Курс лекций по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:33, курс лекций

Краткое описание

Для успешного функционирования и достижения поставленных целей любая организация традиционно использует 3 основные группы основные группы ресурсов: природные (земельные), материальные (капитал), человеческие (труд). Комбинация используемых ресурсов определяется прежде всего целями, стоящими перед организацией.

Файлы: 11 файлов

1_УП_место и роль в системе Упредприятием (СТ).doc

— 158.00 Кб (Открыть, Скачать)

2_Персонал как объект управления (СТ).doc

— 148.50 Кб (Открыть, Скачать)

3_Кадровая политика и стратегия управления персоналом (СТ).doc

— 153.00 Кб (Открыть, Скачать)

4_Организационная структура службы УП (СТ).doc

— 236.50 Кб (Открыть, Скачать)

5_Анализ и проектирование рабочих мест (СТ).doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

6_Кадровое планирование (СТ).doc

— 174.00 Кб (Открыть, Скачать)

7_Подбор, отбор и прием на работу (СТ).doc

— 373.00 Кб (Открыть, Скачать)

8_Адаптация, обучение и развитие персонала (СТ).doc

— 149.50 Кб (Открыть, Скачать)

9_Оценка и аттестация персонала (СТ).doc

— 140.50 Кб (Скачать)


Оценка и аттестация персонала

 

ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА

Оценка  персонала – целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик человека требованиям должности или рабочего места

 

Цели оценки персонала:

            оптимизация расстановки кадров;

            формирование кадрового резерва;

            разработка программ развития  и обучения персонала;

            корректировка системы вознаграждения персонала;

            повышения мотивации персонала.

Задачи оценки персонала:

            установление профессиональной компетенции работника;

            установление функциональной роли оцениваемого сотрудника;

            установление соответствия результатов труда нормированным требованиям;

            разработка возможных путей совершенствования деловых или личностных качеств сотрудника;

            определение степени соответствия заданным критериям опла­ты труда и установление ее величины;

Кроме явных функций (задач) оценка может иметь и скры­тые (латентные) функции:

            установление обратной связи с сотрудником по профессио­нальным, организационным и иным вопросам;

            удовлетворение потребности сотрудника в оценке собственно­го труда и качественных характеристик;

            придание коллективу дополнительного стимула для улучше­ния работы;

            основание для кадровых перестановок;

            планирование карьеры работников;

            разработка средств отбора кадров.

Результатами проведения оценки персонала является:

            подбор кадров;

            определение степени соответствия работника занимаемой должности;

            улучшения использования кадров;

            выяснение вклада работника в результаты организации;

            продвижение работников, необходимость повышения квалификации;

            улучшение структуры аппарата управления;

            совершенствование управления (формы, методы управления).

Оценка персонала подразделяется на:

            оценку соответствия предъявляемым требованиям (рис.);

            оценку результатов труда персонала (рис.)

10

 



 

 

Рис. Оценка результатов труда персонала

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

Рис. Оценка результатов труда

 

 

 

 

 

Экономические результаты

Количественные результаты

Качественные результаты

Результаты развития бизнеса

Творческие результаты

 

Лояльность (отношения) к бизнесу, компании, правилам, нормам, процедурам

Затрачиваемое время

Затрачиваемые усилия

Использованные ресурсы

Знание своего дела

Степень вовлечения сотрудников

Коммуникации

Создание резервов и эталонов

Целеустремленность и настойчивость

Личностное развитие

Передача опыта знаний

 

 

 

 

10

 



В процессе оценки кадров решаются 3 задачи:

1. определяется содержание оценки;

2. разрабатывается методика оценки;

3. создается процедура оценки.

 

При решении трех задач важно определить:

            Что оценивать?

            Как оценивать?

            По какому принципу оценивать?

1. Содержание оценки включает определение показателей, по которым оценивается работник. Оцениваться могут:

            выполнение должностных обязанностей;

            особенности поведения;

            эффективность деятельности;

            уровень достижения целей;

            личные качества и т.д.

