Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:33, курс лекций
Для успешного функционирования и достижения поставленных целей любая организация традиционно использует 3 основные группы основные группы ресурсов: природные (земельные), материальные (капитал), человеческие (труд). Комбинация используемых ресурсов определяется прежде всего целями, стоящими перед организацией.
ПРОФЕССИОГРАММА
– перечень требований, предъявляемый данной профессией, специальностью, должностью к человеку.
Профессиограмма – описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии и ее специальностей.
Профессиография (описание профессии) представляет возможности для выявления и описания требований не только профессии и специальности, но и группы рабочих мест и даже отдельного рабочего места.
Содержит разделы: профессия, процесс труда; санитарно-гигиенические условия труда; психофизиологические требования профессии к работнику; профессиональные знания и навыки; требования к подготовке и повышению квалификации кадров.
Психограмма – важнейшая часть профессиограммы – характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека. Ее содержание и объем определяется целями профотбора, профобучения, профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики.
Источники информации для составления психограммы: документы (инструкции, положения, хронометражные таблицы, описания), устные и письменные опросы работников, в т. ч. анкеты, личные наблюдения, лабораторные и естественные эксперименты, данные «пилотажных» (пробных, целевых) исследований, эргономические исследования на рабочих местах и др.
Структура психологической характеристики профессии (специальности, группы рабочих мест, рабочего места) включает:
требования к оборудованию, организации и условиям труда;
социально-психологические параметры трудового коллектива;
комплекс требований к психике человека (нейропсихическим, психофизиологическим, личностным, интеллектуальным свойствам; к состояниям – эмоционально-волевым установкам, работоспособности, измененным состояниям; к процессам адаптации, обучения, восприятия, ритмам);
требования к организации психолого-педагогических аспектов труда;
требования к руководителю-организатору, педагогу, специалисту, личности.
8