Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 00:11, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить основные принципы построения и выбора организационной структуры предприятия, обосновать важность и оценить ее эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
изучение и анализ проектирования и совершенствования организационных структур управления предприятием;
рассмотрение и анализ существующих организационных структур управления предприятием.
Объектом исследования выступает предприятие ООО «Арди» кафе «Домино-экспресс».
Введение………………………………………………………………......…...3
1. Теоретическая часть (Принципы построения и выбор организационной
структуры управления предприятием)…………………………………...….
1.1 Понятие организационной структуры…………………………...………5
1.2 Принцы построения организационной структуры…………………..….8
1.3 Требования, предъявляемые к организационной структуре…….....…10
1.4 Классификация организационных структур управления………..…....10
1.4.1 Виды бюрократических структур управления организацией…..13
1.4.2 Виды органических структур управления организацией……….20
1.5 Выбор оптимальной организационной структуры предприятия……..23
2. Практическая часть (Анализ организационной структуры ООО «Арди»
кафе «Домино-экспресс»)
2.1 Характеристика объекта исследования……………………………...…26
2.2 Особенности организационной структуры предприятия………….….27
Заключение…………………………………………….……………..…...….31
Список литературы……………………………….……..……………...……33
1.4.2 Виды органических структур управления организацией
Первая из этой группы – это матричная структура управления.
По вертикали По горизантали
«В матричной структуре совмещается два вида структур: линейная программно-целевая. По вертикали (линейная структура) строится управление по отдельным сферам деятельности (производство, снабжение, сбыт и др.). По горизонтали (программно-целевая структура) осуществляется управление программами, проектами, темами.
При определении горизонтальных связей назначается руководитель программы (проекта) и его заместители по отдельным темам, ответственный исполнитель в каждом специализированном подразделении и организуется специальная служба управления программой.
Работа обеспечивается путем создания целевых подразделений, где объединяются ведущие специалисты для совместной разработки программы. Руководитель программы определяет, что и когда должно быть сделано, а кто и как будет выполнять ту или иную работу решает линейный руководитель.
Таким образом матричная структура управления дополнила линейно-функциональную организационную структуру новыми элементами. Это создало качественно новое направление в развитии программно-целевых и проблемно-целевых форм управления. Эти формы способствуют подъему творческой инициативы менеджеров в деле повышения эффективности производства. Матричные структуры управления способствуют перестройке производства на основе новейших технологических процессов и более производительного оборудования». [1, c. 100]
«Достоинствами матричной структуры являются значительные возможности эффективного использования кадрового потенциала организации при постановке и решении новых задач.
Матричные, как и другие организационные структуры, также имеют недостатки. В них нередки тенденции к анархии в связи с нечетко поставленными правами и двойной подчиненностью работников. Проявляется групповщина и борьба за лидерство в сфере науки, техники и технологии. Могут иметь место снобизм и неприязнь между «верхними» и «нижними» звеньями матрицы в ходе работ». [6, c. 101]
Проектные оргструктуры управления применяются в организациях, занятых целенаправленными изменениями в действующей или создаваемой системе управления. Как правило, такая система имеет несколько меняющихся целей, а процесс управления ею включает определение целей и функций, формирование оргструктуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей.
«Формой реализации проектной оргструктуры управления является создание специального подразделения, работающего в течение времени, необходимого для реализации определенной проблемы (проекта), например, освоение новых технологий обучения, производства. При такой форме оргструктуры управления руководитель проекта наделяется проектными полномочиями и несет ответственность за бизнес-планирование, расходование выделенных средств, материальную и моральную мотивацию работающих, а главное, разработку концепции управления проектом — приоритеты, распределение задач и ответственность за их выполнение.
Проектный тип оргструктуры управления обладает большой гибкостью и универсальностью, простотой, экономичностью, а главное, позволяет одновременно разрабатывать несколько проблем (проектов). Для выполнения работ по реализации нескольких проектов может создаваться штаб, состоящий из руководителей проектов». [8, c. 119]
Бригадная оргструктура управления представляет собой многоуровневую иерархическую систему бригад, каждая из которых состоит из менеджеров и специалистов-исполнителей.
Принципами образования бригадных структур являются следующие: автономность работы бригады, универсальность в составе персонала бригады, самостоятельность в принятии решений, самостоятельность в координации деятельности бригады с другими бригадами, замена жестких связей бюрократического типа на гибкие.
В состав каждой такой бригады должны включаться специалисты с универсальными знаниями и навыками, способные обеспечить гибкость управления при смене выполняемых заданий. Гибкой должна быть и система мотивации труда. Для этого в ее основу закладывается принцип экономически выгодного сотрудничества, заинтересованности в росте доходов и прибыли, а оплату труда каждого члена бригады увязывают с общими результатами.
«Иерархия построения бригадной оргструктуры предусматривает вхождение в самую верхнюю бригаду высших менеджеров организации. За каждым из них закрепляется ответственность за одно крупное (основное) направление деятельности организации. На втором уровне количество бригад определяется основными направлениями деятельности организации, т.е. должно быть им равным, и т.д. Каждой бригаде может быть дан статус самостоятельных хозрасчетных единиц (подразделений).
