Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:16, курсовая работа
Управление неминуемо сопровождает деятельность человека, и всякая деятельность человека нуждается в управлении. Деятельность человека определяет возможность его гармоничных взаимоотношений с естественной и социальной средой, возможности выполнения специфических умений и навыков в различных сферах и условиях деятельности (учебной, трудовой, военной, спортивной и т.д.) и направлена на достижение определенно приспосабливающего эффекта организма человека и совершенствования динамики этого процесса.
Введение…………………………………………………………….….3
1. Сущность организационной структуры управлени
Теоретические основы управления …………………………………….…….5
Понятия и виды организационных структур…………….……………..…17
Методика анализа организационной структуры ………………......28
ВЫВОД…………………………………………………………………………..32
2. Анализ деятельности предприятия и организационной структуры
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ФГУП «Германий»……………………………………………….33
2.2 SWOT-анализ метод изучени сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и угроз со стороны окружения………..………………………45
2.3 Анализ организационной структуры ФГУП «Германий»………………...57
ВЫВОД…………………………………………………………………………...62
3. Разработка эффективного управления персоналом в рамках предприятия ФГУП «Германий»
3.1 Анализ управления персоналом на предприятии ФГУП «Германий»......64
3.2 Разработка рекомендаций по эффективным взаимоотношениям руководителей различных подразделений с персоналом в конкретных ситуациях………………………………………………………..……………..…68
3.3 Разработка и реализация карьеры сотрудника подразделения …………..71
Заключение………………………………………………………………...….….80
Библиографический список…………………………………………...………...83
Приложение ………………………………………………………………….…..85
Исследователи разделяют современные теории мотивации на два типа: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории базируются на идентификации потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Наиболее видными представителями данного типа теории мотивации являются А. Маслоу, К. Альдерфер, Д. МакКлелланд, Ф. Герцберг. В процессе жизнедеятельности человек испытывает ряд потребностей, когда ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Хотя нет единого взгляда на систему
потребностей человека, однако большинство психологов придерживаются мнения, что потребности можно классифицировать на первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными, например, потребность в пище и сне. Вторичные потребности являются психологическими, например, потребность в любви, уважении. Первичные потребности заложены в человеке генетически, а вторичные обычно осознаются людьми с опытом. Поскольку люди имеют различный жизненный опыт, то их вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные.[8.]
А. Маслоу предположил, что люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей. Он считал, что потребности формируют иерархию, в которой любая другая потребность становится мотиватором только после того, как низшая в иерархии будет пройдена. Иерархия потребностей А. Маслоу выглядит следующим образом:
- физиологические потребности (нужда в пище, воде, сне и других вещах, необходимых для обеспечения жизни);
- потребности безопасности (нужда в безопасности, защите, порядке, мире);
- социальные потребности
(например, потребность в любви
и принадлежности к
- потребности уважения (статус, престиж, слава, успех, внимание);
- потребности в самовыражении, самореализации, личной власти.
Два первых уровня относятся к первичным потребностям, остальные – к вторичным. Как правило, потребности вторичные начинают волновать личность лишь после удовлетворения первичных потребностей. Хотя бывают случаи, когда люди ради реализации вторичных потребностей пренебрегают частью первичных. Потребности человека находятся в постоянном развитии.
На практике, человек
управляем, поэтому задача управленца
– найти стимулы, наиболее подходящие
для данного работника в
Контроль представляет собой процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей. Процесс контроля состоит из трех основных элементов:
- установление стандартов
деятельности системы,
- измерение того, что
было достигнуто и сравнение
достигнутого с ожидаемыми
- корректировка управленческих
процессов, если достигнутые
Задача контроля состоит не столько в том, чтобы зафиксировать отклонение от установленного стандарта, а сколько в том, чтобы не допустить такого отклонения, достичь цели в намеченные сроки.
Черты эффективного контроля:
- своевременность – устранять отклонения прежде, чем они примут опасные размеры;
- ориентация на результат
– важно проконтролировать
- экономичность –
выгоды приносимые им должны
превышать затраты на его
- гибкость – корректировка процедур контроля и набора контролируемых параметров в зависимости от меняющейся ситуации;
- простота – он, как
правило, наиболее экономичный,
- стратегический характер
– контролировать прежде всего
достижение стратегических
Желательно избегать чрезмерного контроля над людьми, тем более из-за недоверия к ним, поскольку кроме пустой траты средств и лишних эмоций это ничего не дает. В то же время слабый контроль, а тем более бесконтрольность является признаком неэффективного управления.
