Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:33, курс лекций
Для успешного функционирования и достижения поставленных целей любая организация традиционно использует 3 основные группы основные группы ресурсов: природные (земельные), материальные (капитал), человеческие (труд). Комбинация используемых ресурсов определяется прежде всего целями, стоящими перед организацией.
Оценка и аттестация персонала
ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА
Оценка персонала – целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик человека требованиям должности или рабочего места
Цели оценки персонала:
оптимизация расстановки кадров;
формирование кадрового резерва;
разработка программ развития и обучения персонала;
корректировка системы вознаграждения персонала;
повышения мотивации персонала.
Задачи оценки персонала:
установление профессиональной компетенции работника;
установление функциональной роли оцениваемого сотрудника;
установление соответствия результатов труда нормированным требованиям;
разработка возможных путей совершенствования деловых или личностных качеств сотрудника;
определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее величины;
Кроме явных функций (задач) оценка может иметь и скрытые (латентные) функции:
установление обратной связи с сотрудником по профессиональным, организационным и иным вопросам;
удовлетворение потребности сотрудника в оценке собственного труда и качественных характеристик;
придание коллективу дополнительного стимула для улучшения работы;
основание для кадровых перестановок;
планирование карьеры работников;
разработка средств отбора кадров.
Результатами проведения оценки персонала является:
подбор кадров;
определение степени соответствия работника занимаемой должности;
улучшения использования кадров;
выяснение вклада работника в результаты организации;
продвижение работников, необходимость повышения квалификации;
улучшение структуры аппарата управления;
совершенствование управления (формы, методы управления).
Оценка персонала подразделяется на:
оценку соответствия предъявляемым требованиям (рис.);
оценку результатов труда персонала (рис.)
10
Рис. Оценка результатов труда персонала
Рис. Оценка результатов труда
Экономические результаты | Количественные результаты | Качественные результаты | Результаты развития бизнеса | Творческие результаты |
| Лояльность (отношения) к бизнесу, компании, правилам, нормам, процедурам | Затрачиваемое время | Затрачиваемые усилия | Использованные ресурсы | Знание своего дела | Степень вовлечения сотрудников | Коммуникации | Создание резервов и эталонов | Целеустремленность и настойчивость | Личностное развитие | Передача опыта знаний |
10
В процессе оценки кадров решаются 3 задачи:
1. определяется содержание оценки;
2. разрабатывается методика оценки;
3. создается процедура оценки.
При решении трех задач важно определить:
Что оценивать?
Как оценивать?
По какому принципу оценивать?
1. Содержание оценки включает определение показателей, по которым оценивается работник. Оцениваться могут:
выполнение должностных обязанностей;
особенности поведения;
эффективность деятельности;
уровень достижения целей;
личные качества и т.д.
2. Методика оценки включает:
разработку алгоритма расчета критериев оценки;
обоснование нормативных значений показателей;
определение методов оценки (см. таблицу).
Методы оценки персонала
№ п/п | Наименование метода | Краткое описание метода |
1 | Биографический | Оценка работника по биографическим данным |
2 | Метод стандартной оценки | Оценка сотрудников руководителем по стандартной шкале. Заполняется специальный бланк на каждого сотрудника. |
3 | Управление посредством установки целей (МВО - Management by Objectives).
| Определение целей для сотрудника на определенный период, по исчислении которого руководитель и сотрудник оценивают достижение каждой цели (в %) и всего личного плана сотрудника. |
4 | Произвольные устные или письменные характеристики | Устное или письменное описание того, что собой представляет работник и как он себя проявляет |
5 | Метод групповой дискуссии | Постановка, обсуждение и решение проблемы в группе, в ходе которой оцениваются знания, личностные черты и другие качества работника. |
6 | Метод эталона | Оценка относительно наилучшего работника, выбранного за эталон |
7 | Матричный метод | Сравнение физических качеств работника с набором желательных качеств (происходит в матричной форме) |
8 | Методы свободного и принудительного выбора оценочных характеристик по готовым формам | Сравнение физических качеств, которыми обладает оцениваемый, с перечнем качеств, представленных в заранее разработанной форме. |
9 | Метод суммируемых оценок | Определение степени проявления у работников тех или иных качеств путем проставления по определенной шкале экспертных оценок. |
10 | Метод заданной группировки работников | Под заданную модель требований к работнику подбирается подходящий кандидат или под заданную ролевую структуру рабочей группы подбираются конкретные люди. |
11 | Тестирование | Определение знаний и умений, способностей и других характеристик на основе специальных тестов |
12 | Ранжирование | Определение экспертным или иным путем ранга, оцениваемого среди других работников, и расположение всех оцениваемых по порядку убывания рангов |
13 | Метод попарных сравнений | Попарное сравнение оцениваемых между собой по определенным качествам и последующее математического ранжирование по порядку убывания. |
14 | Метод заданной бальной оценки | Начисление определенного количества баллов за те или иные достижения на нормативной основе |
15 | Метод графического профиля | Вместо условных оценочных измерений используется графическая форма оценок ломаной линии, соединяющей количественные значения по различным качествам оцениваемого. Метод позволяет проводить наглядное сравнение оцениваемого с профилем “идеального” работника, а также сравнить между собой различных работников. |
