Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:33, курс лекций
Для успешного функционирования и достижения поставленных целей любая организация традиционно использует 3 основные группы основные группы ресурсов: природные (земельные), материальные (капитал), человеческие (труд). Комбинация используемых ресурсов определяется прежде всего целями, стоящими перед организацией.
Адаптация, обучение и развитие персонала
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
Социализация - усвоение человеком самостоятельно или посредством воздействия (воспитания) определенной системы ценностей, норм и правил поведения, необходимых личности для обретения статуса (социального положения) в данном обществе или организации.
Процесс социализации связан в организации с профориентацией и адаптацией человека к внутренней социальной и производственно-
Социальная структура персонала организации включает следующие показатели: пол, возраст, стаж работы; образование, специальное положение; национальность, семейное положение; вид мотивации; уровень жизни; отношение к собственности.
Ролевая структура персонала определяет состав и распределение творческих, коммуникационных и поведенческих ролей между отдельными работниками. Человеку свойственно исполнять разные роли в зависимости от ситуации:
- творческие (генератор идей, эрудит, эксперт, энтузиаст, критик, организатор);
- коммуникационные (лидер, связный, координатор, делопроизводитель, «сторож»);
- поведенческие (оптимист, нигилист, конформист, догматик, кляузник и т.д.);
Процесс социализации имеет важное значение для адаптации человека в организации.
АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
Адаптация персонала — это включение работника в новую для него организационно-производственну
Цели адаптации (ориентации):
- уменьшение стартовых издержек при освоении новым работником своего рабочего места, снижение дополнительных затрат. Новичок менее эффективен, чем старые сотрудники;
- снижение неопределенности и озабоченности у новых сотрудников (страх перед новым; боязнь проколов в работе);
- сокращение текучести кадров среди новичков, чувствующих себя неуютно на новой работе;
- экономия времени руководителя на разъяснения;
- рост удовлетворенности трудом, формирование приверженности и лояльности сотрудников к организации.
Результатами успешного прохождения новым сотрудником процесса адаптации являются:
- получен необходимый объем знаний и навыков, необходимый для работы;
- новый сотрудник вышел на заданный уровень показателей эффективности деятельности;
- поведение новичка соответствует установленным требованиям;
- у нового сотрудника выражено желание совершенствоваться в профессии, он связывает свое будущее с данной работой;
-установлены дружеские взаимоотношения с большинством коллег по работе.
Типы адаптации:
Профессионально-
Психофизиологическая адаптация - это приспособление сотрудника к новым психофизиологическим нагрузкам и условиям труда. Цель – поиск эффективной модели соответствия возможней работника и требований его рабочих функций и места.
Организационная адаптация — это усвоение писанных и «неписанных» норм и правил организации. Цель адаптации — принятие новым сотрудником ценностей, установок и принципов организации. Необходимо ознакомить нового сотрудника с организационной структурой, политикой организации (миссией, целями, корпоративной культурой), предоставить правила внутреннего распорядка, ознакомить с фирменными стандартами организации.
Социально-психологическая адаптация — это включение в коллектив компании нового сотрудника. Цель — более быстрое преодоление новым сотрудником неуверенности в новой компании. Выражается в освоении особенностей трудового коллектива, вхождение в сложившуюся в нем систему возможностей, позитивном взаимодействии с его членами. В ходе этой адаптации работник получает информацию о нормах, ценностях компании, взаимоотношениях внутри коллектива, лидерах и т.д.
Культурно-бытовая – освоение особенностей быта и традиций проведения свободного времени.
К другим типам аттестации относятся:
Первичная адаптация — приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности.
Вторичная адаптация — адаптация работников, уже имеющих опыт профессиональной деятельности, работы в организации или трудовом коллективе.
Адаптация в новой организации – адаптация работников, которые впервые устроились на работу в организацию, и не важно какую должность они занимают.
Адаптация в новой должности – это организация сотрудников организации, которые получили новую должность, либо новичков, которые в новой организации занимают ту или иную должность впервые в своей профессиональной деятельности.
Этапы процесса адаптации:
1. Этап общей ориентации (ознакомления)
Работник получает информацию о новой организации в целом, о критерии оценки различных действий, нормах и этапах поведения.
2. Этап вхождения в должность.(стадия приспособления)
3. Этап действенной ориентации.
4. Этап функционирования (идентификации).
ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ. ФАКТОРЫ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ
Трудовая адаптация - взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в производственный процесс в новой организации.
Трудовая адаптация может быть:
- первичной, для людей, не имеющих опыта профессиональной деятельности;
- вторичной - при смене работы или профессии.
Факторы трудовой мотивации - это условия, влияющие на сроки и результативность процесса трудовой адаптации.
