Курс лекций по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:33, курс лекций

Краткое описание

Для успешного функционирования и достижения поставленных целей любая организация традиционно использует 3 основные группы основные группы ресурсов: природные (земельные), материальные (капитал), человеческие (труд). Комбинация используемых ресурсов определяется прежде всего целями, стоящими перед организацией.

Файлы: 11 файлов

1_УП_место и роль в системе Упредприятием (СТ).doc

— 158.00 Кб (Открыть, Скачать)

2_Персонал как объект управления (СТ).doc

— 148.50 Кб (Открыть, Скачать)

3_Кадровая политика и стратегия управления персоналом (СТ).doc

— 153.00 Кб (Открыть, Скачать)

4_Организационная структура службы УП (СТ).doc

— 236.50 Кб (Открыть, Скачать)

5_Анализ и проектирование рабочих мест (СТ).doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

6_Кадровое планирование (СТ).doc

— 174.00 Кб (Открыть, Скачать)

7_Подбор, отбор и прием на работу (СТ).doc

— 373.00 Кб (Открыть, Скачать)

8_Адаптация, обучение и развитие персонала (СТ).doc

— 149.50 Кб (Открыть, Скачать)

9_Оценка и аттестация персонала (СТ).doc

— 140.50 Кб (Открыть, Скачать)

10_Вознаграждение персонала (СТ).doc

— 137.50 Кб (Открыть, Скачать)

11_Управление поведением персоналом (СТ).doc

— 59.00 Кб (Скачать)


МОТИВАЦИЯ  ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Для мотивации нет одинаковых способов, применимых для всех людей, живущих в разных странах, так как все люди - слишком разные, отличаются друг от друга природой, воспитанием, культурой, менталитетом.

 

Мотивированный труд можно рассматривать как систему, в которой взаимодействуют следующий элементы:

 потребности, которые работник будет удовлетворять (первичные и вторичные);

 благо, которое способно удовлетворять работника, социальные обстоятельству, которые играют ту же роль, ценности:

 сам труд, как деятельность, как поисковая активность;

 соотношение затрат и получаемой выгоды от труда (оно должно быть в пользу труда);

 эмоции, субъективные переживания в процессе труда;

 установки в поведении работников как направленность любых проявлений психики и поведения.

 условия жизнедеятельности— внутренние, внешние;

 идеалы человека, его интересы - форма проявления потребности, обеспечивающая направленность личности на определенные блага.

 

Для мотивирования труда необходимо:

1.      определить набор благ, который будет положен в основу мотивирования сотрудников.

2.      определить уровень удовлетворения потребностей каждого работника, его интересы:

3.      конкретизировать виды трудовой деятельности, которые необходимо организации и которые целесообразно мотивировать;

4.      увязать определенные виды деятельности с набором благ, льгот и преимуществ;

5.      организация труда должна быть такой, чтобы убедить работника в возможности удовлетворить свои интересы с доступными для него издержками: физических и моральных сил, времени, возможностью восстановить трудоспособность и т. д.;

6.      при приеме на работу выяснить, насколько работник подвержен мотивированию, насколько он социализирован, выяснить систему его ценностей;

7.      доходы работника в организации в идеале должны быть достаточными, чтобы покрывать вес его расходы.

Условиями эффективного использования мотивации труда являются следующие:

-  высокий уровень оплаты труда работников;

-  использование высокопрофессионального малоквалифицированного труда;

-  отсутствие уравнительности в оплате труда;

-  высокий престиж труда в обществе, государстве.


На производительность руда в целом оказывает влияние следующие факторы, перечисленные в порядке убывания силы их воздействия:

-      возможность продвижения по службе;

-      повышение заработка;

-      оплата труда по результатам;

-      одобрение хорошо выполненной работы;

-      работа, позволяющая развивать свои способности;

-      сложная работа; работа, позволяющая самостоятельно принимать решения;

-      высокая степень ответственности;

-      интересная работа;

-      работа, требующая творчества.

 

Привлекательность работы определяется следующими факторами:

-      не требует прилагать больших усилий;

-      не возникает стрессовых ситуаций;

-      удобное месторасположение;

-      работа не грязная, без сума;

-      работа с людьми, которые нравятся;

-      хорошие отношения с начальником;

-      хорошая информированность о работе;

-      гибкий график;

-      дополнительные льготы;

-      справедливое распределение работы.

 


ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ

 

С удовлетворением профессией и трудом связан процесс формирования команды организации (…). Командный способ организации достигнут в спортивных командах суперкласса., оркестрах, танцевальных коллективах. Важно, чтобы персонал организации считал себя членом команды, в котором каждый работает с максимальной отдачей.

Команда - группа людей, дополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей.

 

Командному способу организации деятельности присущи:

-      согласованное ведение стоящих перед организацией задач и система распределения ответственности для них успешного решения;

-      формирование направленности на общую и ясную цель;

-      распределение ролей и позиций с целью достижения максимальной отдачи;

-      психологическое признание членом команды друг друга;

-      обеспечение максимального включения каждого сотрудника в рабочий процесс, в совместную выработку решений;

-      ориентация на эффективность и ситуационное лидерство;

-      генерация новых идей и способов решения проблем;

-      установление эффективных коммуникаций с другими людьми и организациями;

-      проверка и оценка эффективности выполнения работ, наличие определенной организационной культуры, выраженной в общих ценностях, символике и правилах и нормах поведения в коллективе.

