Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:33, курс лекций
Для успешного функционирования и достижения поставленных целей любая организация традиционно использует 3 основные группы основные группы ресурсов: природные (земельные), материальные (капитал), человеческие (труд). Комбинация используемых ресурсов определяется прежде всего целями, стоящими перед организацией.
Повторная профориентация:
Кроме основной профориентационной работы проводится повторная профориентация, в которой нуждаются:
- лица, оставившие работу по собственному желанию или в связи с сокращением;
- лица, уволенные в связи с сокращением штатов, реорганизацией или ликвидацией предприятия, но не готовые к таким переменам;
- инвалиды и лица, с временной нетрудоспособностью, желающие осваивать посильную работу;
- уволенные в запас военнослужащие, эмигранты, беженцы.
АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Целью обучения является получение образования.
Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Уровень образования обуславливается требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, общественными отношениями.
Несоответствие квалификации персонала потребностям организации отрицательно складывается на результатах ее деятельности. Инженеру, закончившему вуз в середине XIX века, институтского багажа достаточно было для конца трудовой биографии, современные инженеры должны переучиваться каждое десятилетие.
Организация профессионального обучения стала одной из функций управления персоналом, а его бюджет - наибольшей (после заработной платы) статьей расходов многих компаний.
В среднем организация на западе платит за обучение сотрудников 4-6 % всего бюджета, расходуемого на оплату труда. К этому добавляются расходы на проезд к месту обучения, проживание в гостинице, питание.
Дженерал Моторс тратит на профессиональное развитие > 1 млрд $ в год (2-10% от ФЗП).
Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач.
Основными методами управления профессиональным развитием персонала являются: профессиональное обучение; подготовка резерва руководителей; развитие карьеры
Ключевой момент в управлении профессиональным развитием - выявление несоответствия между профессиональными знаниями и навыками (компетенциями), которыми должен обладать персонал организации для развития ее целей и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в действительности.
Определение потребностей в профессиональном развитии отдельного сотрудника требует совместных усилий службы управления персоналом (отдела профессионального развития), самого сотрудника и его руководителя (рис. Определение потребностей профессионального развития).
Задачи СУП в области развития и профессионального обучения:
- выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров;
- определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам;
- правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качественного обучения;
- изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.
Организации развивают и обучают персонал, потому что:
- знания, навыки, умения, способности сотрудников становятся основным капиталом организации;
- снижаются издержки, связанные с текучестью кадров;
- многократное использование знаний, навыков, умений окупают инвестиции, вложенные в обучение;
- способность человека адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям и требованиям позволят преобразовывать знания, навыки в опыт успешной деятельности;
- сочетание опыта сотрудников с культурой и традициям и предприятия позволит сохранять и передавать следующим поколениям философию бизнеса и воспроизводить бизнес на более высокой ступеньке развития.
Факторы, влияющие на потребность организации в развитии своего персонала:
- динамика внешней среды (потребности, конкуренты, поставщики, государство);
- развитие техники и технологии;
- изменение стратегии развития организации;
- создание новой организационной структуры;
- освоение новых видов деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Профессиональное обучение - процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации.
Обучение нацелено на развитие способностей для выполнения работником соответствующих функций, а развитие направленно на повышение мастерства работников с тем, чтобы они могли продвигаться по служебной лестнице и эффективно решать стоящие перед ними задачи в будущем.
По американской статистике специалист высшей категории приносит компании в среднем на 127% больше прибыли, чем сотрудник средней категории. Этим фиксируется стремление удержать ключевых сотрудников любой ценой.
Обучение - инструмент управления: это фильтр, мотивация, проявление заботы о персонале, средство знакомства с работниками, канал распространения информации, средство для решения возникающих вопросов.
Решение учить - не учить, зависит от трех факторов:
Если все стабильно, ничего не меняется - учить (учиться) не надо.
Если окружающая среда изменчива - обучение необходимо.
Кого, чему, как, когда и где обучать зависит во. многом от отношения к проблеме: обучение – это затраты или инвестиции?
Можно выделить два взгляда на квалификацию организации:
- квалификация определяется уровнем квалификации самого неквалифицированного работника;
- квалификации определяется уровнем квалификации высшего руководителя.
Цели обучения персонала:
- повышение адекватности качеств рабочей силы требованиям рабочих мест;
- обеспечение развития работников и более эффективное использование их потенциала;
- расширение кругозора и повышение удовлетворенности трудом;
- обеспечение продвижения по службе, задействование факторов интереса к труду;
- обеспечение потребности организации в кадрах за счет внутреннего рынка труда.
