Эффективность различных методов поиска и подбора персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе были поставлены следующие цели:
- определение планирования персонала;
- расчет численности персонала;
- определение способов по привлечению и набору кандидатов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

Глава 1 ПОИСК ПЕРСОНАЛА…………………………………..……….......5

1.1 Планирование персонала……………………………………………5
1.2 Расчет численности персонала……………………………....….......7
1.3 Привлечение и набор кандидатов ………………………………….9

Глава 2 ОТБОР И ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА………………….…………….15

2.1 Анализ анкетных данных ………………….………………….........15
2.2 Тестирование ……………………………………………………….16
2.3Собеседование…………………………….…………………………18

Глава 3 ПРИЕМ НА РАБОТУ ……………………………………………….20

3.1 Состав мероприятий при приеме на работу………………………..20
3.2 Выбор кандидата и предложение…………………………………...22
3.3 Интеграция новых сотрудников…………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………27

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Управление персоналом..doc

— 145.00 Кб (Скачать)

- смена круга задач и обязанностей, не вызванная повышением квалификации, не влекущая за собой повышения в должности роста зарплаты (ротация).

              Такого типа ротации, как правило, приводит к расширению кругозора, повышению управленческой квалификации и, в конечном счете,

сопровождаются должностным ростом работников организации.

К внешним источникам подбора персонала относится все то неопределенное количество людей, способных работать в организации, но не работающих в ней в настоящий момент. Среди них могут быть как люди, с которыми руководитель организации и работники службы персонала раньше встречались по вопросу трудоустройства (из так называемого «списка ожидания»), так и специалисты, с которыми подобные встречи еще предстоят.Некоторые достоинства и недостатки различных источников комплектования организации кадрами представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Преимущества и недостатки различных источников комплектования кадров

Источники

Преимущества

Недостатки

Внутренние

Для работников являются примером возможности самореализации внутри организации, воспринимаются как поощрение успешной работы. Для организации продолжается работа с сотрудниками, которые уже известны, а также сокращаются финансовые затраты на подбор персонала

Возможен риск осложнений личных взаимоотношений между сотрудниками, может возникнуть «семейственность»

Внешние

Возможность выбора из большого числа кандидатов. Новые люди – новые идеи и приемы работы

Адаптация нового сотрудника, возможно ухудшение морально-психологического климата среди давно работающих

Прежде чем принимать решения о подборе новых сотрудников, целесообразно определить, все ли средства, являющиеся своеобразной альтернативой найму, использованы в организации. К ним относятся:

- сверхурочная работа, повышение интенсивности труда;

- структурная реорганизация или использование новых схем производства;

- временный наем;

- привлечение специализированных фирм для осуществления некоторых видов деятельности.

Говоря о подборе персонала, нельзя обойти вниманием вопрос о затратах, которые необходимо учесть в финансовых планах организаций. Так, если организация использует для подбора сотрудников агентство по найму, то ее затраты будут не менее, чем двухнедельная зарплата этого сотрудника, а если интересующий организацию человек является специалистом, то затраты будут приблизительно равны его месячному и полуторамесячному окладу. Пользование услугами таких агентств, с одной стороны, существенно экономит время штатных работников организации, а поскольку внешние кадровые консультанты осуществляют большую часть работы по предварительному отбору кандидатов, и только прошедшие через «отборочное сито» (как правило, до пяти человек) будут интервьюироваться непосредственно менеджером по персоналу или руководителем организации. С другой стороны, у сотрудников агентств не всегда имеется достаточно информации о стратегии организации, ее культуре и особенностях тех руководителей, «под которых» подбирается кандидат. Это может приводить к различного рода недоразумениям, вплоть до отвержения всех кандидатов, предлагаемых агентством. Разумеется, в этом случае затраты организации могут быть весьма ощутимыми.

Считается, что одним из наиболее дешевых способов подбора персонала является поиск кандидатов через сотрудников, работающих в организации (их друзей или родственников, нуждающихся в работе). Этот способ не требует особых затрат, поскольку сотрудники организации, в сущности, выполняют значительную часть работы по поиску и даже отбору.

По данным ряда исследователей, можно говорить о различиях экономической эффективности используемых сегодня методов поиска и подбора персонала. В качестве оснований для сравнения этих методов можно остановиться на общих затратах организации, соотнесенных с числом принятых работников (см. табл. 2).

