Организационная структура предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Управление неминуемо сопровождает деятельность человека, и всякая деятельность человека нуждается в управлении. Деятельность человека определяет возможность его гармоничных взаимоотношений с естественной и социальной средой, возможности выполнения специфических умений и навыков в различных сферах и условиях деятельности (учебной, трудовой, военной, спортивной и т.д.) и направлена на достижение определенно приспосабливающего эффекта организма человека и совершенствования динамики этого процесса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….….3
1. Сущность организационной структуры управлени
Теоретические основы управления …………………………………….…….5
Понятия и виды организационных структур…………….……………..…17
Методика анализа организационной структуры ………………......28
ВЫВОД…………………………………………………………………………..32
2. Анализ деятельности предприятия и организационной структуры
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ФГУП «Германий»……………………………………………….33
2.2 SWOT-анализ метод изучени сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и угроз со стороны окружения………..………………………45
2.3 Анализ организационной структуры ФГУП «Германий»………………...57
ВЫВОД…………………………………………………………………………...62
3. Разработка эффективного управления персоналом в рамках предприятия ФГУП «Германий»
3.1 Анализ управления персоналом на предприятии ФГУП «Германий»......64
3.2 Разработка рекомендаций по эффективным взаимоотношениям руководителей различных подразделений с персоналом в конкретных ситуациях………………………………………………………..……………..…68
3.3 Разработка и реализация карьеры сотрудника подразделения …………..71
Заключение………………………………………………………………...….….80
Библиографический список…………………………………………...………...83
Приложение ………………………………………………………………….…..85

Файлы: 1 файл

!!!курсрвая менеджмент.doc

— 817.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………….….3

 

1. Сущность организационной структуры управления

    1. Теоретические основы управления …………………………………….…….5
    2. Понятия и виды организационных структур……………. ……………..…17
    3. Методика анализа организационной структуры ……………………......28

ВЫВОД…………………………………………………………………………..32

2. Анализ деятельности предприятия и организационной структуры

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ФГУП «Германий»……………………………………………….33

2.2 SWOT-анализ метод изучения сильных  и слабых сторон организации, ее возможностей  и угроз со стороны окружения………..………………………45

2.3 Анализ организационной структуры ФГУП «Германий»………………...57

ВЫВОД…………………………………………………………………………...62

3. Разработка эффективного управления персоналом в рамках предприятия ФГУП «Германий» 

3.1 Анализ управления персоналом на предприятии  ФГУП «Германий»......64

3.2 Разработка рекомендаций по эффективным взаимоотношениям руководителей различных подразделений с персоналом в конкретных ситуациях………………………………………………………..……………..…68

3.3 Разработка и реализация карьеры сотрудника подразделения …………..71

Заключение………………………………………………………………...….….80

Библиографический список…………………………………………...………...83

Приложение ………………………………………………………………….…..85

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Структура организации – это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение целей организации, т.е. "организационная структура управления" (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур организации, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций, - это показывает актуальность и важность данной темы в современных условиях.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво  взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации  как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций организационная структура представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

На сегодняшний день, в России в интересах выживания и гибкого реагирования на динамично меняющиеся рыночные условия, повышения устойчивости и адаптационной способности в удовлетворении потребительского спроса, преодоления отставания в развитии техники и технологии, в обеспечении высокого качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг предприятия должны целенаправленно проводить организационные изменения. Благодаря этому преодолевается инертность и застой в структурах управления, в сложившейся системе связей и отношений.

Целью данной курсовой работы, главным образом, будет являться диагностика  и разработка программы совершенствование структуры организации производственного предприятия ФГУП «Германий».

Для  достижения поставленной цели  в  работе  были  поставлены  следующие  задачи:

  • изучение теоретических аспектов сущности организационной структуры;
  • анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • проведение SWOT-анализа с целью изучения сильных  и слабых сторон организации, ее возможностей  и угроз со стороны окружения;
  • анализ организационной структуры предприятия
  • разработка рекомендаций по эффективным взаимоотношениям руководителей различных подразделений с персоналом в конкретных ситуация
  • разработка и реализация карьеры сотрудника подразделения

Теоретической основой при выполнении курсовой работы использовалась экономическая литература отечественных и зарубежных авторов, устав предприятия ФГУП «Германий».

          Методологической основой написания данной курсовой работы является использование в процессе проводимых исследований  совокупности различных приемов и методов, а именно анализа,     сравнения и наблюдения. Применение каждого из данных приемов методов определяется характером решаемых в процессе исследования задач.

Предметом исследования в курсовой работе является диагностика  и разработка программы совершенствование структуры организации производственного предприятия ФГУП «Германий».

Объектом исследования является Федеральное государственное унитарное предприятие «Германий», которое находиться по адресу         г. Красноярск, Транспортный проезд, 1.

          Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения,  библиографического списка и приложения. Общий объем работы                        84 страницы. Курсовая работа иллюстрирована 11 рисунками; 17 таблицами; приложением. Библиографический  список включает в себя 20 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Понятие и виды организационной структуры управления

 

1.1 Теоретические основы управления

 

Управление неминуемо  сопровождает деятельность человека, и всякая деятельность человека нуждается в управлении. Деятельность человека определяет возможность его гармоничных взаимоотношений с естественной и социальной средой, возможности выполнения специфических умений и навыков в различных сферах и условиях деятельности (учебной, трудовой, военной, спортивной и т.д.) и направлена на достижение определенно приспосабливающего эффекта организма человека и совершенствования динамики этого процесса. Для того чтобы это было приведено в жизнь любую деятельность необходимо организовывать и контролировать, то есть подвергать управлению. [8.]

