическая часть (Анализ организационной структуры ООО «Арди»
кафе «Домино-экспресс»)
2.1 Характеристика объекта исследования……………………………...…26
2.2 Особенности организационной структуры предприятия………….….27
Заключение…………………………………………….……………..…...….31
Список литературы……………………………….……..……………...……33
Введение…………………………………………………………
1. Теоретическая часть (Принципы построения и выбор организационной
структуры управления предприятием)…………………………………...…
1.1 Понятие организационной структуры…………………………...………5
1.2 Принцы построения организационной структуры…………………..….8
1.3 Требования, предъявляемые
к организационной структуре…….
1.4 Классификация организационных структур управления………..…....10
1.4.1 Виды бюрократических структур управления организацией…..13
1.4.2 Виды органических структур управления организацией……….20
1.5 Выбор оптимальной организационной структуры предприятия……..23
2. Практическая часть (Анализ организационной структуры ООО «Арди»
кафе «Домино-экспресс»)
2.1 Характеристика объекта исследования……………………………...…26
2.2 Особенности организационной структуры предприятия………….….27
Заключение…………………………………………….……
Список литературы……………………………….……..………
Управление – это особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной вычислительной и организационной техникой. Организация управление выступает как один из факторов трансформации экономики, через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.
Ключевой проблемой в организации управления является структура системы управления (оргструктура). Зная структуру, можно целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями производства.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что любое предприятие имеет свою организационную структуру, с помощью которой осуществляется его деятельность. Организационная структура определяет соотношение между функциями, выполняемыми сотрудниками организации. Она проявляется в таких формах как создание специализированных подразделений, разделение труда, иерархия должностей, внутриорганизационные процедуры и является необходимым элементом эффективной организации, поскольку придает ей внутреннюю стабильность и позволяет добиться определенного порядка в использовании ресурсов.
И от того насколько правильно и эффективно построена организационная структура на предприятии зависит эффективность его деятельности вцелом.
Объектом моего исследования является организация, внутри которой действует определенная организационная структура.
Предмет исследования – выбор эффективной организационной структуры на предприятии.
Цель курсовой работы – выявить основные принципы построения и выбора организационной структуры предприятия, обосновать важность и оценить ее эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
Объектом исследования выступает предприятие ООО «Арди» кафе «Домино-экспресс».
1. Теоретическая часть (Принципы построения и выбор организацион-
ной структуры управления предприятием)
1.1 Понятие организационной структуры
«"Структура управления организацией", или "организационная структура управления" (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций». [13, c.66]
«Организационная структура - это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в её рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной цели. Организационная структура определяет соотношение между функциями, выполняемыми сотрудниками организации. Она проявляется в таких формах как создание специализированных подразделений, разделение труда, иерархия должностей, внутриорганизационные процедуры и является необходимым элементом эффективной организации, поскольку придает ей внутреннюю стабильность и позволяет добиться определенного порядка в использовании ресурсов.
Оргструктура управления, ее типы и параметры зависят от многих факторов и определяются размером организации, характером и типом производства, видом деятельности, уровнем внутрипроизводственной специализации и кооперации, характером и сложностью продукции.
В первую очередь оргструктура управления определяется производственной структурой организации. Вместе с тем она оказывает существенное влияние на изменение производственной структуры, поскольку усложнение первой приводит к созданию излишних цехов, участков и служб.
Организационная структура
Аппарат управления организационно строится таким образом, чтобы в его структуре можно было выделить звенья и ступени». [8, c. 110]
Звено аппарата управления — это структурное подразделение, выполняющее определенную функцию по осуществлению процесса управления.
Ступень представляет собой совокупность звеньев управления на одном иерархическом уровне управления.
Организационная структура управления может быть двух- и многоступенчатой (рисунок 1 и 2).
Количество звеньев и ступеней в аппарате управления организации определяется следующими факторами: производственной структурой; характером, номенклатурой и объемом выпускаемой продукции (оказываемых услуг); численностью работников; уровнем механизации и автоматизации (компьютеризации) труда менеджеров и специалистов; сложностью технологического процесса производства; уровнем специализации производства и степенью развития кооперирования.
«При формировании аппарата управления следует иметь в виду, что его структура во многом определяет содержание, обоснованность и быстроту доведения до исполнителей принимаемых решений, достоверность и оперативность получаемой информации, содержание работы руководителей и исполнителей и структурных подразделений. Это означает, что аппарат управления организацией должен быть: во-первых, оперативен, т.е. в установленные сроки выполнять возложенные на него функции; во-вторых, надежен, обеспечивая однозначное достоверное отображение фактического состояния производства и результатов принимаемых решений; в-третьих, оптимален, что означает обеспечение нахождения наилучших решений технико-технологических, организационно-экономических, социальных и
экологических аспектов
производственно-хозяйственной
2. Принципы построения организационной структуры
Совершенство организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько соблюдались принципы ее построения:
1. Целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя.
2. Четкое обособление составных
частей организационной
3. Обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в управляемой системе.
4. Предоставление полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу.
5. Приспособление отдельных
Следует иметь в виду, что в различных организациях (с учетом специфики их работы) используются и другие принципы построения организационных структур, наиболее полно отражающие особенности их функционирования.
«Основными инструментами построения организационной структуры управления предприятия являются:
Главный фактор, «задающий» возможные контуры и параметры структуры управления, - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих; крупных, средних и малых; находящихся на разных стадиях жизненного цикла; имеющих разный уровень разделения и специализации труда; кооперирования и автоматизации труда; иерархических и «плоских». Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного-двух членов организации, где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда, и формируются специализированные звенья: по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и другие, слаженная работа которых требует координации и контроля». [9, с. 29]
3. Требования, предъявляемые к организационно
«К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования организационной структуры. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.
1. Оптимальность
– сокращение числа ступеней
и уровней управления при
2. Адаптивность – приспособляемость структуры к изменениям внешней среды.
3. Оперативность
– быстрота реакции на принятие
управленческих решений, а
4. Надёжность – достоверность передачи всей информации от управляющей системы к управляемой и обратно.
5. Экономичность
– минимизация затрат на
Реализация
этих принципов означает
4. Классификация организационных структур управления
В современном менеджменте выделяют два типа организационных структур управления — бюрократический и органический, каждый из которых имеет свои специфические черты и, следовательно, сферы своего развития.
Бюрократический тип оргструктуры управления исторически сформировался первым.
«Главным в бюрократических оргструктурах управления является «должность», а не «человек» с его индивидуальностью. В результате организация, использующая бюрократические оргструктуры управления, становится «жесткой», ее развитие возможно исключительно благодаря мероприятиям, проводимым извне.
Кроме того, функциональная специализация элементов бюрократического типа характеризуется неравномерностью и различной скоростью изменений в своем развитии, что приводит к противоречиям между отдельными частями организации, к несогласованности их действий и интересов». [8, с. 112-113]
«Бюрократический тип оргструктуры управления имеет разновидности, среди которых можно выделить наиболее часто встречающиеся: линейная, функциональная, линейно-функциональную, линейно-штабную, дивизиональную структуры управления организацией.