Таблица 2

Сравнение эффективности различных методов поиска и подбора персонала

Метод

Результат от общей суммы всех видов, %

Коэффициент принятия разостланных предложений

Коэффициент принятия предложений на работу

Лица, письменно обратившиеся в поисках работы

35

6

58

Публикация объявлений

32

1

40

Различные агентства

14

2

32

Прямое распределение в колледжах

8

2

13

Набор внутри компании

7

10

65

Лица, случайно зашедшие в организацию в поисках работы

2

6

57

Справочники-списки ищущих работу

2

8

82

Кроме количественных показателей эффективности работы службы персонала по поиску и подбору новых сотрудников можно использовать и качественный,  который рассчитывается по следующей формуле: КН = (РК + ПР +ОР) / Ч, где КН – качество набранных работников, %; РК – усредненный суммарный рейтинг качества выполненной работы набранными работниками; ПР – процент новых работников, продвинувшихся по службе в течение одного года; ОР – процент новых работников, оставшихся работать по прошествии одного года; Ч – общее число показателей, учтенных при расчете.

Особенно следует отметить возможность использования организацией, находящейся на стадии динамического роста, временного набора персонала.

В этом подходе нет ничего нового для тех организаций, которые меняют объемы своей деятельности сезонно. В то же время в некоторых случаях временный набор персонала, кроме своей основной цели – обеспечения организации людьми на определенный период, может быть прекрасным способом проверки временно нанятых работников с целью возможного продолжения сотрудничества с ними на долговременной основе.   


2  ОТБОР И ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА

 

2.1.           Анализ анкетных данных

 

Подбор кандидатов является основой для следующего этапа – отбора будущих сотрудников организации. Содержание этого этапа во многом зависит от традиции, культуры организации, а также характер должности, на которую подбирается кандидат, однако в самом общем виде этот этап может быть представлен следующей схемой включающей практически все возможные этапы:

Первичный отбор – Собеседование с сотрудниками отдела человеческих ресурсов – Справки о кандидате – Собеседование с  руководителем подразделения – Испытание – Решение о найме

Первичный отбор начинается с анализа списка подобранных кандидатов с точки зрения их соответствия требованиям организации к будущему сотруднику. Основная цель первичного отбора состоит в отсеивании кандидатов, не обладающих минимальным набором характеристик, необходимых для занятия вакантной должности. Естественно, что этот минимальный набор является различным для разных специальностей и организаций.

Методы первичного отбора зависят от бюджета[3], стратегии, культуры компании и относительной важности данной должности для организации. Наиболее распространенными в настоящее время методами являются – анализ анкетных данных, тестирование, экспертиза почерка.

Анализ анкетных данных (или анализ биографических данных) предполагает, что биография человека является достаточно надежным индикатором его потенциала успешно выполнять определенные производственные функции. При использовании этого метода отдел человеческих ресурсов проводит анализ информации, содержащейся в заполненных кандидатами анкетах, сравнивая фактические данные с собственной моделью. Наличие такой модели (четко определенных критериев отбора) является необходимым условием проведения справедливого для кандидатов и эффективного для организации первичного отбора. Отсутствие четких критериев значительно снижает эффективность отбора, поскольку решение принимается на основе субъективного мнения сотрудника, обрабатывающего анкеты, часто не обладающего достаточным знанием специфики данного вида деятельности и, соответственно, предъявляемых кандидату требований.

Анализ анкетных данных (анкеты могут быть самыми разнообразными и содержать от 10 до 100 и более вопросов) является простым, дешевым и достаточно эффективным методом первичного отбора в случае, когда организация имеет обширный список кандидатов и когда речь идет о специализированных должностях, например, наладчик лифтов, операторах станков с программным управлением, брокерах по цветным металлам, преподавателях древнегреческого языка. В то же время этот метод достаточно приблизителен в оценке потенциала, поскольку ориентирован исключительно на факты из прошлого кандидата, а не на его сегодняшние состояние и способность к профессиональному развитию. Человек мог иметь отличные оценки по математике 10 лет назад, но быть не в состоянии произвести элементарные вычисления сегодня. Поэтому при отборе кандидатов на руководящие должности, особенно предполагающие дальнейшее развитие и профессиональный рост, нужно быть крайне осмотрительным, используя метод анализа анкет.

 

2.2.           Тестирование

 

Более точно определить сегодняшние состояние кандидата с точки зрения его соответствия требованиям, предъявляемым к вакантной должности, а также потенциалы развития, можно с помощью специальных тестов. Первоначально "тесты на профессиональную пригодность" применялись для отбора представителей профессий, связанных с повышенным риском, - космонавтов, летчиков, разведчиков. По мере совершенствования методов тестирования и усиления внимания компаний по подбору, и особенно развитию руководителей, многие из них начали использовать тесты для определения потенциала своих руководителей и специалистов. Сегодня существует достаточное число компаний, специализирующихся в области тестирования для диагностики различных качеств и характеристик личности темперамента, аналитических способностей, коммуникабельности, быстроты реакции, памяти, лидерских данных и т. д. одна из ведущих в мире компаний, занимающихся тестированием профессионального потенциала, британская SHL предлагает своим клиентам набор тестов, позволяющих детально продиагностировать различные качества и характеристики кандидатов. Этот набор включает в себя тесты для руководителей высшего звена и специалистов (устная речь, способность анализировать печатную информацию, способность работать с цифровой информацией, критическое мышление), для молодых специалистов в области информатики, технических сотрудников и т. д.

Тестирование завоевывает в последнее время все большую популярность среди ведущих организаций развитых стран, его используют не только корпорации, но и государственные учреждения, университеты, общественные организации. Преимущества тестирования состоят в возможности оценки сегодняшнего состояния кандидата с учетом особенностей организации будущей должности. Недостатки этого метода первичного отбора – высокие издержки, часто необходимость сторонней помощи, условность и ограниченность тестов, не дающих полного представления о кандидате. Каждая организация должна принимать решение об использовании тестов с учетом собственных финансовых возможностей, культурных особенностей, приоритетов развития. В мультинациональной компании «Марс», делающей акцента подборе персонала самого высокого качества, все кандидаты на должности руководителей проходят через три теста – тип личности, аналитические способности, логическое мышление.

Экспертиза почерка, получившая особое распространение во Франции, является своеобразной разновидностью тестирования, требующей значительно более низких затрат. Этот метод основан на теории, согласно которой почерк человека является достаточно объективным отражением его личности, и, следовательно, с помощью анализа почерка можно оценить различные характеристики человека, в том числе способность выполнять определенные производственные функции. Привлекательность анализа почерка как метода первичного отбора кандидатов заключается в низких издержках, однако он отличается односторонним подходом и содержит в себе высокую степень риска неадекватной оценки потенциала кандидатов. Поэтому он может использоваться из методов первичного отбора, не имеющего разрешающего значения.

Стадия первичного отбора, независимо от применяемых методов, завершается созданием ограниченного списка кандидатов, наиболее соответствующих требованиям организации. Остальным кандидатам сообщается о решении прекратить рассмотрение их кандидатур на данную должность.

2.3. Собеседование

 

Задача первичного отбора состоит в определении ограниченного числа кандидатов, с которыми организация могла бы работать индивидуально. На следующем этапе отдел человеческих ресурсов (специалист по отбору персонала) проводит индивидуальные собеседования (часто называемые интервью – от английского interview) c отобранными кандидатами. Цель этих собеседований заключается в оценки степени соответствия кандидата портрету идеального сотрудника, его способности выполнять требования должностной инструкции, потенциала профессионального роста и развития, способности адаптироваться в организации, знакомстве с ожиданиями кандидата в отношении организации, условий работы, ее оплаты и т. д. Важно помнить, что собеседование является двусторонним процессом – не только организация оценивает кандидата, но и кандидат оценивает организацию с точки зрения ее соответствия его собственным интересам и запросам. Сотрудник отдела человеческих ресурсов, проводящий собеседование, должен предоставить максимально объективную и полную информацию об организации, чтобы заинтересовать кандидата  и  одновременно избежать приема на работу тех, чьи ожидания расходятся с возможностями организации – чем раньше потенциальный работник и потенциальный работодатель поймут, что они не подходят друг другу, тем лучше для обеих сторон. В тоже время собеседование по подбору не должно превращаться в своеобразную попытку «продать» компанию кандидату, проводящий его менеджер должен помнить о главной цели – определить, в какой степени данный кандидат обладает необходимыми для организации компетенциями. Задачу убедить выбранного кандидата принять предложение нужно решать после того, как такой кандидат найден.

Информация о работе Эффективность различных методов поиска и подбора персонала