Организационная структура предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Управление неминуемо сопровождает деятельность человека, и всякая деятельность человека нуждается в управлении. Деятельность человека определяет возможность его гармоничных взаимоотношений с естественной и социальной средой, возможности выполнения специфических умений и навыков в различных сферах и условиях деятельности (учебной, трудовой, военной, спортивной и т.д.) и направлена на достижение определенно приспосабливающего эффекта организма человека и совершенствования динамики этого процесса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….….3
1. Сущность организационной структуры управлени
Теоретические основы управления …………………………………….…….5
Понятия и виды организационных структур…………….……………..…17
Методика анализа организационной структуры ………………......28
ВЫВОД…………………………………………………………………………..32
2. Анализ деятельности предприятия и организационной структуры
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ФГУП «Германий»……………………………………………….33
2.2 SWOT-анализ метод изучени сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и угроз со стороны окружения………..………………………45
2.3 Анализ организационной структуры ФГУП «Германий»………………...57
ВЫВОД…………………………………………………………………………...62
3. Разработка эффективного управления персоналом в рамках предприятия ФГУП «Германий»
3.1 Анализ управления персоналом на предприятии ФГУП «Германий»......64
3.2 Разработка рекомендаций по эффективным взаимоотношениям руководителей различных подразделений с персоналом в конкретных ситуациях………………………………………………………..……………..…68
3.3 Разработка и реализация карьеры сотрудника подразделения …………..71
Заключение………………………………………………………………...….….80
Библиографический список…………………………………………...………...83
Приложение ………………………………………………………………….…..85

Файлы: 1 файл

!!!курсрвая менеджмент.doc

— 817.00 Кб (Скачать)

Исследователи разделяют  современные теории мотивации на два типа: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории базируются на идентификации потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Наиболее видными представителями данного типа теории мотивации являются А. Маслоу, К. Альдерфер, Д. МакКлелланд, Ф. Герцберг. В процессе жизнедеятельности человек испытывает ряд потребностей, когда ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Хотя нет единого взгляда на систему

потребностей человека, однако большинство психологов придерживаются мнения, что потребности можно  классифицировать на первичные и  вторичные. Первичные потребности  являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными, например, потребность в пище и сне. Вторичные потребности являются психологическими, например, потребность в любви, уважении. Первичные потребности заложены в человеке генетически, а вторичные обычно осознаются людьми с опытом. Поскольку люди имеют различный жизненный опыт, то их вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные.[8.]

А. Маслоу предположил, что  люди в своих мотивациях опираются  на пять видов потребностей. Он считал, что потребности формируют иерархию, в которой любая другая потребность становится мотиватором только после того, как низшая в иерархии будет пройдена. Иерархия потребностей А. Маслоу выглядит следующим образом:

- физиологические потребности  (нужда в пище, воде, сне и других  вещах, необходимых для обеспечения жизни);

- потребности безопасности (нужда в безопасности, защите, порядке,  мире);

- социальные потребности  (например, потребность в любви  и принадлежности к определенной  социальной группе). Люди сытые  и находящиеся в безопасности ощущают нужду в друзьях и семье, в принадлежности к группе);

- потребности уважения (статус, престиж, слава, успех,  внимание);

- потребности в самовыражении,  самореализации, личной власти.

Два первых уровня относятся  к первичным потребностям, остальные – к вторичным. Как правило, потребности вторичные начинают волновать личность лишь после удовлетворения первичных потребностей. Хотя бывают случаи, когда люди ради реализации вторичных потребностей пренебрегают частью первичных. Потребности человека находятся в постоянном развитии.

На практике, человек  управляем, поэтому задача управленца – найти стимулы, наиболее подходящие для данного работника в конкретной ситуации.

 Контроль.

