Организационная структура предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 13:57, реферат

Краткое описание

Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………...стр. 3

1. Понятие организационной структуры организации………………стр.4

2.Типология организаций по взаимодействию с внешней средой….стр.5

2.1 Характеристика механистических организационных структур управления………………………………………………………………. .стр.7

2.1. 1 Линейные структуры…………………………………………….стр.7

2.1.2 Функциональные структуры…………………………………….стр.9

2.1.3. Линейно-функциональные структуры………………………..стр.11

2.1.4. Линейно-штабные структуры…………………………………..стр.12

2.1.5. Дивизиональные структуры…………………………………….стр.13

2.2 Характеристика органических организационных структур управления……………………………………………………………….стр.15

2.2.1. Проектные структуры…………………………………………...стр.15

2.2.2. Матричные структуры…………………………………………..стр.17

2.2.3. Бригадные (командные) структуры……………………………стр.19

3. Типология организаций по взаимодействию с человеком……...стр. 22

Заключение……………………………………………………………….стр.26

Литература……………………………………………………………….стр.27

Файлы: 1 файл

Организационна структура предприятия.docx

— 51.61 Кб (Скачать)

     Оглавление 

Введение …………………………………………………………………...стр. 3

1. Понятие организационной структуры организации………………стр.4

2.Типология организаций по взаимодействию с внешней средой….стр.5

2.1  Характеристика механистических  организационных  структур управления………………………………………………………………. .стр.7

2.1. 1 Линейные структуры…………………………………………….стр.7

2.1.2 Функциональные структуры…………………………………….стр.9

2.1.3. Линейно-функциональные  структуры………………………..стр.11

2.1.4. Линейно-штабные  структуры…………………………………..стр.12

2.1.5. Дивизиональные структуры…………………………………….стр.13

2.2 Характеристика органических  организационных  структур управления……………………………………………………………….стр.15

2.2.1. Проектные структуры…………………………………………...стр.15

2.2.2. Матричные структуры…………………………………………..стр.17

2.2.3. Бригадные (командные)  структуры……………………………стр.19

3. Типология организаций  по взаимодействию  с человеком……...стр.  22

Заключение……………………………………………………………….стр.26

Литература……………………………………………………………….стр.27

 

      Введение

     В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных  качественно новой системой хозяйственных  связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации  хозяйствующих субъектов к условиям неопределенности является совершенствование  стратегии и структуры организации  управления производством. В новых  условиях наметились основные тенденции  и концепции управления, предъявляющие  новые требования к организации  управления предприятиями, заключающиеся, главным образом, в совершенствовании  системы управления в целом и  организационной структуры в  частности как одной из важнейших  ее составляющих. Необходимость изменения  организационной структуры большинства  российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной  структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей. В качестве приоритетного  способа решения указанной проблемы предлагается разработка и внедрение  механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием. Актуальность темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических  положений для разработки практических рекомендаций для реализации механизма  формирования и развития организационной  структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего  повышение эффективности функционирования предприятия в целом.

     Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений  по разработке механизма формирования и развития организационной структуры  управления предприятием.

 

      1. Понятие организационной  структуры организации

     Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала  целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена  к ним. Организационная структура  создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций.

     Под структурой управления понимается упорядоченная  совокупность устойчиво взаимосвязанных  элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого  целого. Организационная структура  управления определяется также как  форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим  функциям, направленным на решение  поставленных задач и достижение намеченных целей.

     Структура организации определяет также структуру  подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.

     С понятием структуры организации  тесно связано понятие об иерархических  взаимосвязях. Все большее количество организаций имеют иерархическую  природу. Почти каждая организация - церковь, университет или предприятие - состоит из подразделений, которые  делятся на более мелкие организационные  единицы, дробящиеся в свою очередь  на еще более мелкие части. В классической теории организации понятию иерархической  структуры соответствует так  называемый принцип лестницы. Этот принцип предполагает деление власти и ответственности по вертикали  иерархии и распределение обязанностей между подразделениями.