Различают следующие виды контроля:
- предварительный –
осуществляется до начала
- текущий – осуществляется
непосредственно в ходе проведе
- заключительный – осуществляется после того, как работа выполнена.
Технология контроля осуществляется по следующей схеме:[7.]
- выбор концепции контроля
(система, процесс, частная
- определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля);
- установление норм контроля (этические, производственные, правовые);
- выбор методов контроля
(диагностический,
- определение объема и области контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества продукции и услуг).
В последнее время в мировой практике получил широкое распространение бенчмаркинг – новый метод контроля, особая управленческая процедура внедрения в практику работы организации технологий, стандартов и методов работы лучших организаций-аналогов. В процессе бенчмаркинга осуществляется поиск организаций (предприятий), которые показывают наивысшую эффективность, обучение их методам работы и реализации передовых методов в собственных условиях.
Управление осуществляется с помощью системы методов. Под методом управления понимается прием или способ воздействия на управляемую систему для достижения поставленных целей.
Основу системы методов используемых в управлении составляет общенаучная методология, предусматривающая системный подход к решению проблем, а также применение таких методов как моделирование, экспериментирование, экономико-математические и социологические измерения и др.
Подходы, способы, приемы,
с помощью которых
При выполнении функции планирования используются методы экстраполяции, регрессивного анализа, построения сценариев, моделирования, мозговой атаки, экспертный, формирования дерева проблем и решений и т.д.
Методы организации
совместной деятельности чаще всего
классифицируются на административные
(организационно-
Административные методы
позволяют формировать основные
системы управления в виде устойчивых
связей и отношений, регламентирующих
права и ответственность
- прямое административное
указание, имеющее обязательный
характер для управляемой
- установление правил,
регулирующих деятельность
- разработка рекомендаций
по организации и
- контроль и надзор за деятельностью управляемой системы.
Административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, то есть администрированием. Административные методы управления регламентированы нормативно-правовыми актами.
Экономические методы. В
группу экономических методов
Социально-психологические
методы. Данные методы основываются на
использовании моральных
В процессе принятия управленческих решений используются методы номинальной групповой техники, мозговой атаки и др.
В практике управления, как правило, одновременно применяются различные методы, которые органически дополняют друг друга. Их эффективность зависит от того, насколько субъект управления способен применить ту их совокупность, которая необходима в конкретной управленческой ситуации.
Процесс управления представляет собой совокупность отдельных видов деятельности, направленных на обеспечение функционирования и развития системы в интересах достижения стоящих перед ней целей. В процессе управления решаются две задачи:
- тактическая – связана
с поддержанием устойчивости
и взаимодействия всех
- стратегическая –
обеспечивает развитие и
Процесс управления включает следующие элементы:
- предмет и продукт
управленческго труда (
- средства управленческого труда (компьютеры, телефоны и т.д.).
В процессе управления выполняется множество операций. Среди них выделяются такие: вычислительные, логические, описательные, контрольные, сбора и анализа информации и т.п.
Документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание составляющих его операций называется управленческой процедурой. Способ выполнения управленческих операций и их элементов в оптимальной последовательности при рациональном распределении между исполнителями с учетом их квалификации и затрат времени называется управленческой технологией.
Выделяют следующие виды технологий управления:
- линейная – характеризуется
строгой последовательностью
- управления по отклонениям
- исходит из того, что незначительные
отклонения не требуют
- управления по результатам
– заключается в том, что
в зависимости от степени
- управления по целям;
- управления по ситуации;
- поискового управления.
Управление представляет собой сложную систему. Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых и взаимодействующих элементов, каждый из которых служит единству целого. В систему управления входят:
1) субъект управления
– это лицо, группа лиц, специально
созданный орган или общество
в целом, которые воздействуют
на управляемую систему в
2) объект управления
– это общество и его элементы
(государство, регион, муниципальное
образование, отрасль,
По масштабам и уровням
управленческого воздействия
По сферам общественной жизни объекты управления включают в себя экономическую, политическую, социальную, культурную деятельность.
По адресату управленческого воздействия объекты управления подразделяются на население страны, региона, муниципального образования; персонал министерств, предприятий, организаций и учреждений; персонал органов государственной и муниципальной власти и т.п.