Менеджмент туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:28, реферат

Краткое описание

Рабочая программа по дисциплине «Менеджмент туризма составлена в соответствии государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Целью курса является формирование основ знаний по управлению предприятиями туризма в соответствии с требованиями, установленными в Государственном стандарте подготовки высших специалистов.

Оглавление

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ 4
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 8
IV. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 11
V. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 25
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ курса 28
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 30

Файлы: 1 файл

men-t_turizma.doc

— 383.00 Кб (Скачать)

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Тема 1. Туризм как объект управления

Рыночная экономика  и менеджмент: понятия, сущность и  функции менеджмента. Основные понятия и управленческие категории туризма. Основные этапы развития менеджмента туризма. Модель социально-экономической системы туризма. Специфические особенности менеджмента в сфере туризма как объекта управления. Организация управления туристским комплексом за рубежом и в России.

 

Тема 2. Система и структура управления туризмом

Система управления туризмом. Туристские регионы, организации и  предприятия. Структура управления туризмом. Особенности интеграционных процессов в управлении организациями индустрии туризма. Международные туристские организации. Роль государства в развитии индустрии туризма. Цели, функции и структура управления организации в сфере туризма.

 

Тема 3. Функции, принципы и методы менеджмента в сфере сервиса и туризма

Сущность и взаимосвязь  функций менеджмента в туризме. Характеристика основных функций. Функция планирования. Стратегическое и текущее планирование. Организационная функция. Мотивация как функция управления. Функция контроля. Организация контроля за деятельностью подчиненных. Принципы менеджмента. Понятие и классификация методов менеджмента. Регламентирующие и стимулирующие методы управления. Опыт менеджмента за рубежом. Возможность его использования в России.

 

Тема 4. Внешняя и внутренняя среда бизнеса в индустрии туризма. Внешние связи и возможности менеджмента в сфере сервиса и туризма.

Внешняя среда туристского  бизнеса. Экономические факторы. Социально-демографические  факторы. Природно-климатические факторы. Культурные факторы. Научно-технические  факторы. Политико-правовые факторы. Модель воздействия внешней среды на турфирму. Внутренняя среда туристского бизнеса.

Способы организации  туристского продукта. Характеристики прямой организации туров. Характеристики опосредованной организации зарубежных туров. Характеристика деятельности российского туроператора, занимающегося выездным туризмом. Налаживание взаимовыгодного сотрудничества туроператора с поставщиками туристских услуг. Критерии оценки потенциальных партнеров. Схемы сотрудничества по организации тура. Этапы заключение сделки с иностранной туристской фирмой. Сравнительная характеристика классов обслуживания.

 

Тема 5. Организация работы по управлению предприятием индустрии туризма

Понятие целей и задач  туристского предприятия. Цели и задачи управления предприятием. Функциональная структура туристского предприятия. Основные функции рецептивного и инициативного туроператоров. Понятие и виды организационных структур управления предприятием индустрии туризма. Сравнительная характеристика иерархического и органического типов структур. Линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная и другие типы организационных структур. Их особенности, преимущества и недостатки. Проектирование организационных структур предприятий индустрии туризма.

 

Тема 6. Система коммуникаций на предприятиях индустрии туризма

Понятие, значение и классификация коммуникаций. Классификация коммуникаций. Горизонтальное и вертикальное разделение труда на предприятиях индустрии туризма. Уровни управления туристской организацией. Формальные и неформальные связи. Механизм образования формальных и неформальных организаций. Взаимодействие с потребителями услуг.

 

Тема 7. Качество и работа менеджера

Модель современного менеджера. Критерии-требования к менеджеру. Власть, влияние, лидерство и авторитет  менеджера. Формы власти. Формы воздействия руководителя на подчиненных. Модель воздействия руководителя на подчиненного. Делегирование полномочий и ответственности. Понятие централизации и децентрализации. Преимущества централизации и децентрализации управления. Содержание работы руководителя. Классификация стилей руководства и их сравнительная характеристика.