16 | Коэффициентный метод | Выделяются факторы оценки и определяются нормативные факторы для разных групп оцениваемых. Фактический результат соотносится с нормативами, в итоге получаются различные коэффициенты, дающие возможность проводить сопоставление и оценку работников |
17 | Метод критического инцидента | Оценивается, как вел себя работник в критической ситуации (принятие ответственного решения, разрешение незнакомой проблемы, преодоление сложной ситуации.) |
18 | Метод свободного или индивидуального обсуждения | В свободной форме или по заранее составленной программе проводится обсуждение с оцениванием планов и практических результатов работы кандидата, сотрудника |
19 | Метод самооценок и самоотчетов | Письменная или устная самооценка перед коллективом. При благоприятном морально – психологическом климате в коллективе метод способствует принятию напряженных обязательств и повышению моральной ответственности |
20 | Метод шкалирования | Значение показателя оценки по шкале устанавливается для каждого сотрудника |
21 | Метод упорядочения рангов | Несколько оценок расставляют в ранжированный ряд относительно одного значения |
22 | Метод альтернативных характеристик | Отдельный работник характеризуется с точки зрения наличия или отсутствия у него того или иного качества |
23 | Метод «3600 Аттестация» | Всесторонняя оценка сотрудника руководителем, коллегами, подчиненными. |
3. Процедура оценки включает следующие этапы
установление стандартов результативности труда для каждого рабочего места и критерии ее оценки;
выработка политики проведения оценки (когда, как часто, кому следует проводить оценку);
выбор оценщиков;
сбор данных по результативности труда работников;
обсуждение оценки с работником;
принятие решения и документирование оценки.
Принципы оценки персонала:
объективность;
оперативность;
гласность;
демократизм;
единство требований;
простота, четкость, доступность процедуры оценки;
результативность;
механизация и автоматизация процедуры оценки.
Когда следует проводить оценку? Существует несколько возможностей:
1) произвольная дата (например, на день принятия данного человека в организацию);
2) оценивать всех работников на одну и ту же дату;
3) назначение оценки на дату окончания работы по каждой отдельной задаче;
4) если выполнение работы не имеет четкой датировки, можно договориться о длительности «рабочего цикла»;
5) назначение даты оценки при существенном изменении результативности труда работника в лучшую или худшую сторону.
Как часто следует проводить оценку? Как показывает практика преуспевающих компаний, обычным является довольно частая периодика оценок – 1-2 раза в год в зависимости от категории персонала.
Кто должен проводить оценку? Обычно этим занимается руководитель, управляющий, директор. К оценке могут привлекаться:
экспертная комиссия (комитет из нескольких контролеров предприятия);
коллеги оцениваемого;
подчиненные оцениваемого;
специально приглашенные эксперты по оценке.
самооценка;
комбинация методов.
Сообщение результатов оценки сотруднику
Одним из важных кадровых мероприятий является доведение до самого работника информации о степени его успешности в работе.
В зависимости от цели оценки возможны два подхода:
Если оценки проводилась для целей личного развития сотрудника, результаты могут быть сообщены ему лично;
Если оценка проводилась для определения вознаграждений, уровня заработной платы, повышения по службе, то тогда информация передается в СУП. В случае личного запроса сотруднику собираются результаты оценки.
Сотрудники могут узнавать результаты своей оценки в ходе специальной встречи с лицом, проводимым оценку.
Цели беседы с работником по результатам оценки:
Сообщение результатов оценки
Выдача рекомендаций по повышению результатов работника в будущем.
АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
Аттестация - определение степени соответствия уровня квалификации работника квалификации выполняемой им работы (функции)
Аттестация – процедура проведения систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности
Аттестация персонала – один из элементов оценки персонала; выявление резервов повышения эфе5тивности работы сотрудника.
Аттестация персонала служит юридической основой для переводов, продвижений по службе, награждений, определения размеров заработной платы, понижения в должности и увольнения.
Основные задачи аттестации персонала:
- определение служебного соответствия работника занимаемой должности;
- выявление потенциальных способностей и возможностей работника;
- определение направлений повышения квалификации, подготовки или переподготовки работника;
- внесение предложений о перемещении кадров, освобождения от занимаемой должности, переводе на другую работу.
По принадлежности к сферами деятельности сложилось 3 типа аттестации персонала:
1. Аттестация государственного служащего категории «Б» и «В».
Задача: оценить уровень профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности государственной службы, решить вопрос о присвоении квалификационного разряда. Порядок и условия аттестации определяется федеральными законами и законами субъектов РФ.
2. Аттестация научных и научно-педагогических работников - процедура присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и присвоения ученых званий профессора, доцента и старшего научного сотрудника по специальности. Аттестация осуществляется ВАК РФ, министерством образования и науки, научными организациями в соответствии с требованиями специальных регламентирующих документов, утвержденных правительством РФ.
3. Аттестация персонала организации (менеджеров среднего и высшего звена).
Аттестации, как правило, не подлежат:
- работники, проработавшие в занимаемой должности менее одного года;