Организационная структура предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 13:57, реферат

Краткое описание

Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………...стр. 3

1. Понятие организационной структуры организации………………стр.4

2.Типология организаций по взаимодействию с внешней средой….стр.5

2.1 Характеристика механистических организационных структур управления………………………………………………………………. .стр.7

2.1. 1 Линейные структуры…………………………………………….стр.7

2.1.2 Функциональные структуры…………………………………….стр.9

2.1.3. Линейно-функциональные структуры………………………..стр.11

2.1.4. Линейно-штабные структуры…………………………………..стр.12

2.1.5. Дивизиональные структуры…………………………………….стр.13

2.2 Характеристика органических организационных структур управления……………………………………………………………….стр.15

2.2.1. Проектные структуры…………………………………………...стр.15

2.2.2. Матричные структуры…………………………………………..стр.17

2.2.3. Бригадные (командные) структуры……………………………стр.19

3. Типология организаций по взаимодействию с человеком……...стр. 22

Заключение……………………………………………………………….стр.26

Литература……………………………………………………………….стр.27

Файлы: 1 файл

Организационна структура предприятия.docx

— 51.61 Кб (Скачать)

     2.2.3. Бригадные (командные) структуры

     Еще один подход к созданию адаптивных организационных структур связан с  появлением организации типа конгломерата. Это не какая-то установившаяся и  упорядоченная структура. Скорее вся  организация приобретает форму, которая лучше всего подходит для данной конкретной ситуации. Так, в одном отделении фирмы может  использоваться продуктивная структура, в другом - функциональная структура, а в третьем - проектная или  матричная организация.

     Руководство высшего звена корпорации отвечает за долгосрочное планирование, разработку политики, а также за координацию  и контроль действий в рамках всей организации. Эту центральную группу окружает ряд фирм, которые, как правило, являются либо независимыми экономическими единицами, либо фактически независимыми фирмами. Эти фирмы почти полностью  автономны в отношении оперативных  решений. Они подчинены основной компании, как правило, в вопросах финансов. Ожидается, что они достигнут  намеченных показателей прибыльности и удержат затраты в пределах, установленных для всего конгломерата руководством высшего звена. Как выполнять эти обязанности, решает руководство соответствующей экономической единицы.

     Еще одна причина, по которой фирмы, входящие в состав конгломерата, сохраняют  собственные организационные структуры, состоит в том, что при этом можно очень быстро свертывать и  развертывать деловую активность в  различных областях с минимальным  нарушением сложившихся связей. Между  отдельными фирмами, входящими в  состав конгломерата, почти не существует взаимозависимости в отличие  от типичной департаментализации. Было бы немыслимо представить, например, что фирма с функциональной структурой ликвидировала свой отдел маркетинга только потому, что он работал ниже возможностей. Конгломерат, наоборот, может продать любую фирму, входящую в состав, из-за ее неудовлетворительной деятельности и купить фирму, отличающуюся хорошими экономическим перспективами, и все эти изменения вряд ли даже будут замечены другими подразделениями  конгломерата. Эти возможности сделали  конгломераты очень популярными  среди предпринимателей в наукоемких отраслях, где нужно быстро переходить к новым видам продукции и  столь же быстро прекращать выпуск устаревших.

3. Типы организаций по взаимодействию с человеком.

     Ранее отмечалось, что различие между организациями порождается характером взаимодействия между индивидом и организацией в целом. Основой данного различия является разница в приоритетах взаимодействующих сторон по ряду важных организационных переменных, характеризующих это взаимодействие. Ключевыми среди этих переменных являются те, которые относятся к организационной культуре, а именно: ценностные ориентации, нормы и т.п

     а) Корпоративная организация

     Корпоративная организация, или, проще, - корпорация, рассматривается как особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. В России  корпорации существуют в хозяйственной и культурной жизни в основном в форме различных государственных (министерства, ведомства и псевдоприватизированные естественные монополии) и общественных (союзы, общества, академии и политические партии) институтов.

     Поддерживая монополию на информацию, корпорация стремится стандартизировать свою деятельность и ее результаты, не допускать разрушительной для нее внутренней конкуренции. Поддержка слабых и ограничение сильных — основной принцип в борьбе против внутренних конкурентов. Отсюда — тенденция к уравниловке.

     Объединение людей через их разделение и поддержание монополии невозможно в корпоративной организации, если в ней не доминируют иерархические властные структуры. В основе данной схемы лежит принцип «разделяй и властвуй».

     Важным  условием и способом поддержания существования корпоративной организации является постоянное поддержание в ней дефицита тех или иных ресурсов, а если необходимо, то и обострение дефицита. Распределение в условиях монополии лидерами корпорации этого дефицита служит для них еще одним важным источником власти.

     Корпоративная организация берет на себя ответственность за своих членов, за человека. Это позволяет ей быть свободной в своих действиях по отношению к человеку. Существует суверенитет организации. «Коллективная» ответственность ставит человека в сильную зависимость и практически лишает его самостоятельности. Действует принцип «организация всегда права».

     В корпоративной организации интересы производства (или любой другой ее деятельности) определяют интересы воспроизводства самого работника. Интересы работника существуют всегда в «завтра», а интересы корпорации — в «сегодня».

     б) Индивидуалистская организация

     Противоположным корпоративному является индивидуалистский тип организации. Это тоже объединение людей, осуществляющих совместную деятельность, но объединение свободное, открытое и добровольное. Сама организация представляет собой совокупность или сообщество полуавтономных образований. Например, коллективная собственность в таких организациях — это не собственность всех, а собственность каждого члена коллектива.