 

Тема 8. Управление персоналом туристской фирмы

Роль руководящих работников в обеспечении эффективности  управления организациями в индустрии туризма. Отдел человеческих ресурсов туристской фирмы. Планирование потребности в персонале. Подбор персонала. Оценка и прием на работу. Методы оценки персонала. Экспертная оценка персонала. Прием на работу. Движение и профессиональное развитие персонала. Текучесть кадров. Развитие персонала в организациях индустрии туризма.

 

Тема 9. Управление процессами труда в организациях индустрии туризма

Содержание и особенности  управленческого труда в туризме. Основные направления рациональной организации труда. Управление трудовыми процессами. Системы управления персоналом в организациях индустрии туризма. Основы квалификационных требований к персоналу в индустрии туризма. Управление процессом развития персонала в организациях индустрии туризма. Управления процессом обучения персонала в организациях индустрии туризма. Учет и контроль результатов труда работников. Культура управленческого труда.

 

Тема 10. Мотивация труда в организациях индустрии туризма

Понятие мотивации. Понятие  потребность и вознаграждение. Теории мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Система мотивации труда персонала туристских фирм. Действия кадровой службы для мотивации труда. Способы экономического стимулирования. Функционально-стоимостной подход к организации и стимулированию труда на предприятиях индустрии туризма. Модель функционально-стоимостного подхода  на предприятиях индустрии туризма.

 

Тема 11. Управление конфликтами в индустрии туризма

Природа и функции  конфликта. Модель конфликта. Типология  конфликтов в сфере туризма. Основные причины и методы преодоления  конфликтов с туристами: недолжное качество предлагаемых туристских услуг, осознание туристом явно низкой ценности приобретенного тура, неверное или неполное информирование туристов об особенностях предстоящей поездки. Процесс развития конфликта. Действия руководителя при разрешении конфликта. Методы преодоления конфликтов с туристами. Управление конфликтами. Последствия конфликтов. Природа и причины стресса. Модель стрессовой реакции.

 

Тема 12. Принятие управленческих решений в индустрии туризма

Управленческое решение и его особенности. Содержание и классификация управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений. Состав и последовательность процедур процесса принятия управленческих решений. Содержание основных этапов принятия и реализации управленческих решений. Методы принятия управленческих решений. Индивидуальные стили принятия управленческих решений. Условия эффективности принятия управленческих решений. Организация и контроль за исполнением управленческих решений.

 

Тема 13. Инновационная программа менеджера

Особенности процесса внедрения  инноваций в сферу услуг. Этапы  разработки инновационной программы. Инновации в организации услуг  и формах обслуживания потребителей. Использование новых туристских ресурсов как одно из направлений инновационной деятельности туристских предприятий. Инновации в организации производства и потребления туристских услуг. Выявление и использование новых рынков сбыта туристских услуг. Глобализация экономики и выбор новых организационных форм управления организациями индустрии туризма. Виды интеграции в туризме.

 

Тема 14. Этика делового общения

Значение делового общения. Формы общения. Организация общения. Подведение итогов делового общения. Деловое совещание. Задачи деловых совещаний. Классификация деловых совещаний. Организация проведения деловых совещаний. Условия эффективности деловых совещаний. Деловые переговоры. Подготовка деловых переговоров. Проведение деловых переговоров. Завершение и анализ деловых переговоров. Условия эффективности деловых переговоров.

 

Тема 15. Эффективность менеджмента туризма

Понятие эффективности  менеджмента туризма. Экономическая  эффективность менеджмента туризма. Характеристика расходов посетителей в стране пребывания. Измерение экономической эффективности туризма. Определение издержек, связанных с туризмом. Социальная эффективность менеджмента в туризме. Формирование эффективной организационной структуры туризма. Эффективность управленческих решений. Эффективность управления персоналом.

 

 

IV. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. Туризм как объект управления.

1. Основные понятия и управленческие категории туризма.

2. Определение туризма.

3. Типы туристов.

4. Понятие, виды и формы туризма.

5. Туристское предложение.

6. Основные этапы развития менеджмента туризма.

7. Специфические особенности менеджмента в сфере туризма как объекта управления.

 

Вопросы для  самоконтроля и задания для самостоятельной  работы

1. Условия и предпосылки возникновения менеджмента туризма.

2. Рыночная модель социально-экономической системы туризма.

3. Развитие и становление менеджмента туризма в России.