Формы и методы обучения достаточно многообразны, имеют различия для разных категорий работников, при их выборе должны учитываться личностные особенности работника и сложившаяся ситуация.
Различают 3 вида профессионального обучения:
Подготовка кадров: планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческих знаний, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков, способов общения.
Переподготовка кадров - обучение с целью освоения новых профессиональных знаний, умений, навыков общения в связи с овладением новой профессией или изменениями к содержанию и результатам труда.
Повышение квалификации - обучение с целью усовершенствования профессиональных знаний, умений, навыков общения в связи с ростом требований к профессии или повышения в должности.
Этапы обучения:
В современных организациях профессиональное обучение предоставляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий несколько этапов (рис. Процесс профессионального обучения):
1. Определение потребностей в профессиональном обучении. Решается на 2 уровнях - индивидуальном и групповом.
2. Бюджет профессионального обучения.
3. Определение целей обучения и критериев оценки его эффективности.
4. Разработка и реализация программ профессионального обучения:
Принципы обучения:
- Актуальность
- Приближенность к рабочей обстановке
- Участие
- Практика
- Осмысление
- Достаточное время
- Повторение
- Разнообразие
- Обратная связь
- Заинтересованность
Формы (методы) обучение:
- обучение на рабочем месте (внутрифирменное обучение). Цель обучения на рабочем месте - решение проблем организации в прикладном аспекте. Задачи обучения: знакомство с компанией, технологией, подготовка сотрудников к предстоящим изменениям. Программа обучения базируется на фактическом материале либо адаптированы под цели компании. Преподаватели-сотрудники компании, носители знаний, умений, навыков. Продолжительность - с учетом минимально необходимого времени для закрепления навыков.
Методы обучения на рабочем месте:
- Наставничество (коучинг)
- Копирование
- Инструктаж
- Использование учебных методик, инструкций (например, как работать с конкретной машиной и т.п.)
- Метод усложняющихся заданий
Обучение вне работы включает все виды обучения за пределами самой организации. Основными методами такого обучения являются:
- Деловые игры
- Ролевые игры (моделирование ролевого поведения).
- «Кейс-стадиз» (изучение конкретных ситуаций).
- Имитационное моделирование (моделирование поведения).
- Тренинг сензитивности
- Традиционные методы: лекции, фильмы, программы на СD и т.д.;
- Самостоятельное обучение
В техническом обучении кадров организации приняты следующие методы:
- методы сообщения новых знаний: объяснение; рассказ; беседа; лекция;
- методы закрепления материала: лабораторная работа; экскурсия; упражнение; выполнение домашнего задания;
- методы проверки и оценки знаний: устный опрос; письменная проверочная работа; контрольная работа; экзамен.
Оценка эффективности обучения:
К наиболее действительным видам обучения относятся активные методы обучения (АМО). АМО — это методы обучения посредством воспроизведения (имитирования) производственной деятельности в учебном процессе. По данным немецких специалистов слушатели усваивают материал:
- на 20% при чтении лекций;
- на 30% при чтении лекций с использованием наглядных пособий;
- на 50% при использовании аудиовизуальных средств;
- на 70% при проведении дискуссий;
- на 90% при разборе конкретных ситуаций.
СЛУЖЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ
И ПРОДВИЖЕНИЕ ПЕРСОНАЛА
Служебно-профессиональное перемещение и продвижение персонала – что предлагаемая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест), которые сотрудник потенциально может пройти.
Различают 2 вида должностного продвижения:
продвижение специалиста;
продвижение руководителя (линейное или функциональное).
Принципы, используемые при организации продвижения персонала:
1. разработанность четких требований к работнику для его продвижения (стаж работы, уровень образования, повышение квалификации, качества работника);
2. определение четко выделенных направлений продвижения (в т.ч. и типовых вариантов);
3. соблюдение последовательности, информированность работников;
4. объективность результатов деятельности специалистов и руководителей; выявление перспективных работников и включение их в резерв.
Этапы продвижения линейных руководителей в организации:
1. работа со студентами старших курсов (целевая подготовка студентов);
2. работа с молодыми специалистам и (испытательный срок, стажировка);
3. работа с линейными руководителями низшего звена управления (замещение отсутствующих руководителей, работа дублером руководителя, обучение на курсах повышения квалификации);