2. Методика оценки включает:

            разработку алгоритма расчета критериев оценки;

            обоснование нормативных значений показателей;

            определение методов оценки (см. таблицу).

 

Методы оценки персонала

№ п/п

Наименование метода

Краткое описание метода

1

Биографический

Оценка работника по биографическим данным

2

Метод стандартной оценки

Оценка сотрудников руководителем по стандартной шкале. Заполняется специальный бланк на каждого сотрудника.

3

Управление посредством установки целей (МВО - Management  by Objectives).

 

Определение целей для сотрудника на определенный период, по исчислении которого руководитель и сотрудник оценивают достижение каждой цели (в %) и всего личного плана сотрудника.

4

Произвольные устные или письменные характеристики

Устное или письменное описание того, что собой представляет работник и как он себя проявляет

5

Метод групповой дискуссии

Постановка, обсуждение и решение проблемы в группе, в ходе которой оцениваются знания, личностные черты и другие качества работника.

6

Метод эталона

Оценка относительно наилучшего работника, выбранного за эталон

7

Матричный метод

Сравнение физических качеств работника с набором желательных качеств (происходит в матричной форме)

8

Методы свободного и принудительного выбора оценочных характеристик по готовым формам

Сравнение физических качеств, которыми обладает оцениваемый, с перечнем качеств, представленных в заранее разработанной форме.

9

Метод суммируемых оценок

Определение степени проявления у работников тех или иных качеств путем проставления по определенной шкале экспертных оценок.

10

Метод заданной группировки работников

Под заданную модель требований к работнику подбирается подходящий кандидат или под заданную ролевую структуру рабочей группы подбираются конкретные люди.

11

Тестирование

Определение знаний и умений, способностей и других характеристик на основе специальных тестов

12

Ранжирование

Определение экспертным или иным путем ранга,  оцениваемого среди других работников, и расположение всех оцениваемых по порядку убывания рангов

13

Метод попарных сравнений

Попарное сравнение оцениваемых между собой по определенным качествам и последующее математического ранжирование по порядку убывания.

14

Метод заданной бальной оценки

Начисление определенного количества баллов за те или иные достижения на нормативной основе

15

Метод графического профиля

Вместо условных оценочных измерений используется графическая форма оценок ломаной линии, соединяющей количественные значения по различным качествам оцениваемого. Метод позволяет проводить наглядное сравнение оцениваемого  с профилем “идеального” работника, а также сравнить между собой различных работников.

16

Коэффициентный метод

Выделяются факторы оценки и определяются нормативные факторы для разных групп оцениваемых. Фактический результат соотносится с нормативами, в итоге получаются различные коэффициенты, дающие возможность проводить сопоставление и оценку работников

17

Метод критического инцидента

Оценивается, как вел себя работник в критической ситуации (принятие ответственного  решения, разрешение незнакомой проблемы, преодоление сложной ситуации.)

18

Метод свободного или индивидуального обсуждения

В свободной форме или по заранее составленной программе проводится обсуждение с оцениванием планов и практических результатов работы кандидата, сотрудника

19

Метод самооценок и самоотчетов

Письменная или устная самооценка перед коллективом. При благоприятном морально – психологическом климате в коллективе метод способствует принятию напряженных обязательств и повышению моральной ответственности

20

Метод шкалирования

Значение показателя оценки по шкале устанавливается для каждого сотрудника

21

Метод упорядочения рангов

Несколько оценок расставляют в ранжированный ряд относительно одного значения

22

Метод альтернативных характеристик

Отдельный работник характеризуется с точки зрения наличия или отсутствия у него того или иного качества

23

Метод «3600 Аттестация»

Всесторонняя оценка сотрудника руководителем, коллегами, подчиненными.