К объективным факторам трудовой адаптации, не зависящим от работника, относятся:
- уровень организации труда;
- санитарно-гигиенические условия труда;
- размер коллектива;
- расположения организации;
- специализация организации и т.д.
К субъективным (личностным) факторам относятся:
- социально-психологические: готовность трудиться, коммуникабельность, быстрота ориентации в производственной ситуации;
- социологические факторы трудовой адаптации: степень профессионального интереса; степень материальной и моральной заинтересованности.
Интегральным субъективным показателем успешной адаптацией считают общую удовлетворенность работника трудом, морально-психологическим климатом в коллективе.
Условия успешной трудовой адаптации:
- объективность деловой оценки персонала;
- отработанность механизма управления мотивацией;
- гибкость системы обучения персонала;
- особенности социально психологического климата, сложившегося в коллективе и т.д.
Адаптационные технологии
К основным адаптационным технологиям относятся:
1. Инструктаж.
2. Ротация.
3. Коучинг.
4. Организация семинаров, курсов;
5. Проведение индивидуальных бесед
6. Интенсивные краткосрочные курсы
7. Использование метода постепенного усложнения заданий работником;
8. Предоставление исчерпывающей информации
Содержание программы адаптации
Общая программа адаптации | Специализированная программа адаптации. |
Общее представление об организации: приветствие, тенденции развития, цели, приоритеты, проблемы организации, продукция и ее потребители, виды деятельности, организационная структура, связи, информация о высшем руководстве, внутренние отношения
Оплата труда в организации
Дополнительные льгот: виды страхования, выходные пособия, пособия по болезни, болезням в семье, пособия по материнству, размер пенсии, возможность обучения на работе
Охрана труда и техника безопасности: меры предосторожности, правила противопожарной безопасности и контроля, правила поведения при несчастных случаях, здравоохранение и места оказания первой медицинской помощи
Отношение работника с профсоюзом: сроки и условия найма, назначения, передвижения, продвижения; права и обязанности работника; выполнение постановления профсоюзов; дисциплина и высказывания
Служба быта: питание, комната отдыха, другие службы | Функции подразделения: цели и приоритеты; организация, структура и функции; взаимоотношения с другими организациями
Обязанности и ответственность: детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов; разъяснение, почему эта конкретная работа важна; как она соотносится с другими видами работ в подразделении и в организации в целом; длительность рабочего дня и расписание; требования к качеству выполняемой работы
Правила-предписания: правила характеристики только для данного вида работы или данного подразделения, правила техники безопасности; отношения с работниками других подразделений; питание, курение на рабочем месте; телефонные переговоры личного характера в рабочее время
Осмотр подразделения: кнопка пожарной тревоги. Входы и выходы, места для курения, места оказания первой помощи
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
Профессиональное разделение труда предполагает профориентацию, включающую профессиональную информацию, профессиональную ориентацию и профессиональный отбор. Профессиональный отбор основывается на праве граждан на труд, выбора профессии и праве организации на подбор необходимого ей персонала.
Профессиональная ориентация представляет собой систему мер по профинформации, профконсультации, профотбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию.
Цель профориентации - помочь молодым людям и людям, ищущим работу в выборе профессии, специальности, нахождение места работы или учебы с учетом их склонностей и интересов (рис. Лица, нуждающиеся в профориентации).
Разрыв между профессиональной подготовкой и содержанием трудовых функций, выполняемых работником, ведет к снижению производительности, ухудшению качества продукции.
Задачи профориентации:
- информирование заинтересованных лиц о видах профессиональной деятельности;
- создание условий для развития профессионально значимых способностей;
- влияние соответствия психофизиологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранный ими трудовой деятельности.
Лица, нуждающиеся в профориентации
Формы профориентационной работы:
- профессиональное обучение - начальная профессиональная подготовка школьников основам различной профессиональной деятельности;
- профессиональная информация и просвещение - это пропаганда профессий, ознакомление с современными видами производства, потребностями рынка труда в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, профессиональными учебными заведениями и центрами подготовки персонала;
- профессиональная консультация - оказание помощи в профессиональном самоопределении (выборе профессии и места работы) лицам, обратившимся за консультацией с учетом состояния здоровья, психофизиологических особенностей и общественных потребностей;
- профессиональный отбор - определение степени профессиональной принадлежности человека к конкретной профессии. Формы профотбора: подбор (выбор одного кандидата из нескольких, отвечающих одним и тем же требованиям); профессиональный набор (массовое назначение или выборы на должность специалистов, прошедших отбор и профотбор); выдвижение (назначение работника на более высокую должность); ротация (назначение нового работника на смену предыдущему).