Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:33, курс лекций
Для успешного функционирования и достижения поставленных целей любая организация традиционно использует 3 основные группы основные группы ресурсов: природные (земельные), материальные (капитал), человеческие (труд). Комбинация используемых ресурсов определяется прежде всего целями, стоящими перед организацией.
МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
Для мотивации нет одинаковых способов, применимых для всех людей, живущих в разных странах, так как все люди - слишком разные, отличаются друг от друга природой, воспитанием, культурой, менталитетом.
Мотивированный труд можно рассматривать как систему, в которой взаимодействуют следующий элементы:
потребности, которые работник будет удовлетворять (первичные и вторичные);
благо, которое способно удовлетворять работника, социальные обстоятельству, которые играют ту же роль, ценности:
сам труд, как деятельность, как поисковая активность;
соотношение затрат и получаемой выгоды от труда (оно должно быть в пользу труда);
эмоции, субъективные переживания в процессе труда;
установки в поведении работников как направленность любых проявлений психики и поведения.
условия жизнедеятельности— внутренние, внешние;
идеалы человека, его интересы - форма проявления потребности, обеспечивающая направленность личности на определенные блага.
Для мотивирования труда необходимо:
1. определить набор благ, который будет положен в основу мотивирования сотрудников.
2. определить уровень удовлетворения потребностей каждого работника, его интересы:
3. конкретизировать виды трудовой деятельности, которые необходимо организации и которые целесообразно мотивировать;
4. увязать определенные виды деятельности с набором благ, льгот и преимуществ;
5. организация труда должна быть такой, чтобы убедить работника в возможности удовлетворить свои интересы с доступными для него издержками: физических и моральных сил, времени, возможностью восстановить трудоспособность и т. д.;
6. при приеме на работу выяснить, насколько работник подвержен мотивированию, насколько он социализирован, выяснить систему его ценностей;
7. доходы работника в организации в идеале должны быть достаточными, чтобы покрывать вес его расходы.
Условиями эффективного использования мотивации труда являются следующие:
- высокий уровень оплаты труда работников;
- использование высокопрофессионального малоквалифицированного труда;
- отсутствие уравнительности в оплате труда;
- высокий престиж труда в обществе, государстве.
На производительность руда в целом оказывает влияние следующие факторы, перечисленные в порядке убывания силы их воздействия:
- возможность продвижения по службе;
- повышение заработка;
- оплата труда по результатам;
- одобрение хорошо выполненной работы;
- работа, позволяющая развивать свои способности;
- сложная работа; работа, позволяющая самостоятельно принимать решения;
- высокая степень ответственности;
- интересная работа;
- работа, требующая творчества.
Привлекательность работы определяется следующими факторами:
- не требует прилагать больших усилий;
- не возникает стрессовых ситуаций;
- удобное месторасположение;
- работа не грязная, без сума;
- работа с людьми, которые нравятся;
- хорошие отношения с начальником;
- хорошая информированность о работе;
- гибкий график;
- дополнительные льготы;
- справедливое распределение работы.
С удовлетворением профессией и трудом связан процесс формирования команды организации (…). Командный способ организации достигнут в спортивных командах суперкласса., оркестрах, танцевальных коллективах. Важно, чтобы персонал организации считал себя членом команды, в котором каждый работает с максимальной отдачей.
Команда - группа людей, дополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей.
Командному способу организации деятельности присущи:
- согласованное ведение стоящих перед организацией задач и система распределения ответственности для них успешного решения;
- формирование направленности на общую и ясную цель;
- распределение ролей и позиций с целью достижения максимальной отдачи;
- психологическое признание членом команды друг друга;
- обеспечение максимального включения каждого сотрудника в рабочий процесс, в совместную выработку решений;
- ориентация на эффективность и ситуационное лидерство;
- генерация новых идей и способов решения проблем;
- установление эффективных коммуникаций с другими людьми и организациями;
- проверка и оценка эффективности выполнения работ, наличие определенной организационной культуры, выраженной в общих ценностях, символике и правилах и нормах поведения в коллективе.
Командирование - это процесс целенаправленного формирования особого способа взаимодействия людей в организации, позволяющего эффективно использовать их энергический, творческий и интеллектуальный потенциал. На первое место при формировании команды выступает психологическая совместимость: таланты одного должны дополняться, а не дублироваться возможностями другого.
