Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:33, курс лекций
Для успешного функционирования и достижения поставленных целей любая организация традиционно использует 3 основные группы основные группы ресурсов: природные (земельные), материальные (капитал), человеческие (труд). Комбинация используемых ресурсов определяется прежде всего целями, стоящими перед организацией.
Кадровое планирование
Сущность, цели и задачи кадрового планирования
Кадровое планирование – это процесс определения того, когда, где, сколько, какого качества (квалификации) и по какой цене потребуется работников для реализации целей организации.
Сущность кадрового планирования заключается в создании условий для предоставления персоналу рабочих мест в нужный момент времени, в необходимом количестве в соответствие с их способностями, наклонностями, требованиями бизнеса.
Кадровое планирование должно дать ответы на следующие вопросы:
1. Сколько работников, какой квалификации, когда и где они будут необходимы?
2. Каким образом можно привлечь необходимый и сократить излишний персонал без нанесения социального ущерба?
3. Как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями?
4. Каким образом обеспечить развитие кадров для выполнения новых квалификационных видов деятельности и поддержания их знаний в соответствии с запросами бизнеса?
5. Каких затрат потребуют запланированные кадровые мероприятия?
Планирование персонала сводится к следующей схеме:
Различают общую потребность и дополнительную потребность.
Общая потребность – это вся численность персонала, необходимая для выполнения запланированного объема работ.
Дополнительная потребность - это численность персонала, необходимая организации дополнительно к имеющемуся количеству.
Численность персонала имеет 2 характеристики:
количественную: численность в человеко-единицах;
качественную: определяется структурой персонала, профессиональной, квалификационной, половозрастной и т.д.
потребности организации в персонале зависят прежде всего от стоящих перед ней целей. Чем конкретнее организационная цель, тем легче определитель потребности в персонале.
Цели и задачи кадрового планирования представлены на рисунке.
Цели и задачи кадрового планирования в организации
оптимизация использования персонала;
совершенствование процесса приема на работу;
организация профессионального обучения;
разработка долгосрочных программ в области персонала;
сокращение общих издержек на рабочую силу за счет активной политики организации на рынке труда;
постоянный анализ кадровой ситуации на внутреннем рынке труда.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОТРЕБНОСТЬ В ПЕРСОНАЛЕ
Чтобы определить потребности организации в персонале, необходимо понимать, под влиянием каких факторов эта потребность формируется. Поскольку организации являются открытыми социальными системами, их потребности в рабочей силе возникают под влиянием внутренних (внутриорганизационных) и внешних факторов.
1. Внутренние (внутриорганизационные) факторы:
а) Цели организации.
б) Организационная структура организации (линейная, линейно-штабная, функциональная, программно-целевая, матричная, дивизиональная).
в) Сложность задач, решаемых управленческими работниками.
г) Внутриорганизационная динамика рабочей силы: уважение, пенсия, отпуска и т.д.
2. Внешние факторы
а) Рынок труда;
б) макроэкономические и демократические параметры экономики;
в) развитие техники и технологии;
г) политические изменении (изменение законодательства; регулирование макроэкономических параметров; политический климат в стране);
д) конкуренция и состояние рынка сбыта.
Источники возникновения вакантных рабочих мест
Потребность в персонале определяется на основе анализа источников возникновения вакантных рабочих мест в организации (рис. 2).
Рис. 2. Источники возникновения вакантного рабочего места
МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА
Маркетинг персонала - вид управленческой деятельности, направленной на долгосрочное обеспечение организации человеческими ресурсами. Эти ресурсы образуют стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач организации.
Исполнение маркетинговых технологий в СУП началось в иностранных компаниях с 70-х годов 20 века и, по своей сути, представляя перенос основных положений «производственного» маркетинга на такой специфический товар как рабочая сила или человеческие ресурсы.
В существующих подходах к определению маркетинга персонала существует 2 принципа:
1. ориентация на рассмотрение задач и функций маркетинга в широком смысле: под маркетингом персонала в данном случае понимается определенная философия и стратегия управления человеческими ресурсами, а персонал (работающий и потенциальный) рассматривается в качестве внешних и внутренних клиентов организации, т.е. маркетинг персонала рассматривается как элемент кадровой политики, реализуемый через комплекс задач управления персоналом.
Персонал-маркетинг нацелен на “продажу” организации своим сотрудникам путем создания максимально благоприятных условий труда, содействующих повышению его эффективности и развитию партнерского отношения и лояльности в каждом сотруднике.