 

Контроль представляет собой процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей. Процесс контроля состоит из трех основных элементов:

- установление стандартов  деятельности системы, подлежащих  проверке. Это может быть точное  определение целей, которые должны  быть достигнуты в определенный  отрезок времени или вытекающих из принятых планов;

- измерение того, что  было достигнуто и сравнение  достигнутого с ожидаемыми результатами;

- корректировка управленческих  процессов, если достигнутые результаты  существенно отличаются от установленных  стандартов.

Задача контроля состоит не столько в том, чтобы зафиксировать отклонение от установленного стандарта, а сколько в том, чтобы не допустить такого отклонения, достичь цели в намеченные сроки.

Черты эффективного контроля:

- своевременность –  устранять отклонения прежде, чем  они примут опасные размеры;

- ориентация на результат  – важно проконтролировать результат  выполнения работы, а не ее  процесс;

- экономичность –  выгоды приносимые им должны  превышать затраты на его проведение;

- гибкость – корректировка  процедур контроля и набора контролируемых параметров в зависимости от меняющейся ситуации;

- простота – он, как  правило, наиболее экономичный,  эффективный, понятный работникам;

- стратегический характер  – контролировать прежде всего  достижение стратегических целей,  а не промежуточных.

Желательно избегать чрезмерного контроля над людьми, тем более из-за недоверия к  ним, поскольку кроме пустой траты  средств и лишних эмоций это ничего не дает. В то же время слабый контроль, а тем более бесконтрольность является признаком неэффективного управления.

Различают следующие  виды контроля:

- предварительный –  осуществляется до начала непосредственных  работ. Его основная задача  состоит в проверке готовности  системы, ее персонала к работе;

- текущий – осуществляется  непосредственно в ходе проведения работ;

- заключительный –  осуществляется после того, как  работа выполнена.

Технология контроля осуществляется по следующей схеме:[7.]

- выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка);

- определение целей  контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля);

- установление норм  контроля (этические, производственные, правовые);

- выбор методов контроля (диагностический, терапевтический);

- определение объема  и области контроля (сплошной, эпизодический,  финансовый, качества продукции и услуг).

В последнее время  в мировой практике получил широкое  распространение бенчмаркинг –  новый метод контроля, особая управленческая процедура внедрения в практику работы организации технологий, стандартов и методов работы лучших организаций-аналогов. В процессе бенчмаркинга осуществляется поиск организаций (предприятий), которые показывают наивысшую эффективность, обучение их методам работы и реализации передовых методов в собственных условиях.

 

Управление осуществляется с помощью системы методов. Под методом управления понимается прием или способ воздействия на управляемую систему для достижения поставленных целей.

Основу системы методов  используемых в управлении составляет общенаучная методология, предусматривающая  системный подход к решению проблем, а также применение таких методов как моделирование, экспериментирование, экономико-математические и социологические измерения и др.

Подходы, способы, приемы, с помощью которых осуществляются различные виды управленческих работ, называются конкретными методами. Их классификация осуществляется по трем основным направлениям: управления функциональными подсистемами; выполнения функций управления; принятия управленческих решений.

При выполнении функции  планирования используются методы экстраполяции, регрессивного анализа, построения сценариев, моделирования, мозговой атаки, экспертный, формирования дерева проблем и решений и т.д.

Методы организации  совместной деятельности чаще всего  классифицируются на административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические.

Административные методы позволяют формировать основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, регламентирующих права и ответственность подразделений  и отдельных работников. Административное воздействие осуществляется в следующих формах:

- прямое административное  указание, имеющее обязательный  характер для управляемой системы  (приказ, распоряжение);

- установление правил, регулирующих деятельность управляемой  системы (положения о структурных подразделениях, нормативы);

- разработка рекомендаций  по организации и совершенствованию  тех или иных процессов в  управляемой системе;

- контроль и надзор  за деятельностью управляемой  системы.

Административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, то есть администрированием. Административные методы управления регламентированы нормативно-правовыми актами.