Психологи выделяют 5 групп человеческих способностей:
- аналитические (преобладает интеллект, IQ);
- творческие (связанные прежде всего с воображением);
- практические (развитое внимание);
- координационные (хорошая память);
- коммуникационные (правят чувства и интуиция).
При наличии этих способностей у человека преобладает в качестве ведущей одна психическая функция, которая и определяет, какими способностями обладает он в первую очередь. В идеале самым сложным будет тот коллектив (команда), в котором присутствуют люди со всеми перечисленными способностями.
Эффективный состав команды возможен при правильном распределении ролей ее членов.
В составе команды должен быть:
- оригинал, человек, обладающий незаурядным воображением, умеющий выдвигать идей, отличные от общепринятых. Такой человек является мозговым центром команды. Оригинал - это … человек «за»;
- скептик, человек «нет». Его роль - не давать команде совершать слишком рискованные шаги;
- аналитик. Отличается объективной оценкой происходящего, любит выполнять все в срок. Ко всему относится серьезно и без лишних эмоций;
- практик. Способны адаптировать фактические идей к конкретным жизненным ситуациям;
- координатор. Сплачивает команды, выслушивает мнения других, не стремится к соперничеству;
- добрый малый. Незаменим для формирования и поддержания морально-психологического климата в команде, хотя и не ценится руководителем.
И аналитик, и практик, и координатор способны быть руководителями команды.
Факторы, определяющие степень сплоченности команды и влияющие на поведение ее членов:
1. мотивами стремления войти в ту или иную социальную группу;
2. побудительными свойствами группы;
3. ожиданиям благоприятных или отрицательных последствий пребывания в группе;
4. индивидуальным уровнем сравнения последствий пребывания человека в различных группах, с которой он сопоставляет свои возможные достижения в данной конкретной группе.
Наиболее изученными являются побудительные свойства команды, к числу которых относится:
1. привлекательность членов группы (степень симпатии, испытываемой к ним окружающими);
2. сходство между членами группы (чаще всего в отношении основных жизненных ценностей, установок и т.п.);
3. особенности групповых ценностей (их соответствие потребностям членов группы, четкость постановки, успех группы в их достижении);
4. своеобразие взаимосвязи членов группы;
5. удовлетворенность групповой деятельностью;
6. характер руководства и принятия решений;
7. структурные свойства группы (модели коммуникационных сетей и статусно-ролевые структуры);
8. групповая атмосфера;
9. сложившиеся в группе традиции.
Для укрепления командной (групповой) морали рекомендуются использоваться 5 правил:
1) помочь группе испытать общий успех;
2) укрепить доверие членов группы друг к другу и прежде всего к лидеру;
3) культивировать чувство принадлежности к группе, активно привлекать членов группы к общегрупповым мероприятиям;
4) принадлежность к группе должна доставлять радость и отвечать стремлению к престижу;
5) полезно поддерживать веру в реальность стоящих перед группой целей.
Нередко такие группы определенное время эффективно работают, причем специально ее цементированием никто в группе не занимается. Это происходит потому, что все принципы возникают в группе стихийно, отражая ситуацию вокруг группы.
РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
Особую роль в управлении командой и всем персоналом организации играет руководитель.
Его основной задачей является координация усилий всего персонала на достижение целей организации. Непременным условием профессионализма руководителя является коммуникационная компетентность - знания, умения, навыки в области организации взаимодействия и собственно взаимодействие в деловой сфере, сплав теории и практики общения.
Руководитель имеет право и реализует следующие полномочия, порученные ему:
1. соблюдать требования законов;
2. руководить всеми видами деятельности организации на основе применения методов, соответствующих времени и обстановке (ситуационный подход к решению проблем);
3. организовывать труд персонала;
4. обеспечивать рациональное использование ресурсов;
5. воспитывать у подчиненных высшие деловые качества;
6. распоряжаться имуществом организации в соответствии с законодательством;
7. действовать от имени организации и предоставлять ее во внешних организациях и т.д.
Необходимость специальной подготовки для профессиональных руководителей вытекают из ролей, исполняемых ими.
По мнению г. Минцберга, руководитель, исполняет 10 ролей:
- межличностные: главный руководитель, лидер, связывающее звено;
- информационные: приемник информации, распространитель информации, представитель;
- связанные с принятием решений: предприниматель, устраняющий нарушения, распределитель ресурсов, ведущий переговоры.
6