Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:33, курс лекций
Для успешного функционирования и достижения поставленных целей любая организация традиционно использует 3 основные группы основные группы ресурсов: природные (земельные), материальные (капитал), человеческие (труд). Комбинация используемых ресурсов определяется прежде всего целями, стоящими перед организацией.
К внутренним единовременным затратам относятся: капитальные инвестиции по оборудованию новым рабочих мест и переоснащению существующих, вложение средств в дополнительное строительство и оснащение объектов социальной инфраструктуры, учебных подразделений и т.п.
Внутренние текущие затраты складываются из расходов по оплате труда новых сотрудников или работников с новой квалификацией, в том числе различных социальных выплат т.п.
Выбор путей покрытия потребности в персонале зависит от влияния двух других направлений маркетинговой деятельности – разработки профессиональных требований к персоналу и определения величины затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала.
Сущность маркетинговой работы по выбору путей покрытия потребности в персонале сводится к следующим основным этапам:
1) Установление источников покрытия потребности;
2) Определение путей привлечения персонала;
3) Анализ источников и путей покрытия с точки зрения их соответствия требованиям качественных и количественных параметров потенциальных сотрудников, а так же затрат, связанных с использованием того или иного источника и пути привлечения персонала;
4) Выбор альтернативных или комбинированных вариантов источников путей покрытия в персонале
В качестве источников покрытия потребности в персонале можно выделить следующие:
учебные заведения различных ступеней и уровней подготовки;
коммерческие учебные центры;
посреднические фирмы по подбору персонала;
центры обеспечения занятости (биржи труда);
различные профессиональные ассоциации и объединения;
родственные организации;
свободный рынок труда;
собственные внутренние источники.
К внутренним источникам покрытия потребности в персонале относятся: высвобождение, переподготовка и перемещение персонала с участков работы, имеющих резервы кадров, или связи с изменениями номенклатуры и объемов производства, механизацией и автоматизацией технологических процессов, снятием продукции с производства.
Работе по перемещению кадров должен предшествовать анализ рациональности организации труда, расстановки персонала, использования рабочего времени сотрудников. Перемещения работников внутри организации позволяют в ряде случаев предупредить их уход, связанный с неудовлетворенностью работой.
По степени участия организации в процессе приобретения сотрудников выделяют 2 направления покрытия потребности в персонале: активные и пассивные.
Активные пути покрытия потребности в персонале:
учебные заведения;
местные и международные службы занятости (биржи труда);
услуги консультантов по персоналу;
посредством своих сотрудников;
лизинговые соглашения с другими работодателями.
Пассивный путь покрытия потребности в персонале:
рекламные объявления в СМИ;
рекламные объявления местного характера в организации.
Источники системы маркетинговой информации по персоналу:
Учебные программы и планы выпуска специалистов в учебных заведениях;
Учебные программы дополнительного обучения в коммерческих учебных центрах и курсов переобучения при биржах труда;
Аналитические материалы, публикуемые государственными органами по труду и занятости (такие материалы могут готовиться по заявкам организации);
Информационные сообщения служб занятости (бирж труда);
Специализированные журналы и специальные издания, посвященные вопросам трудоустройства, а также общим проблемам управления персоналом;
Сеть научно-технических библиотек;
Выставки, конференции, семинары;
Экономические публикации в газетах;
Рекламные материалы других организаций, в особенности организаций-конкурентов;
Презентации фирм в учебных заведениях, проведение учеб и заведениями “дней открытых дверей”;
Система внутренней отчетности организации по кадровым вопросам;
Аналитические материалы по изучению требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам, а также по изучению содержания труда на рабочих местах;
Беседы специалистов по персоналу-маркетингу с потенциальными сотрудниками организации, с внешними партнерами, с работниками своей организации и т.п.
Потребность в персонале определяется на стадии подготовки и разработки бизнес-плана организации.
Методами расчета потребности в персонале являются следующие:
1. Нормативный метод (метод на основе трудоемкости).
Базируется на основе норм выработки, обслуживания или трудоемкости планируемого объема производства. Нормы времени берутся из отраслевых справочников нормативов либо разрабатываются в самой организации на основании опыта, примеров, расчетным путем.
Численность рабочих:
, где
- планируемый объем выпуска продукции в рассматриваемом периоде в соответствующих единицах;
- норма выработки продукции на одного рабочего в планируемом периоде в тех же единицах измерения.
