Курс лекций по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:33, курс лекций

Краткое описание

Для успешного функционирования и достижения поставленных целей любая организация традиционно использует 3 основные группы основные группы ресурсов: природные (земельные), материальные (капитал), человеческие (труд). Комбинация используемых ресурсов определяется прежде всего целями, стоящими перед организацией.

Файлы: 11 файлов

1_УП_место и роль в системе Упредприятием (СТ).doc

— 158.00 Кб (Открыть, Скачать)

2_Персонал как объект управления (СТ).doc

— 148.50 Кб (Открыть, Скачать)

3_Кадровая политика и стратегия управления персоналом (СТ).doc

— 153.00 Кб (Скачать)


Кадровая политика и стратегия управления персоналом

 

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

 

Важнейшей задачей рыночной экономики является эффективное использование кадрового потенциала. Решению этой задачи способствует четко разработанная кадровая политика государства.

Кадровая политика государства определяет стратегию и принципиальные установки в работе с персоналом на длительную перспективу. Кадровая политика формируется государством, ведущими партиями, руководством предприятия и находит конкретное выражение в виде административных и моральных норм поведения работников на предприятиях.

Кадровая политика включает следующие элементы:

   тип власти в обществе: охлократия (господство толпы); автократия (власть одного); демократия (власть народа);

   стиль руководства (авторитарный, демократический, либеральный, смешанный);

   философию организации (совокупность моральных и административных норм и правил поведения сотрудников, подчиненных достижению глобальной цели организации);

   правила внутреннего трудового распорядка рабочих и служащих;

   коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между представителями работников и работодателя.

Кадровая политика предприятия – это

      совокупность целей, задач и принципов, определяющих тактику и стратегию управления персоналом;

      генеральное направление кадровой работы по созданию коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации и стратегии управления ее персоналом.

Цель кадровой политики организации:

   обеспечение своевременного обнов­ления и сохранения количественного и качественного состава кадров;

   раз­вития персонала в соответствии с требованиями организации, требованиями действующе­го законодательства, состоянием рынка труда.

 


Принципы кадровой политики организации:

 

Общий принцип кадровой политики – учет целей персонала и помощь в реализации этих целей.

Основные принципы кадровой политики организации:

1.      Принцип соответствия качества и количества персонала состоянию и направлению развития организации;

2.      Принцип соответствия индивидуального трудового потенциала работника требованиям должности и рабочего места.

Каждый кандидат проверяется на соот­ветствие заранее разработанным требованиям, зафиксированным в специальных организационно - распорядительных документах для каждой должности или рабоче­го места.

3.      Принцип расстановки персонала и его интеграции в соответствии с организационной структурой и возможностями трудового потенциала.

4.      Принцип учета многофакторности условий труда и их воздействия на персонал.

5.      Принцип непрерывности и управляемости процессом развития персонала.

 

Характеристика принципов кадровой политики приведена в таблице

 

Характеристика принципов кадровой политики организации

 

 

Основные направления

Принцип

Характеристика

1. Управление персоналом организации

Одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организационных целей(основой)

Необходимо найти честные компромиссы между администрацией и работниками, а не отдавать предпочтение интересам организации

2. Подбор и расстановка кадров

соответствия

Требуется соответствие объема заданий, полномочий и ответственности возможностям человека

 

профессиональной компетенции

Уровень знаний должен соответствовать требованиям должности

 

практических достижений

Необходимы практический опыт и организационный способности (при организации собственной работы и работы подчиненных)

 

индивидуальности

Облик, интеллектуальные черты, характер, намерения, стиль, руководства, соответствующие требованиям

 

конкурсности

Отбор кандидатов производится на конкурсной основе

3. Формирование и подготовка резерва для выдвижения на руководящие должности

конкурсности

Конкурсный отбор кандидатов

 

ротации

Планомерная смена должностей по вертикали и горизонтали

 

индивидуализации подготовки

Подготовка резерва на конкурентную должность по индивидуальной программе

 

проверки делом

Эффективная стажировка на руководящих должностях

 

соответствия должности

Степень соответствия кандидата на должность в настоящий момент

 

регулярности оценки индивидуальных качеств и возможностей

Оценка результатов деятельности, собеседования, выявлений склонностей и т.д.

4. Оценка и

аттестация

персонала

отбора показателей оценки

Система показателей, учитывающих цель оценок, их критерии и частоту

 

оценки квалификации

Пригодность, определение уровня знаний, необходимых для выполнения конкретного вида деятельности

 

оценки осуществления заданий

Оценка результатов деятельности

5. Развитие персонала

повышения квалификации

Необходимость периодичности пересмотра должностных инструкций для постоянного развития персонала

 

самовыражения

Самостоятельность, самоконтроль, влияние на формирование методов исполнения

 

саморазвития

Способность и возможность саморазвития

6. Мотивация и стимулирование персонала, оплата труда

соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой работы

Эффективная система оплаты труда

 

равномерного сочетания стимулов и санкций

Конкретность описания задач, обязанностей и показателей

 


Элементы кадровой политики

 

Элементы кадровой политики можно представить в виде трехуровневой схемы: первый уровень охватывает цели управления персоналом, второй - целевые задачи, раскрывающие средства достижения целей, указанных на первом уровне, и, наконец, третий уровень - главные принципы выполнения целевых задач (табл.).