Экономические методы. В  группу экономических методов управления включают методы экономического стимулирования, ценообразования, финансирования, кредитования и др. Сущность экономических методов заключается в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работников и контрагентов с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы управляемых систем. [6.]

Социально-психологические  методы. Данные методы основываются на использовании моральных стимулов, особых способов коммуникации, образов, метафор и других приемов воздействия на эмоции людей. Социально-психологические методы управления направлены в первую очередь на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала.

В процессе принятия управленческих решений используются методы номинальной групповой техники, мозговой атаки и др.

В практике управления, как  правило, одновременно применяются  различные методы, которые органически  дополняют друг друга. Их эффективность  зависит от того, насколько субъект  управления способен применить ту их совокупность, которая необходима в конкретной управленческой ситуации.

 

Процесс управления представляет собой совокупность отдельных видов  деятельности, направленных на обеспечение  функционирования и развития системы  в интересах достижения стоящих  перед ней целей. В процессе управления решаются две задачи:

- тактическая – связана  с поддержанием устойчивости  и взаимодействия всех элементов  системы;

- стратегическая –  обеспечивает развитие и совершенствование  системы, перевод ее в качественно  иное состояние.

Процесс управления включает следующие элементы:

- предмет и продукт  управленческго труда (информация, решения);

- средства управленческого  труда (компьютеры, телефоны и т.д.).

В процессе управления выполняется  множество операций. Среди них  выделяются такие: вычислительные, логические, описательные, контрольные, сбора и  анализа информации и т.п.

Документально зафиксированная  последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание составляющих его операций называется управленческой процедурой. Способ выполнения управленческих операций и их элементов в оптимальной последовательности при рациональном распределении между исполнителями с учетом их квалификации и затрат времени называется управленческой технологией.

Выделяют следующие виды технологий управления:

- линейная – характеризуется  строгой последовательностью отдельных  управленческих фаз, вытекающих друг из друга и сменяющихся в соответствии с заранее намеченным планом (например, при управлении поездов);

- управления по отклонениям  - исходит из того, что незначительные  отклонения не требуют корректировки  управленческого процесса и преодоление  незначительных отклонений возможно  силами самих исполнителей; вмешательство  руководителя происходит лишь  при значительной величине отклонений;

- управления по результатам  – заключается в том, что  в зависимости от степени достижения  запланированных результатов на  предыдущей фазе, происходит уточнение  последующих управленческих действий (например, при управлении войсками);

- управления по целям;

- управления по ситуации;

- поискового управления.

Управление представляет собой сложную систему. Система  – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых и  взаимодействующих элементов, каждый из которых служит единству целого. В систему управления входят:

1) субъект управления  – это лицо, группа лиц, специально  созданный орган или общество  в целом, которые воздействуют  на управляемую систему в целях  обеспечения ее функционирования  и движения к заданной цели. Субъект управления осуществляет управленческую и организационную работу, принимает решения и обеспечивает достижение поставленных целей. Субъект управления называют еще управляющей системой. Очень часто из круга субъектов управления исключается общество, что неверно.

2) объект управления  – это общество и его элементы (государство, регион, муниципальное  образование, отрасль, предприятие,  трудовой коллектив, семья, личность  и т.п.) на которые направлено  управленческое воздействие в  целях обеспечения их функционирования и развития. Объект управления иногда называют управляемой системой. Объекты управления можно классифицировать по следующим основаниям:

По масштабам и уровням  управленческого воздействия объектами  управления выступает мировое сообщество, страна, регион, муниципальное образование, отрасль, предприятие, коллектив и т. п.

По сферам общественной жизни объекты управления включают в себя экономическую, политическую, социальную, культурную деятельность.

По адресату управленческого  воздействия объекты управления подразделяются на население страны, региона, муниципального образования; персонал министерств, предприятий, организаций и учреждений; персонал органов государственной и муниципальной власти и т.п.

Информация о работе Организационная структура предприятия