Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 09:43, курсовая работа
Предмет исследования: основные факторы эффективности мотивационного и стимулирующего воздействия
Объект наблюдения: ООО «СибПром».
Целью данной работы является оценка управления мотивацией эффективного трудового поведения, определение и анализ основных факторов эффективности стимулирующего воздействия. Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления мотивацией в организации.
Достижение поставленной цели обусловливает необходимость решения следующих задач:
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Мотивация и стимулирование персонала как фактор
повышения эффективности производства…………………………………………5
1.1. Теории и факторы мотивационного воздействия………………………...5
1.2. Методы стимулирования персонала……………………………………..13
2. Анализ форм и методов мотивации трудового поведения
персонала в организации…………………………………………………………17
2.1 Характеристика организации ООО «СибПром»…………………………17
2.2. Исследование удовлетворенности трудом персонала
организации в ООО «СибПром»……………………………………………..20
2.3. Методы повышения эффективности мотивации ООО «СибПром»…...23
3. Рекомендации по повышению эффективности управления мотивацией
и стимулированием трудовой деятельности в ООО «СибПром»……………...31
Заключение…………………………………………………………………………36
Библиографический список………………………………………………………...39
Приложение 1. Организационная структура ООО «СибПром» ……………….41
Приложение 2. Анкета для выявления мотивации сотрудника………………...42
Приложение 3. АНКЕТА. Оценка трудовой мотивации………………………...43
Приложение 4. Анкета изучения поощрений……………………………………48
-несоответствие между реальным поведением исполнителя и ожиданиями от него начальником;
-низкий моральный дух в коллективе;
-проблемы в управлении персоналом, склонных к честолюбию, карьерному росту и многие другие.
Построение эффективной системы мотивации требует изучения теоретических основ мотивации и применяемых в настоящее время систем стимулирования.
Наиболее
распространенными
Рис. 2. Иерархия потребностей Маслоу
Теория Мак Клелланда дополнительно к потребностям определенным классификацией Маслоу вводит потребности власти, успеха и принадлежности. Теория Герцберга основывается на анализе факторов, действующих на человека в процессе работы и влияющих на удовлетворение потребностей. Факторы делятся на гигиенические (размер оплаты труда, межличностные отношения, характер контроля – они лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой) и мотивирующие (ощущение успеха, продвижение по службе, рост возможностей, признание со стороны окружающих, ответственность) [25,с.112].
Наряду
с понятием мотивации труда существует
понятие стимулирования труда. Они
тесно взаимосвязаны между
Взаимосвязь и противоположность понятий мотивации и стимулирования представлена на рисунке 3 (11,с.169).
Рис.3. Взаимосвязь и взаимозависимость понятий мотивации
и
стимулирования труда персонала
организации
Мотивация
как стратегия преодоления
Стимулирование, как тактика решения проблемы является ориентацией на фактическую структуру ценностных ориентаций и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала.
Стимулирование труда как способ управления персоналом предполагает использование всей гаммы существующих форм и методов трудового поведения, которые представим в виде рисунка 4 (1,с.52).
Важно
также отчетливо представлять, что
мотивация – это процесс
Эта мотивационная модель может видоизменяться в зависимости от типа индивида, на которого направлено управленческое воздействие.
Тип мотивации – это преимущественная направленность деятельности индивида, на удовлетворение определенных групп потребностей (см. рисунок 6) (2,с.28).
Рис.6. Мотивационная технология работников
На трудовую мотивацию влияют различные стимулы: система экономических нормативов и льгот, уровень заработной платы и справедливость распределения доходов, условия и содержательность труда, отношения в семье, коллективе, признание со стороны окружающих и карьерные соображения, творческий порыв и интересная работа, желание самоутвердиться и постоянный риск, внутренняя культура и т.п.
В России основная масса работников в настоящее время относится ко второму типу мотивации: мотивационное ядро основано на высокой (в их понимании) заработной плате. Поэтому одной из основных форм стимулирования является заработная плата.
Организация
заработной платы должна основываться
на определенных принципах, отражающих
уровень социально-
Рис.7.
Принципы организации заработной платы
Заработная
плата, выплачиваемая работнику
за результаты его труда, является мощным
мотивирующим и стимулирующим фактором
в системе управления персоналом.
Поэтому ее совершенствование должно
постоянно находиться в центре внимания
руководителя. В настоящее время
большинство организаций
Рис.8.
Факторы, влияющие на заработную плату
1.2.
Методы стимулирования персонала
Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Стимулирование, в соответствии с рисунком 9, призвано выполнять следующие основные функции.
Рис.
9. Функции стимулирования труда
Классификация
методов мотивации может быть
осуществлена на организационно распорядительные
(организационно – административные),
экономические социально –
-экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами. Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Использование экономических методов связано с формированием плана работы, контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, то есть с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.
-организационно
– административные методы, основанные
на директивных указаниях. Эти методы
базируются на властной мотивации, основанной
на подчинении закону, правопорядку, старшему
по должности и т.п., и опирающейся на
возможность принуждения. Они охватывают
организационное планирование, организационное
нормирование, инструктаж, распорядительство,
контроль. В управлении властная мотивация
играет весьма существенную роль: она
предполагает не только безусловное соблюдение
законов и нормативных актов, принятых
на государственном уровне, но и
четкое определение прав и обязанностей
руководителей и подчиненных, при которых
исполнение распоряжения руководства
обязательно для подчиненных. Властная
мотивация создает необходимые условия
для организации и взаимодействия,
а сами организационно-
-социально – психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности.
Данная группа методов включает в себя разнообразный арсенал способов и приемов, разработанных социологией, психологией и другими науками, изучающими человека.
К числу этих методов относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п. Применение социально-психологических методов в менеджменте в торговле рассматривается в двух аспектах: в традиционном аспекте их применения при руководстве персоналом и с точки зрения управления поведением покупателя (при выборе социальной мишени торговой фирмой, в рекламной деятельности и др.) [24,с.89].
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации [15,с.83].
Отмечаемый рядом авторов [5], рост роли экономических методов управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием рыночной экономической системы. В условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями. Однако, акцентирование внимания на экономических методов стимулирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально – психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.
Приведенная
схема классификации методов
стимулирования является классической.
В современном менеджменте
1.
Экономические стимулы всех
Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.
2.
Управление по целям. Эта
3.
Обогащение труда – эта
4.
Система участия в настоящее
время существует в
В рамках этих групп методов сегодня разрабатываются отдельные методики и системы стимулирования персонала.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что мотивация – более широкое понятие, нежели стимулирование (несмотря на их большое сходство), а стимулирование в большей части является одним из факторов мотивации труда, который активно используется руководящими работниками в практике управления персоналом.
На
наш взгляд, все перечисленные
теории можно применять в российских
условиях, только необходимо анализировать
особенности конкретных людей, группы
людей, к которым применяется
мотивация, и, исходя из этого, выбирать
необходимый метод мотивации или
стимулирования. При этом необходимо учесть,
что структура потребностей в нашем обществе,
равно как и основные факторы деятельности,
в силу кризисного состояния общества
имеют ряд особенностей (неудовлетворение
у большей части первичных потребностей,
но в то же время способность людей
работать без оплаты труда, основываясь
либо на вторичных потребностях либо на
привычке и т.п.), поэтому, применяя какие-либо
методы мотивации, основываясь как на
содержательных, так и на процессуальных
теориях, необходимо подстраивать
их под конкретную ситуацию и характеристики
трудового коллектива.
Информация о работе Мотивация и стимулирование как основа управления персоналом