 

Командирование - это процесс целенаправленного формирования особого способа взаимодействия людей в организации, позволяющего эффективно использовать их энергический, творческий и интеллектуальный потенциал. На первое место при формировании команды выступает  психологическая совместимость: таланты одного должны дополняться, а не дублироваться возможностями другого.

Психологи выделяют 5 групп человеческих способностей:

-      аналитические (преобладает интеллект, IQ);

-      творческие (связанные прежде всего с воображением);

-      практические (развитое внимание);

-      координационные (хорошая память);

-      коммуникационные (правят чувства и интуиция).

При наличии этих способностей у человека преобладает в качестве ведущей одна психическая функция, которая и определяет, какими способностями обладает он в первую очередь. В идеале самым сложным будет тот коллектив (команда), в котором присутствуют люди со всеми перечисленными способностями.

Эффективный состав команды возможен при правильном распределении ролей  ее членов.


В составе команды должен быть:

-      оригинал, человек, обладающий незаурядным воображением, умеющий выдвигать идей, отличные от общепринятых. Такой человек является мозговым центром команды. Оригинал - это … человек «за»;

-      скептик, человек «нет». Его роль - не давать команде совершать слишком рискованные шаги;

-      аналитик. Отличается объективной оценкой происходящего, любит выполнять все в срок. Ко всему относится серьезно и без лишних эмоций;

-      практик. Способны адаптировать фактические идей к конкретным жизненным ситуациям;

-      координатор. Сплачивает команды, выслушивает мнения других, не стремится к соперничеству;

-      добрый малый. Незаменим для формирования и поддержания морально-психологического климата в команде, хотя и не ценится руководителем.

И аналитик, и практик, и координатор способны быть руководителями команды.

 

Факторы, определяющие степень сплоченности команды и влияющие на поведение ее членов:

1.   мотивами стремления войти в ту или иную социальную группу;

2.      побудительными свойствами группы;

3.      ожиданиям благоприятных или отрицательных последствий пребывания в группе;

4.   индивидуальным уровнем сравнения последствий пребывания человека в различных группах, с которой он сопоставляет свои возможные достижения в данной конкретной группе.

 

Наиболее изученными являются побудительные свойства команды, к числу которых относится:

1.   привлекательность членов группы (степень симпатии, испытываемой к ним окружающими);

2.   сходство между членами группы (чаще всего в отношении основных жизненных ценностей, установок и т.п.);

3.   особенности групповых ценностей (их соответствие потребностям членов группы, четкость постановки, успех группы в их достижении);

4.   своеобразие взаимосвязи членов группы;

5.   удовлетворенность групповой деятельностью;

6.   характер руководства и принятия решений;

7.   структурные свойства группы (модели коммуникационных сетей и статусно-ролевые структуры);

8.   групповая атмосфера;

9.   сложившиеся в группе традиции.


Для укрепления командной (групповой) морали рекомендуются использоваться 5 правил:

1)  помочь группе испытать общий успех;

2)  укрепить доверие членов группы друг к другу и прежде всего к лидеру;

3)  культивировать чувство принадлежности к группе, активно привлекать членов группы к общегрупповым мероприятиям;

4)  принадлежность к группе должна доставлять радость и отвечать стремлению к престижу;

5)  полезно поддерживать веру в реальность стоящих перед группой целей.

Нередко такие группы определенное время эффективно работают, причем специально ее цементированием никто в группе не занимается. Это происходит потому, что все принципы возникают в группе стихийно, отражая ситуацию вокруг группы.

 


РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ

 

Особую роль в управлении командой и всем персоналом организации играет руководитель.

Его основной задачей является координация усилий всего персонала на достижение целей организации. Непременным условием профессионализма руководителя является коммуникационная компетентность - знания, умения, навыки в области организации взаимодействия и собственно взаимодействие в деловой сфере, сплав теории и практики общения.

 

Руководитель имеет право и реализует следующие полномочия, порученные ему:

1.   соблюдать требования законов;

2.   руководить всеми видами деятельности организации на основе применения методов, соответствующих времени и обстановке (ситуационный подход к решению проблем);

3.   организовывать труд персонала;

4.   обеспечивать рациональное использование ресурсов;

5.   воспитывать у подчиненных высшие деловые качества;

6.   распоряжаться имуществом организации в соответствии с законодательством;

7.   действовать от имени организации и предоставлять ее во внешних организациях и т.д.

Необходимость специальной подготовки для профессиональных руководителей вытекают из ролей, исполняемых ими.

 

По мнению г. Минцберга, руководитель, исполняет 10 ролей:

-      межличностные: главный руководитель, лидер, связывающее звено;

-      информационные: приемник информации, распространитель информации, представитель;

-      связанные с принятием решений: предприниматель, устраняющий нарушения, распределитель ресурсов, ведущий переговоры.

 

 

 

 

6

 



Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"