    1. Типология организаций по взаимодействию с внешней средой
 

         Таблица 1 Характеристики типов структур управления

Механистический тип Органический  тип
Четко определенная иерархия Постоянные  изменения лидеров (групповых или  индивидуальных) в зависимости от решаемых проблем 
Система обязанностей и прав Система норм и  ценностей, формируемая в процессе обсуждений и согласований
Разделение  каждой задачи на ряд процедур Процессный  подход к решению проблем
Обезличенность  во взаимоотношениях Возможность самовыражения, саморазвития
Жесткое разделение трудовых функций  Временное  закрепление работы за интегрированными  проектными группами
  

 Применение термина  «механистический» к организации  используется для того, чтобы показать, что система спроектирована наподобие  машинного механизма, предназначенного для производительных операций. В  последние годы механистический  подход подвергается сильной критике. Термин «органический» как бы придает  организации качества живого организма, свободного от недостатков механистической  структуры.

     а) Механистический подход к проектированию организации характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение.

     Многие  специалисты  считают механистический  подход синонимом веберовской бюрократической  организации. Немецкий социолог и экономист  М.Вебер вошел в историю тем, что сформулировал в начале века понятие бюрократии как организации, имеющей определенные характеристики.

     Свои  преимущества, например такие, как предсказуемость  и производительность, бюрократическая  система может реализовать при  следующих условиях:

  • В организации известны общие цели и задачи;
  • Работа в организации может делиться на отдельные операции;
  • Общая цель организации должна быть достаточно простой, чтобы позволить выполнить ее на основе централизованного планирования;
  • Выполнение работы индивида может достоверно измеряться;
  • Денежное вознаграждение мотивирует работника;
  • Власть руководителя признается как законная.

     Конечно, существует много других условий, важных для успеха любой организации, например таких, как наличие ресурсов и  спрос на результат деятельности. Однако вышеперечисленные условия  очень важны для эффективной деятельности организации, построенной на основе механистического подхода.

     б) Органический подход к проектированию организации характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях, когда используется нерутинная технология (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение.

     Адаптивные, или органические, структуры правления  обеспечивают быструю реакцию предприятия  на изменения внешней среды, способствуют внедрению новых производственных технологий. Эти структуры ориентируются  на ускоренную реализацию сложных программ и проектов, могут применяться  на предприятиях, в объединениях, на уровне отраслей и рынков. Обычно выделяют два типа адаптивных структур: проектный  и матричный.

     Органический  подход позволяет организации лучше  взаимодействовать с новым окружением, быстрее адаптироваться к изменениям, т.е. являться более гибкой. Органический подход является полной противоположностью «идеальной» бюрократии [6,c.95]. 

    2.1 Характеристика механистических организационных структур

управления.

     2.1.1Линейные структуры

     Линейная  организационная структура основывается на принципе единства распределения  поручений, согласно которому право  отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная  структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых  органов в виде иерархической  лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет  одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Два  руководителя не могут непосредственно  связываться друг с другом, они  должны это сделать через ближайшую  вышестоящую инстанцию. Такую структуру  часто называют однолинейной.

     Преимуществами  такой структуры можно назвать:

     - простое построение 

     - однозначное ограничение задач,  компетенции, ответственности 

     - жесткое руководство органами  управления 

     - оперативность и точность управленческих  решений 

     Недостатки:

     - затруднительные связи между  инстанциями 

     - концентрация власти в управляющей  верхушке 

     - сильная загрузка средних уровней  управления 

     Линейная  структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими  несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между  предприятиями. Руководитель данного  вида структурного управления имеет  несколько подчинённых.

 

     

     Рис.1 Линейная организационная структура 

     2.1.2. Функциональные структуры

     Функциональная  организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях  управления. К таким функциям относят  исследования, производство, сбыт, маркетинг  и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены  иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в  зависимости от вида поставленной задачи.

     Например, рабочий в цехе получает поручения  не от одного человека (мастера), а от нескольких штатных единиц, т.е. действует  принцип многократной подчинённости. Поэтому такую организационную  структуру называют многолинейной.

     Функциональная  структура управления производством  нацелена на выполнение постоянно повторяющихся  рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе  специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.

     К преимуществам такой структуры  можно отнести:

     - сокращение звеньев согласования 

     - уменьшение дублирования работ 

     - укрепление вертикальных связей  и усиление контроля за деятельностью  нижестоящих уровней 

     - высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных  функций 

     К недостаткам:

     - неоднозначное распределение ответственности 

     - затруднённая коммуникация 

     - длительная процедура принятия  решений 

     Возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место. 

     

     Рис.2 Функциональная организационная структура 

     2.1.3. Линейно-функциональные структуры

Информация о работе Организационная структура предприятия