Организационная структура предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 13:58, контрольная работа

Краткое описание

Если рассматривать организацию как некую систему, то наряду с такими ее свойствами, как открытость, реальность, сложность, целостность, полиструктурность, изменчивость, иерархичность можно выделить то, что организация — это еще и «живущая» система. Организация имеет свои входы и выходы. Внутри нее происходит трансформация входов в выходы. Организация имеет свои границы, она живет в окружающей ее среде, которая влияет на нее.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..…...3
1. Понятие и сущность организационной структуры предприятия……..4
2. Виды организационных структур………………………………………4
2.1Типы организаций по взаимодействию с внешней средой…..….…...5
2.2 Типы организаций по взаимодействию подразделений…………......7
2.3 Типы организаций по взаимодействию с человеком:…………........11
3. Сравнение структур управления……………………………...…….....14
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованных источников……………………………………21

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

                     Государственное Образовательное Учреждение

                      Высшего Профессионального образования

         «Мордовский Государственный Институт им.М.Е.Евсевьева» 
 
 
 

           Факультет педагогического   и художественного образования  

Кафедра экономики и управления образованием 

                                        

                           Контрольная работа

                           по Менеджменту

на тему: «Организационная структура предприятия».

                                                           

                                                    

                                                  

                                                    Выполнила: Азоркина Н.Е.,студентка

                                                    ПЗД-208.

                                                    Проверил: Бурляева О.В. 

                                       

                                       

                                            

                                               

Саранск 2011 
 
 

     Содержание.

     Введение………………………………………………………………..…...3

     1. Понятие и сущность организационной структуры предприятия……..4

     2. Виды организационных структур………………………………………4

     2.1Типы  организаций по взаимодействию с внешней средой…..….…...5

     2.2 Типы организаций по взаимодействию подразделений…………......7

     2.3 Типы организаций по взаимодействию с человеком:…………........11

     3. Сравнение структур управления……………………………...…….....14

     Заключение………………………………………………………………..20

     Список  использованных источников……………………………………21 
Введение

     Если рассматривать организацию как некую систему, то наряду с такими ее свойствами, как открытость, реальность, сложность, целостность, полиструктурность, изменчивость, иерархичность можно выделить то, что организация — это еще и «живущая» система. Организация имеет свои входы и выходы. Внутри нее происходит трансформация входов в выходы.   Организация имеет свои границы, она живет в окружающей ее среде, которая влияет на нее. Любая организация проявляет некоторые свойства живого организма, такие как изменчивость, адаптируемость, целостность, открытость, развиваемость, выживаемость и т.д. Следовательно, организация, как и живая система, является живущей системой. Менеджмент придает организации свойства живущей системы, развивает ее. Управление фирмами реализуется в рамках конкретного хозяйственного механизма, в котором различают статистику (его организационную структуру) и динамику (протекающие процессы принятия решений). 

 

       1. Понятие и сущность организационной структуры управления.

     Организация - пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

     Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми [1,c.196].  

     2. Виды организационных структур.

     Очевидным является то, что каждая организация представляет собой достаточно сложную технико-экономическую и социальную систему, отражающую ее индивидуальность  и специфику. Описать эту систему возможно, если определить характер взаимодействия на каждом из ее уровней: «организация - внешняя среда», «подразделение - подразделение» или «группа-группа», «индивид-организация».

     Согласно существующей теории и практике, взаимодействие на уровне «организация - внешняя среда» может осуществляться с помощью механистического или органического подходов и соответственно организация может получить одну из этих характеристик. Взаимодействие на уровне «подразделение- подразделение» реализуется с помощью комбинаций различных типов департменизации и выступает в рамках организационных структур: традиционной, дивизиональной или отделенческой, матричной. И, наконец, на уровне  «индивид-организация» взаимодействие в зависимости от того, какая сторона играет лидирующую роль, может придать организации «индивидуалитский» или «корпоративный» характер. [3,c.101]

     

     

     

     

     

     

       

     Табл.1 Типы организационных структур

     2.1 Типы организаций  по взаимодействию  с внешней средой.

       Применение термина «механистический» к организации используется для того, чтобы показать, что система спроектирована наподобие машинного механизма, предназначенного для производительных операций. В последние годы механистический подход подвергается сильной критике. Термин «органический» как бы придает организации качества живого организма, свободного от недостатков механистической структуры.

      а)Механистический подход к проектированию организации характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение.

     Многие специалисты  считают механистический подход синонимом веберовской бюрократической организации. Немецкий социолог и экономист М.Вебер вошел в историю тем, что сформулировал в начале века понятие бюрократии как организации, имеющей определенные характеристики.

     Свои преимущества, например такие, как предсказуемость и производительность, бюрократическая система может реализовать при следующих условиях:

     -в организации известны общие цели и задачи;

     -работа в организации может делиться на отдельные операции;

     -общая цель организации должна быть достаточно простой, чтобы позволить выполнить ее на основе централизованного планирования;

     -выполнение работы индивида может достоверно измеряться;

     -денежное вознаграждение мотивирует работника;

     -власть руководителя признается как законная.

     Конечно, существует много других условий, важных для успеха любой организации, например таких, как наличие ресурсов и спрос на результат деятельности. Однако вышеперечисленные условия очень важны для эффективной деятельности организации, построенной на основе механистического подхода.

     б)Органический подход к проектированию организации характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях, когда используется нерутинная технология (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение.

     Органический подход позволяет организации лучше взаимодействовать с новым окружением, быстрее адаптироваться к изменениям, т.е. являться более гибкой. Органический подход является полной противоположностью «идеальной» бюрократии [2,c.95]. 

     2.2 Типы организаций  по взаимодействию  подразделений.

     Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.

     Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

     Различают связи:

     -линейные (административное подчинение),

     -функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения),

     -межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

     В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

     - линейная;

     - функциональная;

     - линейно-функциональная;

     - матричная;

     - дивизиональная;

     - множественная.[2,c.136]

     а) Традиционный тип организации включает в себя линейную, функциональную и линейно-функциональную структуры.

     В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинства - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.

      Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления.

     На рисунке 1 функциональная структура управления. На нем административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1 - И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).

     

     

     

        
 

      

     Рис.1 Функциональная структура управления

     Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители

     В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.

     Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рис. 2). 
 
 
 

Информация о работе Организационная структура предприятия