Мотивация и стимулирование как основа управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 09:43, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: основные факторы эффективности мотивационного и стимулирующего воздействия
Объект наблюдения: ООО «СибПром».
Целью данной работы является оценка управления мотивацией эффективного трудового поведения, определение и анализ основных факторов эффективности стимулирующего воздействия. Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления мотивацией в организации.
Достижение поставленной цели обусловливает необходимость решения следующих задач:

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Мотивация и стимулирование персонала как фактор
повышения эффективности производства…………………………………………5
1.1. Теории и факторы мотивационного воздействия………………………...5
1.2. Методы стимулирования персонала……………………………………..13
2. Анализ форм и методов мотивации трудового поведения
персонала в организации…………………………………………………………17
2.1 Характеристика организации ООО «СибПром»…………………………17
2.2. Исследование удовлетворенности трудом персонала
организации в ООО «СибПром»……………………………………………..20
2.3. Методы повышения эффективности мотивации ООО «СибПром»…...23
3. Рекомендации по повышению эффективности управления мотивацией
и стимулированием трудовой деятельности в ООО «СибПром»……………...31
Заключение…………………………………………………………………………36
Библиографический список………………………………………………………...39
Приложение 1. Организационная структура ООО «СибПром» ……………….41
Приложение 2. Анкета для выявления мотивации сотрудника………………...42
Приложение 3. АНКЕТА. Оценка трудовой мотивации………………………...43
Приложение 4. Анкета изучения поощрений……………………………………48

Файлы: 1 файл

курс. МЕНЕДЖМЕНТd.docx

— 268.60 Кб (Скачать)

     Соответствие  работы вашим способностям: опрос  показал очень низкую удовлетворенность  данным показателем. Старшие и молодые  сотрудники с высшим образованием считают  свои возможности намного шире, чем  выполнение поставленных задач. Для повышения показателя руководству следует выявлять способности работников и действовать в соответствии с полученной информацией.

     Работа  как средство достижения успеха в  жизни: более половины опрошенных (большинство респондентов от 30 до 50 лет) отметили среднюю удовлетворенность этим показателем. Это связано не только с фирмой, но и с  невысоким уровнем жизни в России.

     По  результатам анкетирования и  беседы с персоналом ООО «СибПром» мы выявили среднюю удовлетворенность трудовым процессом. Руководству организации рекомендуем преобразовать, улучшить систему стимулирования персонала, для эффективного трудового поведения работников и повышения производительности предприятия. 
 

    2.3.  Методы повышения эффективности  мотивации 

    ООО  «СибПром» 

    Для более точного исследования удовлетворенности  персонала трудовым процессом, мы провели  беседу  с Молчановым В.В. – директором ООО  «СибПром», и выяснили какие методы для усиления мотивации используются на предприятии.

    В ходе беседы с руководством мы выяснили, что мотивация работников может быть усилена через постановку целей работы, это и является важной частью управления в ООО  «СибПром».

    Мотивация работников при этом зависит от следующих характеристик целей и от того, как реализуется процесс постановки и реализации целей [4,с.90]:

    1. Конкретность. Чем более конкретно определены цели, тем больше 
      вероятность того, что работник поймет, как и когда он должен 
      достичь их.
    2. Сложность. Это та степень, в которой работник рассматривает цели 
      как трудные, перспективные и бросающие вызов его возможностям, но достижимые.
    3. Приемлемость. Это та степень, в которой работник принимает цели 
      и хочет их достичь.
    4. Активное участие в постановке целей. Это позволяет работнику 
      почувствовать личную ответственность за успешность их достижения в будущем.
    5. Обеспечение обратной связи. Работникам необходима информация относительно того, насколько успешно они выполняют порученную им работу.

    Руководство заметило, что персонал работает лучше, когда от них требуется достижение конкретных целей, а не тогда, когда их просто просят «хорошо работать», «стараться изо всех сил» или когда вообще не определено никаких целей. Кроме того, по словам сотрудников ООО  «СибПром», они ставят цели так же и для того, чтобы доказать себе, что они работают хорошо, а не только выполняют требования руководителей.

    В ООО  «СибПром» используется сдельная оплата труда и поэтому деньги, являются достаточно сильным мотиватором, если работник считает оплату своего труда справедливой и видит связь между результатами своей работы и оплатой труда. 

    Мотивирующее  воздействие используемых в организации  форм оплаты труда тем выше, чем сильнее они связаны как с реальными рабочими показателями отдельных работников, так и с результатами, достигаемыми подразделением и всей организацией. Оценка рабочих результатов обычно производится руководителем ООО  «СибПром» на основании различных критериев рассмотренных в таблице 2 (20,с.8).

    Таблица 2

    Оценка  разных форм материального стимулирования

  Критерии эффективности      Связь оплаты с результатами

     работы

1 2      3
Зарплата
Для отдельного работника Производительность

Эффективность затрат

Оценка  руководителей

Высокая

Средняя

Средняя

Для подразделения Производительность

Эффективность затрат

Оценка  руководителей

Средняя

Средняя

Средняя

Для всей организации Производительность

Эффективность затрат

Оценка  руководителей

Средняя

Средняя

Низкая

 

    Продолжение таблицы 2

1 2 3
Премии / бонусы
Для отдельного работника Производительность

Эффективность затрат

Оценка  руководителей

Очень высокая

Высокая

Высокая

Для подразделения Производительность

Эффективность затрат

Оценка  руководителей

Высокая

Высокая

Высокая

Для всей организации Производительность

Эффективность затрат

Оценка  руководителей

Высокая

Высокая

Средняя

 

    Влияние системы материального стимулирования, действующей в организации, на мотивацию и рабочее поведение персонала в значительной степени опосредовано тем, насколько справедливой она воспринимается работниками, насколько непосредственно, по их мнению, оплата труда связанна с рабочими результатами. Поощрения также должны восприниматься как справедливые другими членами рабочей группы, чтобы они не почувствовали себя обойденными и не начали бы работать хуже.

