Специфика менеджмента в сфере сервисных услуг и туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 02:49, курсовая работа

Краткое описание

Современный менеджмент, в зависимости от того где он развивается и формируется, имеет ряд общих и специфических особенностей.
К специфическим чертам относятся: национальные особенности общества, исторические особенности его развития, географические условия, культура и другие подобные факторы.
Реальный менеджмент, который сформировался в каждом конкретном обществе имеет в своем составе всегда общие и особенные черты в различных сочетаниях.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Специфика менеджмента в России……………………………..………….4
1.1 Особенности российского менеджмента……………………………………4
1.2 Концепции формирования российского менеджмента…………………....9
1.3.Российская модель управления……………………………………………..10
2.Проблемы и задачи в российском менеджменте……………….………15
2.1.Проблемы в российском менеджменте…………………………………….15
2.2.Задачи российских менеджеров…………………………………………….19
3.Особенности менеджмента в сфере услуг………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список информационных источников…………………………………..…….26

Файлы: 1 файл

Курсовая_Менеджмент.docx

— 59.79 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)

ФАКУЛЬТЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

КАФЕДРА  АНТИКРИЗИСНОГО И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

Курсовая  работа

По  дисциплине: Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме

ТЕМА: «Специфика менеджмента в сфере сервисных услуг и туризма в России»

 

 

 

Выполнила

студентка _3_ курса

очной формы обучения _131-ТУР_гр.

Тюхтиной Екатерины Михайловны

Научный руководитель:

доцент

Бандурина Е.Н.

 

 

 

 

 

г. Ростов - на - Дону

2011г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Специфика  менеджмента в России……………………………..………….4

    1. Особенности российского менеджмента……………………………………4
    2. Концепции формирования российского менеджмента…………………....9

1.3.Российская модель управления……………………………………………..10

2.Проблемы и задачи в российском менеджменте……………….………15

2.1.Проблемы в российском менеджменте…………………………………….15

2.2.Задачи российских менеджеров…………………………………………….19

3.Особенности  менеджмента в сфере услуг………………………………..20

Заключение……………………………………………………………………….25

Список информационных источников…………………………………..…….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В настоящее  время в России менеджмент, соответствующий  мировым стандартам, находится в  стадии становления. Так исторически сложилось, что Россия отстала в своем экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап трансформации общества, осуществляя творческий синтез зарубежного опыта с учетом своей уникальности и самобытности.

Современный менеджмент, в зависимости от того где он развивается и формируется, имеет ряд общих и специфических  особенностей.

К специфическим  чертам относятся: национальные особенности  общества, исторические особенности  его развития, географические условия, культура и другие подобные факторы.

Реальный  менеджмент, который сформировался в каждом конкретном обществе имеет в своем составе всегда общие и особенные черты в различных сочетаниях.

Очевидно, что правомерно по аналогии говорить и о российском менеджменте. Понимание  такого подхода имеет большое  значение и поэтому нельзя переносить особенные черты менеджмента  из одной культуры в другую. Это означает, что нужно знать, понимать и учитывать специфику России при использовании опыта и концепций зарубежного управления, создавать условия для более полной реализации идеи менеджмента.

Цель  курсовой работы – изучить специфику  менеджмента в сфере сервисных услуг и туризма в России.

Задачи:

- выявить особенности российского менеджмента;

- рассмотреть российскую модель управления;

- выявить  проблемы и задачи стоящие  перед менеджерами.

- рассмотреть особенности менеджмента в сфере услуг.

 

1.Специфика  менеджмента в России.

    1. .Особенности российского менеджмента.

 

Существуют  предположения, что русский характер, сформулированный Бисмарком как «русские медленно запрягают, но быстро ездят», определяется длинной зимой и коротким летом. В средней полосе России крестьянин вынужден был много спать зимой и очень быстро, от зори до зори, работать летом, чтобы вырастить и собрать небогатый урожай. Предполагается, что это отразилось на ленивом русском характере. Многие иностранцы представляют себе россиян сонными, опаздывающими и забывающими про свои обязательства и не соблюдающими никаких законов.

Большинство отечественных и зарубежных авторов  считают переменчивость  и двойственность в поведении главными чертами русского национального характера. Для наглядности это можно представить в виде таблицы.

        Таб. 2 Национальные черты российского характера

Элитарность

Эгалитарность

Вера в чудо

Пессимизм

Недоверие

Доверчивость

Подозрительность

Открытость

Лень

Ударный труд

Агрессивность

Избегание конфликта

Жестокость

Сентиментальность


В настоящее  время дуализм русского менталитета, его противоречивость, перешли на качественно иной уровень. Началась новая волна роста индивидуализма и стирания общинных традиций. Однако дуализм был и остается главной  чертой отечественной ментальности. Это и дает возможность определить его место по отношению к американскому  и японскому менталитету. Если считать  американский индивидуализм и основанный на нем менеджмент одной крайней  точкой, а японский, базирующийся на психологии группизма, другой, то Россия занимает промежуточное положение между этими двумя точками. Причем надо учитывать, что русский менталитет выступает как динамичный, имеющий тенденцию к индивидуализации и рыночности.

Рис. 9 Тенденции  развития российской ментальности

Россия  представляет собой типичный пример культуры, которая равняется на индивидуализм  второго типа и «строгий коллективизм», для нее характерным  остается наличие бюрократических установок  и ориентация на принуждение и  единообразие.1

В отличие  от североамериканцев, для которых  внутренняя атмосфера в коллективе, моральный дух, являются средством, а не целью, для россиян-руководителей  отношения между людьми важнее бизнеса, считается, что люди работают, чтобы  жить, а не наоборот. Для многих российских граждан работа может быть целью, а отдых после работы только способом набраться сил для работы. Поэтому  иностранцев, приезжающих в Россию часто удивительно отношение  россиян к атмосфере в коллективе. Когда для человека, работающего  на предприятии, атмосфера в коллективе может быть важнее заработной платы.

