Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 13:57, реферат
Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
Введение …………………………………………………………………...стр. 3
1. Понятие организационной структуры организации………………стр.4
2.Типология организаций по взаимодействию с внешней средой….стр.5
2.1 Характеристика механистических организационных структур управления………………………………………………………………. .стр.7
2.1. 1 Линейные структуры…………………………………………….стр.7
2.1.2 Функциональные структуры…………………………………….стр.9
2.1.3. Линейно-функциональные структуры………………………..стр.11
2.1.4. Линейно-штабные структуры…………………………………..стр.12
2.1.5. Дивизиональные структуры…………………………………….стр.13
2.2 Характеристика органических организационных структур управления……………………………………………………………….стр.15
2.2.1. Проектные структуры…………………………………………...стр.15
2.2.2. Матричные структуры…………………………………………..стр.17
2.2.3. Бригадные (командные) структуры……………………………стр.19
3. Типология организаций по взаимодействию с человеком……...стр. 22
Заключение……………………………………………………………….стр.26
Литература……………………………………………………………….стр.27
2.2.3. Бригадные (командные) структуры
Еще один подход к созданию адаптивных организационных структур связан с появлением организации типа конгломерата. Это не какая-то установившаяся и упорядоченная структура. Скорее вся организация приобретает форму, которая лучше всего подходит для данной конкретной ситуации. Так, в одном отделении фирмы может использоваться продуктивная структура, в другом - функциональная структура, а в третьем - проектная или матричная организация.
Руководство
высшего звена корпорации отвечает
за долгосрочное планирование, разработку
политики, а также за координацию
и контроль действий в рамках всей
организации. Эту центральную группу
окружает ряд фирм, которые, как правило,
являются либо независимыми экономическими
единицами, либо фактически независимыми
фирмами. Эти фирмы почти полностью
автономны в отношении
Еще
одна причина, по которой фирмы, входящие
в состав конгломерата, сохраняют
собственные организационные
Ранее отмечалось, что различие между организациями порождается характером взаимодействия между индивидом и организацией в целом. Основой данного различия является разница в приоритетах взаимодействующих сторон по ряду важных организационных переменных, характеризующих это взаимодействие. Ключевыми среди этих переменных являются те, которые относятся к организационной культуре, а именно: ценностные ориентации, нормы и т.п
а) Корпоративная организация
Корпоративная организация, или, проще, - корпорация, рассматривается как особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. В России корпорации существуют в хозяйственной и культурной жизни в основном в форме различных государственных (министерства, ведомства и псевдоприватизированные естественные монополии) и общественных (союзы, общества, академии и политические партии) институтов.
Поддерживая монополию на информацию, корпорация стремится стандартизировать свою деятельность и ее результаты, не допускать разрушительной для нее внутренней конкуренции. Поддержка слабых и ограничение сильных — основной принцип в борьбе против внутренних конкурентов. Отсюда — тенденция к уравниловке.
Объединение людей через их разделение и поддержание монополии невозможно в корпоративной организации, если в ней не доминируют иерархические властные структуры. В основе данной схемы лежит принцип «разделяй и властвуй».
Важным условием и способом поддержания существования корпоративной организации является постоянное поддержание в ней дефицита тех или иных ресурсов, а если необходимо, то и обострение дефицита. Распределение в условиях монополии лидерами корпорации этого дефицита служит для них еще одним важным источником власти.
Корпоративная организация берет на себя ответственность за своих членов, за человека. Это позволяет ей быть свободной в своих действиях по отношению к человеку. Существует суверенитет организации. «Коллективная» ответственность ставит человека в сильную зависимость и практически лишает его самостоятельности. Действует принцип «организация всегда права».
В корпоративной организации интересы производства (или любой другой ее деятельности) определяют интересы воспроизводства самого работника. Интересы работника существуют всегда в «завтра», а интересы корпорации — в «сегодня».