2. в узком смысле персонал – маркетинг рассматривается как особая функция службы управления персоналом, направленная на выявление и покрытие потребностей организации в кадровых ресурсах.
Основные функции маркетинга персонала:
исследование рынка для определения текущих и перспективных потребностей организации в персонале;
анализ развития производства для своевременной подготовки новых рабочих мест и требований к сотрудникам;
поиск и приобретение персонала, соответствующего целям и требованиям организации
создание и пополнение информационной базы данных по персоналу по всем целевым группам; данная функция включает в себя изучение требований, предъявляемых к должности и рабочим местам.
Основная задача маркетинга персонала («персонал-маркетинга») – владение ситуацией на внутреннем и внешнем рынке труда для своевременного и эффективного покрытия потребности в рабочей силе и реализации тем самым тактических, оперативных и стратегических задач организации.
Маркетинговая деятельность в области персонала представляет собой комплекс взаимосвязанных этапов по формированию и реализации плана персонал-маркетинга. Схему основных этапов маркетинговой деятельности в области персонала можно проиллюстрировать на рис.
Общая схема маркетинговой деятельности в области персонала
Исходную информацию для определения направлений маркетинговой деятельности, формирования плана персонал-маркетинга и мероприятий по его реализации дает анализ внешних и внутренних факторов. Такой анализ – отправная точка маркетинговой деятельности.
Под внешними факторами понимаются условия, которые организация как субъект управления, как правило, не может изменить, но должна учитывать для правильного определения качественной и количественной потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности.
К внешним факторам, определяющим содержание персонал-маркетинга, можно отнести следующие факторы
o Ситуация на рынке труда
o Развитие технологии
o Особенности социальных потребностей
Законодательство в сфере трудовых отношений
o Кадровая политика организаций- конкурентов
Внешние факторы нужно рассматривать как внешнюю среду организации в области персонал-маркетнга. Учет этой среды позволяет избежать крупных ошибок при отработке направлений маркетинговой деятельности.
Под внутренними факторами понимаются такие, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны организации. Основные внутренние факторы:
Цели организации
Финансовые ресурсы
Кадровый потенциал
Источники покрытия кадровой потребности
Основные направления персонал-маркетинга можно определить по аналогии с общим («производственным») маркетингом. Такими направлениями персонал - маркетинга являются:
Разработка профессиональных и квалификационных требований к персоналу;
Определение качественной и количественной потребности в персонале;
Расчет плановых затрат на приобретение и использование персонала;
Выбор источников и путей покрытия потребности в персонале.
Разработка требований к персоналу производится на основе штатного расписания, текущего и перспективного анализа требований к должностям и рабочим местам. Разработка требований к персоналу заключается в формировании качественных характеристик персонала: способностей, мотиваций и свойств.
Определение потребности в персонале – одно из важнейших направлений маркетинга персонала, позволяющее установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала.
Качественная потребность, т.е потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитывается исходя из:
Профессионально – квалификационного деления работ, зафиксированных в производственно – технологической документации на рабочий процесс;
Требований к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест;
Штатного расписания организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей;
Документации, регламентирующей различные организационно – управленческие процессы с выделение требований по профессионально- квалифицированному составу исполнителей.
Расчет качественной потребности по профессиям, специальностям и т.п. сопровождается одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности. Общая потребность в персонале находится суммированием количественной потребности по отдельным качественным критериям.
Качественная потребность в специалистах и руководителям может быть определена путем последовательной разработки следующих организационных документов:
Системы целей как основы оргструктуры управления;
Общей организационной структуры, а также организационных структур подразделений;
Штатного расписания;
Должностных инструкций (описаний рабочих мест) специалистов и руководителей. Этот вид документа может использоваться как основу расчета трудоемкости выполнения должностных функций.
Задача определения количественной потребности в персонале сводится как к выбору метода расчета численности сотрудников, так и к установлению исходных данных для расчета и непосредственному расчету необходимой численности работников на определенный временной период.
Ожидаемые затраты на приобретение и использование персонала складываются из внешних и внутренних затрат, которые могут быть единовременными или текущими.
К внешним единовременным затратам относятся: оплата договорных отношений с учебными заведениями, коммерческими структурами по подбору и подготовке персонала, центрами подготовки при органах регулирования занятости (биржах труда) и т.п.
К внешним текущим затратам относятся: затраты на исследовательские и оперативные работы в области персонал – маркетинга ( сбор и анализ информации, затраты на рекламу, представительские расходы, командировки сотрудников маркетинговых служб и т.п.).