Численность рабочих-сдельщиков рассчитывается по формуле:
, где
- общая трудоемкость определенного вида работ;
- полезный фонд времени одного работника за год (1910 часов);
- коэффициент выполнения рабочими норм выработки.
2. Численность служащих:
Численность служащих в общем случае определяется по формуле:
, где
- годовая трудоемкость нормируемых работ, определяемая в соответствии с типовыми нормами времени и плановым объемом работ либо экспертным путем;
- годовая трудоемкость ненормируемых работ, определяемая, в основном, экспертным путем.
3. Численность руководителей (нормы управляемости):
Поскольку в содержании труда служащих, а особенно специалистов и руководителей, велик процент ненормируемых, творческих работ, постольку определять потребность в специалистах и руководителях затруднительно. Для руководителей существуют усредненные нормы управляемости с учетом уровня управления и типа производства (табл.1).
Таблица 1.
Нормы управляемости
Уровень руководства | Тип производства продукции | |||||
Массовое и крупносерийное | Серийное | Индивидуальное и мелкосерийное | Массовое и крупносерийное | Серийное | Индивидуальное и мелкосерийное | |
Особо сложная продукция | Сложная и простая продукция | |||||
Нормы управляемости | ||||||
Высший Низший | 5 11 | 4 9 | 3 7 | 6 15 | 5 13 | 4 11 |
При определении числа подчиненных используют следующие факторы:
уровень компетентности руководителя и подчиненных;
интенсивность взаимодействия между группами или отдельными подчиненными;
объем работ неуправленческого характера у руководителя и потребность в контактах за пределами подразделения;
сходство или различия в содержании труда подчиненных (при одинаковой работе допустимое число подчиненных больше);
широта новой проблематики в подразделении (доля инноваций);
уровень стандартизации и унификации управленческих и производственных процедур в организации;
степень физических различий в деятельности.
В межотраслевых методических материалах по совершенствованию организационных структур управления предприятий и производственных объединений приводятся нормы управляемости:
для руководителей организаций и их первых заместителей - не более 10-12 человек (подразделений);
для функциональных отделов - не менее 7-10 человек;
для функциональных бюро - не менее 4-6 человек;
для конструкторских и технологических отделов - 15-20 человек;
для конструкторских и технологических бюро - 7-10 человек.
Должность заместителя руководителя подразделения вводится, как правило, при превышении нормы управляемости в 1,5 раза.
4. Метод Розенкранца для расчета численности административно-
5. Численность персонала по нормам обслуживания
6. Метод экстраполяции – перенесение сегодняшней ситуации (пропорций) в будущее. Подходит для краткосрочного планирования и организаций со стабильной структурой в стабильной внешней среде.
7. Экспертные оценки – базируются на мнении специалистов. Базируются на оценках специалистов, разработанных в групповых обсуждениях, письменном обзоре, использовании метода Дельфи.
Стратегическое планирование персонала – долгосрочное планирование (3-10 лет). Зависит от экономического, технологического, социального развития.
Тактическое планирование – решение конкретных проблем персонала сроком 1-3 года. Ориентируется на стратегическое планирование, реализуется средним звеном управления.
Оперативное кадровое планирование – краткосрочное (до года), ориентировано на достижение отдельных оперативных целей персонала.
Структура оперативного плана работы с персоналом
Оперативный план работы с персоналом – комплекс взаимосвязанных кадровых мероприятий, направленных на реализацию конкретных целей организации и каждого работника и охватывающих планирование всех видов работы с персоналом в организации.
Планирование потребности в персонале;
Планирование привлечения и адаптации персонала;
Планирование высвобождения или сокращения персонала;
Планирование использования персонала;
Планирование обучения персонала;
Планирование деловой карьеры, служебно-профессионального продвижения;
Планирование безопасности персонала и заботы о нем;
Планирование расходов на персонал.
Структура типового оперативного плана работы с персоналом организации приведена на схеме:
Структура типового оперативного плана работы с персоналом
в организации
ЗАТРАТЫ НА ПЕРСОНАЛ
Затраты на персонал организации — совокупность расходов, связанных с привлечением, вознаграждением, стимулированием, решением социальных проблем, организацией работы и улучшением условий труда персонала.
Международная стандартная классификация стоимости труда, рекомендованная Международном конференцией статистиков по труду включает следующие статьи затрат на персонал: