Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 13:58, контрольная работа
Если рассматривать организацию как некую систему, то наряду с такими ее свойствами, как открытость, реальность, сложность, целостность, полиструктурность, изменчивость, иерархичность можно выделить то, что организация — это еще и «живущая» система. Организация имеет свои входы и выходы. Внутри нее происходит трансформация входов в выходы. Организация имеет свои границы, она живет в окружающей ее среде, которая влияет на нее.
Введение………………………………………………………………..…...3
1. Понятие и сущность организационной структуры предприятия……..4
2. Виды организационных структур………………………………………4
2.1Типы организаций по взаимодействию с внешней средой…..….…...5
2.2 Типы организаций по взаимодействию подразделений…………......7
2.3 Типы организаций по взаимодействию с человеком:…………........11
3. Сравнение структур управления……………………………...…….....14
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованных источников……………………………………21
Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального образования
«Мордовский Государственный Институт
им.М.Е.Евсевьева»
Факультет педагогического и художественного образования
Кафедра
экономики и управления образованием
Контрольная работа
по Менеджменту
на тему: «Организационная структура предприятия».
ПЗД-208.
Саранск
2011
Содержание.
1. Понятие и сущность организационной структуры предприятия……..4
2. Виды организационных структур………………………………………4
2.1Типы организаций по взаимодействию с внешней средой…..….…...5
2.2
Типы организаций по
2.3
Типы организаций по
3.
Сравнение структур управления……………………………...……....
Заключение………………………………………
Список
использованных источников……………………………………21
Введение
Если рассматривать организацию как некую
систему, то наряду с такими ее свойствами,
как открытость, реальность, сложность,
целостность, полиструктурность, изменчивость,
иерархичность можно выделить то, что
организация — это еще и «живущая» система.
Организация имеет свои входы и выходы.
Внутри нее происходит трансформация
входов в выходы. Организация имеет
свои границы, она живет в окружающей ее
среде, которая влияет на нее. Любая организация
проявляет некоторые свойства живого
организма, такие как изменчивость, адаптируемость,
целостность, открытость, развиваемость,
выживаемость и т.д. Следовательно, организация,
как и живая система, является живущей
системой. Менеджмент придает организации
свойства живущей системы, развивает ее.
Управление фирмами реализуется в рамках
конкретного хозяйственного механизма,
в котором различают статистику (его организационную
структуру) и динамику (протекающие процессы
принятия решений).
1. Понятие и сущность организационной структуры управления.
Организация - пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.
Под структурой управления понимается
упорядоченная совокупность устойчиво
взаимосвязанных элементов, обеспечивающих
функционирование и развитие организации
как единого целого. Организационная структура
управления определяется также как форма
разделения и кооперации управленческой
деятельности, в рамках которой осуществляется
процесс управления по соответствующим
функциям, направленным на решение поставленных
задач и достижение намеченных целей.
С этих позиций структура управления представляется
в виде системы оптимального распределения
функциональных обязанностей, прав и ответственности,
порядка и форм взаимодействия между входящими
в ее состав органами управления и работающими
в них людьми [1,c.196].
2. Виды организационных структур.
Очевидным является то, что каждая организация представляет собой достаточно сложную технико-экономическую и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику. Описать эту систему возможно, если определить характер взаимодействия на каждом из ее уровней: «организация - внешняя среда», «подразделение - подразделение» или «группа-группа», «индивид-организация».
Согласно существующей теории и практике, взаимодействие на уровне «организация - внешняя среда» может осуществляться с помощью механистического или органического подходов и соответственно организация может получить одну из этих характеристик. Взаимодействие на уровне «подразделение- подразделение» реализуется с помощью комбинаций различных типов департменизации и выступает в рамках организационных структур: традиционной, дивизиональной или отделенческой, матричной. И, наконец, на уровне «индивид-организация» взаимодействие в зависимости от того, какая сторона играет лидирующую роль, может придать организации «индивидуалитский» или «корпоративный» характер. [3,c.101]
Табл.1 Типы организационных структур
Применение термина «механистический» к организации используется для того, чтобы показать, что система спроектирована наподобие машинного механизма, предназначенного для производительных операций. В последние годы механистический подход подвергается сильной критике. Термин «органический» как бы придает организации качества живого организма, свободного от недостатков механистической структуры.
а)Механистический подход к проектированию организации характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение.
Многие специалисты считают механистический подход синонимом веберовской бюрократической организации. Немецкий социолог и экономист М.Вебер вошел в историю тем, что сформулировал в начале века понятие бюрократии как организации, имеющей определенные характеристики.
Свои преимущества, например такие, как предсказуемость и производительность, бюрократическая система может реализовать при следующих условиях:
-в организации известны общие цели и задачи;
-работа в организации может делиться на отдельные операции;
-общая цель организации должна быть достаточно простой, чтобы позволить выполнить ее на основе централизованного планирования;
-выполнение работы индивида может достоверно измеряться;
-денежное вознаграждение мотивирует работника;
-власть руководителя признается как законная.
Конечно, существует много других условий, важных для успеха любой организации, например таких, как наличие ресурсов и спрос на результат деятельности. Однако вышеперечисленные условия очень важны для эффективной деятельности организации, построенной на основе механистического подхода.
б)Органический подход к проектированию организации характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях, когда используется нерутинная технология (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение.
Органический подход позволяет организации
лучше взаимодействовать с новым окружением,
быстрее адаптироваться к изменениям,
т.е. являться более гибкой. Органический
подход является полной противоположностью
«идеальной» бюрократии [2,c.95].
2.2 Типы организаций по взаимодействию подразделений.
Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.
Различают связи:
-линейные (административное подчинение),
-функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения),
-межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:
- линейная;
- функциональная;
- линейно-функциональная;
- матричная;
- дивизиональная;
- множественная.[2,c.136]
а) Традиционный тип организации включает в себя линейную, функциональную и линейно-функциональную структуры.
В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинства - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.
Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления.
На рисунке 1 функциональная структура управления. На нем административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1 - И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).
Рис.1 Функциональная структура управления
Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители
В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.
Линейно-функциональная структура - ступенчатая
иерархическая. При ней линейные руководители
являются единоначальниками, а им оказывают
помощь функциональные органы. Линейные
руководители низших ступеней административно
не подчинены функциональным руководителям
высших ступеней управления. Она применялась
наиболее широко (рис. 2).