 

4. Организация управления туристским комплексом за рубежом и в России.

 

Список литературы

 

Основная:

1. Зайцева, Н. А.  Менеджмент в сервисе и туризме: учеб. пособие/ Н. А. Зайцева.- 2-е изд., доп. - М.: ФОРУМ, 2009. -  368с.

2. Косолапов, А. Б.  Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства: учеб. пособие/ А. Б. Косолапов,  Т. И. Елисеева.- 5-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. -  200с.

3. Пищулов, В. М.. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/ В. М. Пищулов - М.: Изд. центр "Академия", 2010. -  240с. : табл. - (Высшее профессиональное образование) -  Библиогр.: с.236.

4. Саак, А. Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие/ А. Э. Саак,  Ю. А. Пшеничных - СПб.: Питер, 2010. -  512с. : ил., табл. - ("Учебное пособие") -  Библиогр.: с.454-459. -  Прил.: с.460-512.

 

Дополнительная: [1, 2,3,4,5, 17,23]

 

Тема 2. Система и структура управления туризмом.

1. Понятие системы управления туризмом.

2. Технологии, обеспечивающие развитие туризма.

3. Система туристского региона. Сфера деятельности туристского региона.

4. Классификация туристских предприятий и организаций. Туристские предприятия первичных и вторичных услуг.

5. Структура управления туризмом.

6. Особенности интеграционных процессов в управлении организациями индустрии туризма.

7. Международные туристские организации.

8. Цели, функции и структура управления организации индустрии туризма.

 

Вопросы для  самоконтроля и задания для самостоятельной работы

1. Экономические функции  туризма.

2. Экология и туризм.

3. Влияние политики  на развитие туризма.

4. Социальная сфера  как внешняя среда туризма.

5. Роль государства  в развитии индустрии туризма.

 

Список литературы

 

Основная:

1. Зайцева, Н. А.  Менеджмент в сервисе и туризме: учеб. пособие/ Н. А. Зайцева.- 2-е изд., доп. - М.: ФОРУМ, 2009. -  368с.

2. Косолапов, А. Б.  Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства: учеб. пособие/ А. Б. Косолапов,  Т. И. Елисеева.- 5-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. -  200с.

3. Пищулов, В. М.. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/ В. М. Пищулов - М.: Изд. центр "Академия", 2010. -  240с. : табл. - (Высшее профессиональное образование) -  Библиогр.: с.236.

4. Саак, А. Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие/ А. Э. Саак,  Ю. А. Пшеничных - СПб.: Питер, 2010. -  512с. : ил., табл. - ("Учебное пособие") -  Библиогр.: с.454-459. -  Прил.: с.460-512.

 

Дополнительная: [1, 4,7,8,12,16,19,20,22]

 

Тема 3. Функции, принципы и методы менеджмента туризма.

1. Сущность и взаимосвязь функций менеджмента в туризме.

2. Характеристика основных функций.

3. Функция планирования в туризме.

4.  Организационная функция.

5. Мотивация как функция управления.

6. Функция контроля.

7. Технология контроля. Требования-критерии контроля.

8. Принципы менеджмента.

9. Общие и частные принципы управления.

10. Понятие и классификация методов менеджмента.

11. Опыт менеджмента за рубежом.

12. Возможность его использования в России.

 

Вопросы для  самоконтроля и задания для самостоятельной  работы

1. Туристский образ  региона. 

2. Регламентирующие и стимулирующие методы управления.

3. Организационные и административные методы менеджмента.

4.  Экономические и социально-психологические методы менеджмента.

 

Список литературы

 

Основная:

1. Зайцева, Н. А.  Менеджмент в сервисе и туризме: учеб. пособие/ Н. А. Зайцева.- 2-е изд., доп. - М.: ФОРУМ, 2009. -  368с.

2. Косолапов, А. Б.  Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства: учеб. пособие/ А. Б. Косолапов,  Т. И. Елисеева.- 5-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. -  200с.

3. Пищулов, В. М.. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/ В. М. Пищулов - М.: Изд. центр "Академия", 2010. -  240с. : табл. - (Высшее профессиональное образование) -  Библиогр.: с.236.

Информация о работе Менеджмент туризма