б) Индивидуалистская организация
Противоположным корпоративному является индивидуалистский тип организации. Это тоже объединение людей, осуществляющих совместную деятельность, но объединение свободное, открытое и добровольное. Сама организация представляет собой совокупность или сообщество полуавтономных образований. Например, коллективная собственность в таких организациях — это не собственность всех, а собственность каждого члена коллектива.
Монополия в индивидуалистской организации заменяется сочетанием конкуренции и кооперации в деятельности ее членов. Это во многом обеспечивается переходом к децентрализованным структурам с «центрами прибыли», демократическим предпринимательским структурам.
Вместо властной иерархии в индивидуалистской организации господствует принцип увязки интересов всех членов в рамках демократических процессов.
Субъектом интереса в индивидуалистской организации становится личность. Все в организации начинает строиться вокруг человека. Не под работу ищется человек, а под человека, под его способности и мотивированность проектируется или создается работа. В организациях с индивидуалистской культурой эффективность означает то, насколько удовлетворяются потребности каждой отдельной личности. У организации в этом случае не может быть целей, отличных от целей ее членов. Практика свидетельствует, что конкурентоспособность таких организаций очень высокая.
В индивидуалистской организации интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека. Человеку предоставляется возможность самообеспечения своей деятельности. Его «сегодняшний» интерес превращается в «завтрашний» интерес организации.
Общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении отличают индивидуалистскую организацию от корпоративной. Индивидуализм становится основой морали и культуры в организации, так как признается и допускается всеми ее членами. Преобладает лояльность обоим убеждениям, что еще больше укрепляет уверенность индивида в правоте своих действий.
в) Эдхократическая организация - это организации, использующие высокую степень свободы в действиях работников, их компетентность и умение самостоятельно решать возникающие проблемы. Эдхократия — это и управленческий стиль руководства, при котором средства достижения сложных целей выбираются самими исполнителями.
Особенности эдхократических организаций:
•
работа в областях с высокой технологией,
требующая высокой
• органическая структура с преобладанием неформальных горизонтальных связей; часто структура организации вовсе отсутствует;
•
иерархическое построение постоянно
изменяется, отношения по вертикали
и горизонтали носят
• отсутствует жесткая привязка человека к какой-то одной работе;
•
принятие решений, власть, система вознаграждения
основаны на экспертной власти;
•
риск и вознаграждение делятся между
участниками трудового
• контроль за непосредственной работой специалиста отсутствует, осуществляется только финансовый контроль.
Эдхократические организации эффективны при реализации творческих проектов (кино, реклама, телевизионные проекты, шоу, театральные постановки), внедрении новых технологий, при антикризисном управлении.
г) Многомерные организации — это организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции (как бы в трех измерениях) :
• обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами;
• производят для конкретного потребителя, рынка или территории конкретный продукт или услугу;
•
обеспечивают сбыт (распределение) своей
продукции и обслуживают
Такие автономные группы имеют статус центров прибыли, а в отдельных случаях могут быть самостоятельными компаниями.
Особенности многомерных организаций:
•
бюджеты подразделений
•
в многомерных организациях нет
двойного подчинения, как в двумерной
матричной модели, руководство группы
едино;
•
отсутствует необходимость
• каждая часть организации в принципе может быть полностью автономной, занимаясь и набором кадров, и продажами готовой продукции и т.д.;
д) Партисипативные организации — это организации, использующие участие работников в управлении. Тем самым обеспечивается мотивированность их труда, обостряется чувство собственника. В таких организациях работники могут:
• участвовать в принятии решений;
• участвовать в процессе постановки целей;
• участвовать в решении проблем организации.
Им дано право:
• выдвигать предложения;
• вырабатывать альтернативы решений проблем;
•
выбирать окончательное решение.
Заключение
Использование
новых информационных технологий и
обострение конкурентной борьбы определяют
необходимость принципиального
изменения организации
1.
Организационная структура
2.
Признаком классификации
3.
Методический подход к
4.
Система развития
Литература:
1. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования. Учебное пособие. - М., 2003.