 

Трехуровневая схема содержания кадровой политики

 

Первый уровень –

цели системы управления персоналом

Второй уровень –

целевые задачи (как условия реализации целей)

Третий уровень –

основные принципы выполнения целевых задач

Использование персонала в соответствии с организационной структурой управления

Определение потребностей в персонале

Соответствие качества и количества персонала состоянию организации и направлениям ее развития

Отбор персонала

Соответствие индивидуального трудового потенциала требованиям должности или рабочего места

Выполнение сотрудниками своей профессиональной роли

Расстановка персонала и его интеграция в соответствии с организационной структурой и возможностями трудового потенциала

Использование персонала в соответствии с оргструктурой; повышение эффективности  трудового потенциала организации

Обеспечение нормальных условий труда

Учет многофакторности условий труда и вариантности их воздействия

Развитие персонала

Непрерывность и управляемость процесса развития персонала

Повышение эффективности трудового потенциала организации

Управление мотивацией трудовой деятельности

Рациональное сочетание монетарных и немонетарных побудительных систем на основе использования теорий мотивации

 

В системе управления персоналом действуют две целевые ветви:

- цели персонала, который включаясь в определенную профессиональную дея­тельность, ставит перед собой целевые задачи, поддержки в решении которых  ждет от администрации - работодателя.

- цели администрации (работодателя), которая ставит пе­ред персоналом свои цели, направленные на достижение целей организации и ее миссии.

16

 



Цели и целевые задачи системы управления персоналом


16

 



Цели персонала. Реализация целей персонала в общем виде представляет собой выполнение основных функций труда: монетарной, социальной, самореализации.

 

Монетарная функция труда предполагает выполнение следующих целевых за­дач:

      получение оплаты труда, адекватной затрачиваемым трудовым усилиям;

      получение дополнительных материальных выплат и льгот, предоставляемых администрацией организации (льготные кредиты, оплата страховок, компенсации за­трат на обучение, участие персонала в прибылях и капитале предприятия; бронирование заработной платы и т.п.).

Социальная функция труда связана с реализацией таких целевых потребностей персонала, как:

      общение между членами коллектива;

      обеспечение нормальных психофизиологических условий труда и его техниче­ской оснащенности;

      создание благоприятного психологического климата в коллективе и использова­ние стилей и методов руководства, отвечающих интересам сотрудников;

      обеспечение социальной безопасности сотрудников, в том числе надежного социального статуса и юридической защищенности.

Функция самореализации предполагает, что сотрудники ждут от администрации поддержки в реализации таких целевых устремлений, как:

      выполнение работы преимущественно творческого характера;

      получение возможностей для профессионального роста и карьеры;

      признание заслуг, т.е. оценка труда и поведения сотрудников, адекватная резуль­татам и действиям.

Цели администрации, руководителей подразделений организации в отношении персонала:

            использование персонала в соответствии с орга­низационной структурой управления;

            повышение эффективности трудовой отдачи персонала.

Использование персонала в соответствии с организационной структурой управ­ления, которая формируется на основе системы целей организации, предполагает решение следующих целевых задач:

 определение количественной и качественной по­требности в персонале;

 отбор претендентов, отвечающих требованиям вакантной должности;

 выполнение сотрудниками своей профессиональной роли;

 раз­витие персонала.

Развитие  персонала является одновременно целевой за­дачей как самого сотрудника, так и администрации. Эта задача включает в себя первичное развитие -  процесс адаптации сотрудника к новым производственным условиям (который можно назвать также процессом введения в должность), и вторичное развитие – комплекс мероприятий по обучению персонала, а также целенаправленный процесс профессионального и служебного продвижения.


Типы кадровой политики

В зависимости от норм и правил, лежащих в основе кадровых мероприятий, и уровнем непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию влияют следующие типы кадровой политики.

 

Выделяют следующие типы кадровой политики:

•           Пассивная кадровая политика:

 руководство организации не имеет четкой программы действий относительно персонала, кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий;

 отсутствует приказ кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в организации.

•           Реактивная кадровая политика:

 руководство осуществляет контроль за кадровой ситуаций, причинами и ситуацией развития кризисов: конфликтов, отсутствие мотивации и т.д.; принимает меры по локализации кризисов, причин, приводящих к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы располагают средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экспертной позиции.

•           Превентивная кадровая политика:

 руководство организации имеет прогнозы развития кадровой ситуации, но не имеет средств влияния на нее. Кадровая служба располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на краткосрочный период.

В зависимости от ориентации руководства на собственный или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава выделяют:

            открытую кадровую политику;

            закрытую кадровую политику.

 

Открытая кадровая политика характеризуется следующими факторами:

            прозрачность организации для потенциальных сотрудников на любом уровне;

            сотрудник может начать работу в организации как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства;

4_Организационная структура службы УП (СТ).doc

— 236.50 Кб (Открыть, Скачать)

5_Анализ и проектирование рабочих мест (СТ).doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

6_Кадровое планирование (СТ).doc

— 174.00 Кб (Открыть, Скачать)

7_Подбор, отбор и прием на работу (СТ).doc

— 373.00 Кб (Открыть, Скачать)

8_Адаптация, обучение и развитие персонала (СТ).doc

— 149.50 Кб (Открыть, Скачать)

9_Оценка и аттестация персонала (СТ).doc

— 140.50 Кб (Открыть, Скачать)

10_Вознаграждение персонала (СТ).doc

— 137.50 Кб (Открыть, Скачать)

11_Управление поведением персоналом (СТ).doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"