    На  практике существует большое  количество  модификаций  рассмотренных систем  участия  в  распределении  прибыли  в  соответствии  с   конкретными условиями  хозяйственной  деятельности  той  или  иной  фирмы,  предприятия, охватывающих целиком заводы или отдельные участки, бригады, команды,  группы работников.

    Для внедрения системы участия работников в прибыли  предприятия  можем предложить основанное на системе Ракера [14,с.8-9]  исчисление премиального фонда,  как процента от прироста выручки предприятия в анализируемом периоде.   Процент, направляемый на формирование премиального фонда, должен определяться  исходя из удельного веса затрат на оплату труда в стоимости  продукции  предприятия за последние годы. Расчет показателя представлен в таблице 3.

           

    Таблица 3

    Расчет  параметров системы участия работников

    ООО «СибПром» в прибыли

Показатель 2009 год 2010 год Отклонение
Общий объем продаж (выручка нетто), тыс. руб. 52976,9 55515,0 25381
Затраты на оплату труда, тыс. руб.   6264,0 7214,0  950
Доля  затрат на оплату труда, в стоимости  продукции, % 0,56 0,70 0,14

Составлено на основе данных  ООО  «СибПром» 

    Проведенный анализ показывает, что  доля  затрат  на  оплату  труда  в выручке  предприятия  довольно  мала,  что  обусловлено   высокой   степенью автоматизации производства, и при использовании  в  качестве  источника  для формирования  премиального  фонда    ставки   в   0,5-0,7   %   от   выручки стимулирующее воздействие системы будет крайне  низким.  В  то  же  время  у предприятия наблюдается тенденция к росту удельного веса  затрат  на  оплату труда, что связано с развитием системы премирования на предприятии   в  2010 году.  Поэтому  для  формирования  фонда  участия  работников   в   прибылях предприятия предлагаем установить норматив отчислений  в 30 % от  прироста валовой прибыли, что составит  по  данным  рентабельности  производства ООО «СибПром» за 2009-2010 гг. (15,61 %) составит  4,68  %  от  выручки предприятия (см. таблицу 4).

                                                                       Таблица 4

    Расчет  норматива отчислений по системе  участия работников в прибыли

     ООО «СибПром»

Показатель Значение, % 
Рентабельность  реализованной продукции по данным 2009-2010 гг. 15,61
Устанавливаемый норматив отчислений от прироста прибыли  организации (дополнительной прибыли) 30,00
Норматив  отчислений от прироста выручки 4,68

  Составлено на основе данных  ООО «СибПром» 

    Данный  показатель  позволит  учесть,  как   влияние   на   результаты деятельности предприятия, как увеличения  производительности  труда,  так  и увеличение количества отработанного сотрудниками времени.    Таким образом,  общий  процент  прироста  прибыли,  направляемый   на формирование премиального фонда оплаты труда персонала, по проекту  составит 9,37 % от прироста  объема реализованной продукции.

    С большой  популярностью руководство ООО «СибПром» практикует  сегодня банки отпусков,  которые объединяют оплаченные дни отпусков, больничные дни  и т.п.  Когда  работнику требуется дополнительно взять  какой-либо  день  (или  несколько  дней)  для своих  нужд,  он  может  пользоваться  запасом  дней  из   банка   отпусков, «выкупить» какое-то их число в счет будущих отпускных или взять в обмен  на другие льготы.

    Льготы  и выплаты социального плана организации не  фигурируют  непосредственно  в платежных ведомостях, но существенно влияют на уровень  доходов  работников. Они не только служат социальной защитой трудящихся, но  и  позволяют  фирмам привлекать и закреплять квалифицированных работников, способствуют  развитию духа лояльности к фирме.

    Плохая  осведомленность работников о том, что происходит в организации, о перспективе решения важнейших проблем, затрагивающих их интересы, не только ухудшает психологический климат в организации, снижает уровень их доверия к руководству, но и самым негативным образом влияет на трудовую мотивацию персонала. Информирование работников по широкому кругу производственных и социальных вопросов, связанных с работой в компании, является эффективным инструментом повышения их удовлетворенности работой и заинтересованности в конечных результатах, формирования у них чувства сопричастности делам организации. В работе по информированию персонала в ООО «СибПром», со слов руководства, выделены следующие задачи:

  1. Обеспечение работников информацией, необходимой им для успешного выполнения порученной работы (соблюдение установленных сроков, качества и объема предоставляемой информации, формы изложения).
  2. Доведение до работников целей и задач организации, целей и задач подразделений, в которых они работают.
  3. Повышение заинтересованности работников в решении поставленных перед ними задач.
  4. Формирование у работников чувства сопричастности к работе организации, готовности разделять стоящие перед ней цели, повышение их готовности вносить свой вклад в работу компании.
  5. Улучшение психологического климата в коллективе за счет своевременного информирования работников по основному кругу важных для них вопросов.
  6. Повышение готовности к сотрудничеству работников разных подразделений в процессе решения общих задач.

Информация о работе Мотивация и стимулирование как основа управления персоналом