 

3. Процедура оценки включает следующие этапы

            установление стандартов результативности труда для каждого рабочего места и критерии ее оценки;

            выработка политики проведения оценки (когда, как часто, кому следует проводить оценку);

            выбор оценщиков;

            сбор данных по результативности труда работников;

            обсуждение оценки с работником;

            принятие решения и документирование оценки.

 

Принципы оценки персонала:

            объективность;       

            оперативность;

            гласность;

            демократизм;

            единство требований;

            простота, четкость, доступность процедуры оценки;

            результативность;

            механизация и автоматизация процедуры оценки.

Когда следует проводить оценку? Существует несколько возможностей:

1)  произвольная дата (например, на день принятия данного че­ловека в организацию);

2)  оценивать всех работников на одну и ту же дату;

3)  назначение оценки на дату окончания работы по каждой от­дельной задаче;

4)  если выполнение работы не имеет четкой датировки, можно договориться о длительности «рабочего цикла»;

5)  назначение даты оценки при существенном изменении резуль­тативности труда работника в лучшую или худшую сторону.

Как часто следует проводить оценку? Как показывает практика преуспевающих компаний, обычным является довольно частая периодика оценок – 1-2 раза в год в зависимости от кате­гории персонала.

Кто должен проводить оценку? Обычно этим занимается руководитель, управляющий, директор. К оценке мо­гут привлекаться:

            экспертная   комиссия   (комитет   из   нескольких   контролеров предприятия);

            коллеги оцениваемого;

            подчиненные оцениваемого;

            специально приглашенные эксперты по оценке.

            самооценка;

            комбинация методов.

 

Сообщение результатов оценки сотруднику

Одним из важных кадровых мероприятий является доведение до самого работника информации о степени его успешности в работе.

 

В зависимости от цели оценки возможны два подхода:

            Если оценки проводилась  для целей личного развития сотрудника, результаты могут быть сообщены ему лично;

            Если оценка проводилась для определения вознаграждений, уровня заработной платы, повышения по службе, то тогда информация передается в СУП. В случае личного запроса сотруднику собираются результаты оценки.

Сотрудники могут узнавать результаты своей оценки в ходе специальной встречи с лицом, проводимым оценку.

Цели беседы с работником по результатам оценки:

            Сообщение результатов оценки

            Выдача рекомендаций по повышению результатов работника в будущем.

 


АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

 

Аттестация -  определение степени соответствия уровня квалификации работника квалификации выполняемой им работы (функции)

 

Аттестация – процедура проведения систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности

 

Аттестация персонала – один из элементов оценки персонала;  выявление резервов повышения эфе5тивности работы сотрудника.

Аттестация персонала служит юридической основой для переводов, продвижений по службе, награждений, определения размеров заработной платы, понижения в должности и увольнения.

 

Основные задачи аттестации персонала:

-      определение служебного соответствия работника занимаемой должности;

-      выявление потенциальных способностей и возможностей работника;

-      определение направлений повышения квалификации, подготовки или переподготовки работника;

-      внесение предложений о перемещении кадров, освобождения от занимаемой должности, переводе на другую работу.

 

По принадлежности к сферами деятельности сложилось 3 типа аттестации персонала:

1. Аттестация государственного служащего категории «Б» и «В».

Задача: оценить уровень профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности государственной службы, решить вопрос о присвоении квалификационного разряда. Порядок и условия аттестации определяется федеральными законами и законами субъектов РФ.

2. Аттестация научных и научно-педагогических работников - процедура присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и присвоения ученых званий профессора, доцента и старшего научного сотрудника по специальности. Аттестация осуществляется ВАК РФ, министерством образования и науки, научными организациями в соответствии с требованиями специальных регламентирующих документов, утвержденных правительством РФ.

3. Аттестация персонала организации (менеджеров среднего и высшего звена).

Аттестации, как правило, не подлежат:

-      работники, проработавшие в занимаемой должности менее одного года;

10_Вознаграждение персонала (СТ).doc

— 137.50 Кб (Открыть, Скачать)

11_Управление поведением персоналом (СТ).doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"