Преимуществами бригадной оргструктуры управления являются: повышение качества обслуживания потребителей, ускорение процессов, связанных с обновлением продукции и услуг, технологии их производства; ориентация на относительно малоемкие сегменты рынка, нацеленность на борьбу с конкурентами за рынки». [10]
5. Выбор оптимальной организационной структуры предприятия
В чем сложность построения организационной структуры?
«Создание организационной структуры
— это намного более сложная задача, чем
может показаться на первый взгляд. Организация,
как вид деятельности,
состоит в распределении задач, функций,
полномочий, ответственности, ресурсов
и правил взаимодействия между структурными
единицами - сотрудниками или подразделениями.
То есть, когда мы организуем какую либо деятельность, мы создаем структуру, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения определенных целей.
И выбор такой структуры непосредственно влияет на эффективность выполняемой деятельности. Обычно при выборе организационной структуры руководство компании должно принять пять основных сложных решений, которые в значительной мере влияют на эффективность компании. Эти решения относятся к выбору определяющих параметров организационной структуры». [8, c. 25]
Определяющие параметры организационной структуры
- Разделение труда
- Выбор способа деления на подразделения (выбор типа структуры)
- Норма управляемости (количество подчиненных на менеджера)
- Глубина делегирования полномочий (степень децентрализации)
- Координационный механизм.
Сложность принятия этих 5 решений состоит
в том, что необходимо найти наиболее оптимальное
значение параметров. Каждый параметр
имеет предельные противоположные друг
другу значения. Например,
полная централизация власти представляет
собой авторитарное управление, а полная
децентрализация власти представляет
собой либеральное управление, граничащее
с «анархией». Понятно, что крайние значения
не приемлемы при средних условиях. Таким
образом, при выборе значения этого параметра
необходимо найти оптимальное значение,
которое обеспечит наибольшую эффективность
конкретной компании и в конкретных условиях.
То есть не существует идеальной для всех
универсальной организационной структуры.
Более того, в меняющейся обстановке грамотный
руководитель по необходимости может
изменять этот параметр (другие изменять
сложнее).
Например, в критических
ситуациях предпочтительней авторитарное
управление, потому что кто-то должен взять
на себя ответственность и принимать оперативные
решения.
Разделение труда сыграло огромную позитивную роль в развитии человечества. Оно привело к увеличению производительности и научно-техническому прогрессу. Для компании разделение труда означает повышение уровня специализации и, как следствие, повышение профессионализма. Но в то же время излишнее разделение труда приводит к индивидуализации работников и ограничению социальных связей, усложнению координации работы отдельных структурных единиц, потере творческой составляющей (монотонная однородная работа!) и, как следствие, к потере мотивации.
«Норма управляемости представляет собой количество подчиненных на одного начальника. Высокая норма управляемости хороша тем, что обеспечивает меньшие затраты на оплату дорогого управленческого персонала, а снижение этого параметра повышает эффективность управления. Выбор оптимального значения зависит от характера работ, выполняемых подчиненными (сложный или простой, у всех одинаковый или отличающийся, творческий или монотонный, в едином пространстве или с большим географическим разбросом).
Децентрализация власти уменьшает количество
уровней в иерархии, дает больше полномочий
менеджерам всех уровней, повышает гибкость
и адаптивность, равномерно распределяет
ответственность между работниками. В
то же время децентрализация повышает
издержки на координацию, увеличивает
вероятность ошибок (соответственно убытков),
а равномерное распределение ответственности
между людьми может привести вообще к
состоянию "безответственности"
на некоторых участках производства».[9,c.35]
Таким образом, задача
по построению организационной структуры
имеет много переменных, что усложняет
поиск оптимального решения.
Как уже упоминалось выше, существует всего несколько основных типов организационных структур:
- функциональная,
- дивизиональная,
- комбинированная
- матричная.
И выбор из этого ограниченного набора
не так прост.
Функциональная структура дешевле и более
подконтрольна.
Дивизиональная структура более гибкая,
адаптивная, но при этом менее подконтрольная
и более затратная.
2. Практическая часть ( Анализ организационной структуры ООО «Арди» кафе «Домино-экспресс»)
2.1 Характеристика объекта исследования
ООО «Арди» кафе «Домино-
Размер
предприятия: кафе «Домино-
Чтобы составить максимально
полное представление о кафе,
необходимо, на мой взгляд, ознакомиться
со спецификой работы его
Кафе относится к отрасли общественного питания, выполняющее общегородские функции. Основная целевая группа - это люди со средним и невысоким доходом, которые привыкли питаться вне дома.
«Домино-экспресс» – кафе
Кафе является предприятием с полным производственным циклом, на котором выполняются все стадии технологического процесса приготовления пищи, организуются универсальные рабочие места, характерные для бесцеховой структуры предприятия.
2.2 Особенности организационной структуры предприятия
Организационная структура управления кафе «Домино-экспресс» пред-
ставляет собой своеобразную линейно-функциональную структуру, относящуюся к бюрократическому типу.
Линейно-функциональная структура управления предприятия состоит из:
- линейных подразделений, осуществляющих основную работу;
- специализированных обслуживающих функциональных подразделений.
Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.
Структура кафе-бистро «Домино-экспресс» основана на принципе иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему. Осуществляется принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям; принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения
работниками своих обязанностей
и скоординированность
Организационная структура ООО «Арди» кафе «Домино-экспресс» пред-
ставлена на рисунке 9.
Директор |
Заведующая
|
Бухгалтер |
Шеф-повар |