Отечественными  менеджерами поощряются спокойная  атмосфера внутри организации и стремление к коллективному результату (для североамериканцев поощряются конкуренция внутри организации, напористость, амбициозность и стремление каждого добиться наилучших индивидуальных результатов). В соответствии с российскими представлениями, отношения начальников и подчинённых должны определяться скорее моральными нормами, как в семье, а не контрактом, основанным на взаимной выгоде. Российский менеджмент полагает правильным управление не через воздействие на индивидуума, а через коллектив, с применением психологии группы. Соответственно и результаты работы оцениваются различно - российские работники и большинство менеджеров считают важнее коллективный успех.

При этом особенностями современного российского  производственного менталитета, которые являются причинами общей неэффективности управления в России, можно считать необязательность, размазанность, отсутствие личной и коллективной деловой культуры как общей тенденции. Россия представляет собой пример культуры, для которой характерен индивидуализм второго типа и «строгий коллективизм», для нее типично наличие бюрократических установок, а также ориентация на принуждение и единообразие. 2

Для того чтобы российские предприятия эффективно функционировали, их руководителям необходимо создавать условия для долгосрочной занятости сотрудников. В условиях долгосрочного найма на российских предприятиях необходимо внедрять систему кадровой ротации. Работники отечественных предприятий вынуждены в течение многих лет работать на одном и том же рабочем месте, что снижает их интерес к работе, подавляет инициативу и препятствует профессиональному росту. Введение системы ротации не только позволит работникам российских организаций избежать однообразной работы в течение длительного периода, но и будет способствовать их профессиональному росту, даст возможность познать различные аспекты деятельности предприятия и действовать объективно в интересах всей компании.

Одним из факторов повышения заинтересованности работников российских компаний в высокоэффективном  труде может стать использование  элементов системы подготовки на рабочем месте и получения дополнительного образования за счет организации. В настоящий момент особое внимание в подавляющем большинстве компаний уделяется наличию у претендентов на рабочее место значительного опыта работы в других организациях и проверке у них специальных профессиональных знаний. Причем если раньше достаточным был опыт работы около двух лет, то сейчас он должен составлять уже не менее трех – пяти.  При этом только незначительное число предприятий может предложить собственные программы обучения сотрудников. Поэтому целесообразно было бы либо в определенной мере восстановить советский опыт найма на работу по окончании учебного заведения (высшего или среднеспециального), либо заимствовать японский опыт, где напротив, обычно не требуют от образовательных учреждений специальной узкой подготовки и учитывают при приёме на работу общий кругозор работников и их способность вжиться в коллектив.

Таким образом, на основе изложенного можно сделать  вывод, что характерными чертами  современной российской модели управления являются:

    1. стремление к интеграции различных моделей и подходов к управлению;
    2. индивидуализм второго типа и «строгий коллективизм»;
    3. полихроническое восприятие времени;
    4. чередование застойно-стабильного и аварийно-кризисного режимов работы;
    5. четкое разграничение обязанностей и полномочий, достаточно жесткая

     структура управления, допускающая  при этом делегирование власти;

    1. иерархическое управление с концентрацией громадной власти на самом верху организации, почти полная зависимость сотрудников от произвола  руководства;
    2. существование огромной властной дистанции, принятие работниками  

  неравенства  в распределении полномочий, принятии  решений, вознаграждении;

    1. непрозрачность, секретность принимаемых решений;
    2. отношения к подчиненным смешанные - формально-неформальные;
    3. стремление к корпоративной культуре в духе терпимости, равенства;
    4. ориентация на узкую специализацию работников и руководителей;
    5. ступенчатая, специализированная, как межорганизационная,так и

  внутриорганизационная  карьера;

    1. обусловленность карьеры личными отношениями с руководством и личным  результатом;
    2. ответственность, как правило, коллективная;
    3. способ контроля, как правило, по коллективным показателям;
    4. метод найма на работу – смешанный (по деловым качествам и после окончания  учебы);
    5. найм на работу на неопределенный срок;
    6. низкие гарантии для работников;
    7. идеал менеджера – сильная личность, способная принять на себя риск;

Российский  бизнес и менеджмент не изолирован от мирового. Для российской практики управления условием дальнейшего успешного  развития является не слепое копирование, а приспособление и постепенный  переход к современным зарубежным моделям управления, не отрицая предшествующего  опыта развития страны, максимально  используя потенциал национального культурно-этического фактора, не создавая конфликта с остальными факторами. 3

 

    1. .Концепции формирования российского менеджмента.

 

Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях формирования российского менеджмента ментальности придается различное значение. Переход к рынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента.

    1.Концепция копирования западной  теории менеджмента. Она не  учитывает особенностей российского менталитета. России “надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой...”. Для овладения теорией надо будет лишь перевести западные учебники и монографии на русский язык. Затем, ничего не меняя, использовать данные положения на практике. Вероятность реализации этой концепции весьма высока в силу своей простоты и привычки бездумного копирования западного опыта. Но она несет и большую опасность. Достаточно вспомнить использование неадаптированной к условиям России теории “монетаризма”, концепций “шоковой терапии”, ваучеризации и т.д. Можно спрогнозировать новые потрясения, которые ждут Россию при осуществлении данной концепции.

Информация о работе Специфика менеджмента в сфере сервисных услуг и туризма в России