Таким образом, есть основания  утверждать, что управление – это наука являющаяся объективной потребностью всякой деятельности человека.

Наука управления имеет  в своей основе ряд принципов. Понятие принцип (лат principium – основа, начало) чаще всего используется в двух значениях: 1) основное, исходное положение какой либо теории, учения; основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения. [10.]

Принципы управления – это правила, которыми руководствуются  или должны руководствоваться субъекты управления в определенных условиях социально-экономического развития. Они  определяют требования к системе, процессу и механизму управления. С развитием общества изменяются и принципы управления.

В научной и учебной  литературе нет единой классификации  принципов управления. Для изучения и совершенствования системы  управления важное значение имеют принципы управления, сформулированные А. Файолем. К ним относятся:

1. Разделение труда.  Это необходимо для выполнения  большей по объему и лучшей  по качеству работы.

2. Полномочия и ответственность.  Делегирование полномочий каждому  работающему, ответственность за  выполнение работы.

3. Дисциплина. Она предполагает соблюдение достигнутых между работниками и руководством соглашений. Нарушение достигнутых соглашений ведет к санкциям.

4. Единоначалие. Получение  приказа и отчет только перед  одним непосредственным начальником.

5. Единство действий. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных  интересов общим. Интересы одного  работника или группы работников  не должны превалировать над  интересами фирмы или организации  большего масштаба.

7. Вознаграждение. Для  того, чтобы обеспечить верность  и поддержку работников, они должны  получать справедливую зарплату  за свой труд.

8. Централизация. Достижение  лучших результатов при правильном  соотношении между централизацией (сосредоточением управления в одном месте, в одних руках) и децентрализацией (передачей прав, функций и ответственности с верхних уровней управления на нижние).

9. Скалярная цепь. Передача  распоряжений и осуществление  коммуникаций между уровнями  иерархии как непрерывная цепь команд (“цепь начальников”).

10. Порядок. Рабочее  место для каждого работника  и каждый работник на своем  месте.

11. Справедливость. Справедливое  проведение в жизнь правил  и соглашений на всех уровнях  скалярной цепи.

12. Стабильность персонала.  Установка работников на лояльность организации и долгосрочную службу. Высокая текучесть кадров снижает эффективность работы организации. При этом следует учитывать, что посредственный работник, как правило, держится за место, в то время как талантливый - нередко склонен к перемене мест работы.

13. Инициатива. Поощрение  работающих к выработке независимых  суждений и действий в границах  их полномочий и работ.

14. Корпоративный дух.  Гармония интересов персонала  и организации (“в единении - сила”). [6.]

 

Управление выполняет множество функций. Понятие функция используется в следующих значениях: 1) зависимость какого-либо явления от какой-либо определенной величины, аргумента; 2) роль, назначение чего-либо; 3) обязанности, круг деятельности. Среди функций управления в первую очередь выделяют следующие: планирование, организация, координация, мотивация, контроль и учет. Существуют и иные классификации функций управления.[11]

 

Планирование.

         Это вид управленческой деятельности, связанной с определением целей управляемой системы, поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей, и формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей.

В ходе планирования разрабатываются  планы. План представляет собой намеченную на определенный период работу с указанием ее целей, содержания, объемов, методов, последовательности и сроков выполнения. Планы – это не столько директивы, которым надо жестко следовать, а, скорее всего, индикаторы, показывающие эффективные пути решения целей и задач управляемой системы в конкретной ситуации ее развития.

Отсутствие планирования ставит управляемую систему в  такое положение, когда она не понимает стоящих перед ней целей  и задач, теряет ориентацию в современном  мире, так как руководствуется в основном краткосрочными интересами и не понимает глубинного смысла происходящих событий, оказывается в более уязвимой позиции по сравнению с конкурентами.

Планирование состоит  из следующих стадий:

- объективный анализ  состояния всех сторон системы и определение ее возможностей;

- определение цели  системы и способов ее достижения. Цель должна быть определена  четко, конкретно и содержать  цифры, сроки и исполнителей;

- доведение планов  до всех, кто должен их выполнять  и кто несет ответственность за их реализацию.

  • выбор методов оперативного контроля.

 

Организация.

Является второй функцией управления. Ее задачей является формирование структуры управления организацией, а также обеспечение всем необходимым для ее нормального функционирования – персоналом, зданиями, оборудованием, финансовыми ресурсами и т. д. Организационная функция обеспечивает переход управляемой системы из существующего состояния в желаемое, планируемое. Функция организации связана с созданием необходимых условий для достижения поставленных в процессе планирования целей. Функция организации включает распределение работы среди персонала, группировку задач в логические блоки и создание подразделений (отделов, секторов), координацию работы подразделений.

 Мотивация.

 

Мотивация – функция управления, имеющая целью активизировать деятельность людей и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, определенных в планах. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его поведения можно эффективно воздействовать на него.

Информация о работе Организационная структура предприятия