     Монополия в индивидуалистской организации заменяется сочетанием конкуренции и кооперации в деятельности ее членов. Это во многом обеспечивается переходом к децентрализованным структурам с «центрами прибыли», демократическим предпринимательским структурам.

     Вместо  властной иерархии в индивидуалистской организации господствует принцип увязки интересов всех членов в рамках демократических процессов.

     Субъектом интереса в индивидуалистской организации становится личность. Все в организации начинает строиться вокруг человека. Не под работу ищется человек, а под человека, под его способности и мотивированность проектируется или создается работа. В организациях с индивидуалистской культурой эффективность означает то, насколько удовлетворяются потребности каждой отдельной личности. У организации в этом случае не может быть целей, отличных от целей ее членов. Практика свидетельствует, что конкурентоспособность таких организаций очень высокая.

     В индивидуалистской организации интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека. Человеку предоставляется возможность самообеспечения своей деятельности. Его «сегодняшний» интерес превращается в «завтрашний» интерес организации.

     Общечеловеческая  мораль и здравый смысл в поведении отличают индивидуалистскую организацию от корпоративной. Индивидуализм становится основой морали и культуры в организации, так как признается и допускается всеми ее членами. Преобладает лояльность обоим убеждениям, что еще больше укрепляет уверенность индивида в правоте своих действий.

     в) Эдхократическая организация - это организации, использующие высокую степень свободы в действиях работников, их компетентность и умение само­стоятельно решать возникающие проблемы. Эдхократия — это и управленческий стиль руководства, при котором средства достижения сложных целей выбираются самими исполнителями.

     Особенности эдхократических организаций:

     • работа в областях с высокой технологией, требующая высокой квалификации, творчества, инновационности и эффективной  совместной работы;

     • органическая структура с преобладанием  неформальных горизонтальных связей; часто структура организации  вовсе отсутствует;

     • иерархическое построение постоянно  изменяется, отношения по вертикали  и горизонтали носят преимущественно  неформальный характер;

     • отсутствует жесткая привязка человека к какой-то одной работе;

     • принятие решений, власть, система вознаграждения основаны на экспертной власти; 

     • риск и вознаграждение делятся между  участниками трудового процесса;

     • контроль за непосредственной работой  специалиста отсутствует, осуществляется только финансовый контроль.

     Эдхократические организации эффективны при реализации творческих проектов (кино, реклама, телевизионные  проекты, шоу, театральные постановки), внедрении новых технологий, при  анти­кризисном управлении.

     г) Многомерные организации — это организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции (как бы в трех измерениях) :

     • обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами;

     • производят для конкретного потребителя, рынка или территории конкретный продукт или услугу;

     • обеспечивают сбыт (распределение) своей  продукции и обслуживают конкретного  потребителя.

     Такие автономные группы имеют статус центров  прибыли, а в отдельных случаях  могут быть самостоятельными компаниями.

     Особенности многомерных организаций:

     • бюджеты подразделений разрабатываются  самими подразделениями, руководство  инвестирует в них средства (дает деньги взаймы);

     • в многомерных организациях нет  двойного подчинения, как в двумерной  матричной модели, руководство группы едино; 

     • отсутствует необходимость проведения каких либо реорганизаций взаимосвязей автономных групп, подразделения можно  просто создавать, ликвидировать или  модифицировать;

     • каждая часть организации в принципе может быть полностью автономной, занимаясь и набором кадров, и  продажами готовой продукции  и т.д.;

     д) Партисипативные организации — это организации, использующие участие работников в управлении. Тем самым обеспечивается мотивированность их труда, обостряется чувство собственника. В таких организациях работники могут:

     • участвовать в принятии решений;

     • участвовать в процессе постановки целей;

     • участвовать в решении проблем  организации.

     Им  дано право:

     • выдвигать предложения;

     • вырабатывать альтернативы решений  проблем;

     • выбирать окончательное решение.  
Заключение

     Использование новых информационных технологий и  обострение конкурентной борьбы определяют необходимость принципиального  изменения организации управления предприятием, что возможно с помощью  разработки механизма формирования и развития организационной структуры  управления предприятием, которая позволит упорядочить разрозненные элементы создания организационной структуры  для наиболее эффективного достижения целей предприятия.

     1. Организационная структура управления  предприятием представляет собой  состав и взаимосвязь элементов  системы управления, каждый из  которых выполняет соответствующую  функцию для достижения целей  предприятия на основе удовлетворения  реальных и потенциальных потребностей  рынка товаров и услуг. 

     2. Признаком классификации организационных  структур управления предприятием  является тип организационной  структуры, который соответствует  типу предприятия и включает  определенные виды организационных  структур.

     3. Методический подход к формированию  организационной структуры управления  предприятием определяется исходя  из результатов исследования  рыночной конъюнктуры, выбора  перспективного направления деятельности, анализа организационных структур  предприятий, выпускающих аналогичную  продукцию и разработки стратегического  плана предприятия. 

     4. Система развития организационной  структуры управления предприятием  рассматривается как совокупность  элементов, взаимосвязь между  которыми способствует развитию  организационной структуры, обеспечивающему  наиболее эффективную реализацию  стратегии предприятия.

 

Литература:

1. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования. Учебное пособие. - М., 2003.

Информация о работе Организационная структура предприятия